Челябинск – счастливый билет. Часть третья , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Челябинск – счастливый билет. Часть третья

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > Челябинск – счастливый билет. Часть третья

Кировка

Представьте себя на огромной, окруженной монументальными сооружениями, площади Революции.

По проспекту Ленина движется непрерывный поток автомобилей. автобусов, троллейбусов. Спешат по своим делам пешеходы. Трамваи, почти “в хвост” друг другу, пересекают площадь. Обычная урбанистическая картина центра огромного мегаполиса.

Если, обойдя “Главное здание города”. вы завернете за угол. то окажетесь на улице Кирова, в сердце исторического центра, главной улице старого Челябинска.

За поворотом приготовьтесь увидеть картину, совсем не похожую на ту, что у вас за спиной.

Несмотря на промышленный подъем конца девятнадцатого века и. связанный с ним. “чисто американский рост”,, в целом Челябинск продолжал оставаться маленьким уездным степным городком. И центральная улица у него была соответствующая.

Несколько новых зданий – торговый дом Валеева. Государственный банк. торговый дом Яушева – конечно выделялись своей претензией на “столичность”. Но на облик главной улицы не повлияли.

Начавшаяся в 1927 году, индустриализация. тоже не изменила статус, теперь уже не Уфимской. а Кировской. Новый “имперский” центр еще находился в стадии проектирования и частично, строительства. Проекты были такими гигантскими. что об их завершении в ближайшее время не могло быть и речи. А жизнь продолжалась.

В 1934 году Челябинск становится центром одной из крупнейших областей Советского Союза. Положение обязывает. На главной улице областного центра появляются несколько новых общественных зданий, в том числе комплекс Главпочтамта. Обустраивается квартал, примыкающий к площади Революции. На месте снесенного Христорождественского Кафедрального собора начинается возведение монументального здания Театра оперы и балета, проекта, просто немыслимого в старом Челябинске. Строится еще несколько жилых зданий. Но при этом главная улица продолжает сохранять свой уездной, патриархальный вид, тем более, что почти все здания, постройки периода “до”, были взяты под охрану государства.

Получалась странная картина. Находясь посреди архитектурного карнавала, где ведущую роль играл “Сталинский ампир”, человек внезапно оказывался в другом измерении. Если последний квартал улицы Кирова хоть как – то поддерживал масштабы челябинского центра, то дальше начинался совсем другой город – исторический центр существовал как – бы сам по себе.

Так продолжалось до последнего времени.

Архитекторы предлагали множество вариантов реконструкции, но ни один из них не подошел. В конце концов, городские власти приняли весьма неординарное решение.

Для того, чтобы превратить улицу маленького провинциального городка, в равноправного партнера, полноправную часть центра гигантского мегаполиса, решено было… обратить все в шутку. На участке улицы Кирова от площади Революции до реки Миасс создается что – то вроде московского Арбата.

Подобного рода променады стали массово возникать по всей стране вслед за открытием в Москве в 1988 году реконструированного Арбата – одной из первых пешеходных улиц Советского Союза. Называли их чаще всего так же, как в Москве.

В Челябинске был объявлен конкурс, который еще раз подтвердил правильность политики городских властей в отношении сохранении названия улиц. Результаты голосования показали, что шутка горожанами принята, но имя улицы – дело серьезное.

Кировка – так теперь называется пешеходная зона в центре Челябинска. Она абсолютно не похоже на московский Арбат. “Лицо” Кировки – прежде всего это скульптурные композиции, непосредственно связанные со зданиями, перед которыми установлены. Именно они создают тот дружелюбно – шутливый тон, который лежит в основе концепции реконструированной улицы.

Если спускаться вниз от площади Революции, то первым нам встретится знакомое здание – Государственный банк, обком КПСС, а ныне – Законодательное Собрание. Перед ним – веселая фигурка крестьянина, изучающего свод Законов.

Следующий по этой стороне – солидный двухэтажный дом, построенный в 1910 году и известный тем, что здесь в том же году открылся первый в Челябинске кинотеатр, существующий до сих пор.

Перед “Альфа – банком” – еще одна скульптура – попрошайки. А, если серьезно – здание банка – образец приоритетов “новых русских”, в данном случае банкиров. Этот дом, несмотря на его “антикварный” вид, построен несколько лет назад в стиле того же “ампира”. который предпочитает примерно половина “заказчиков”. Другие пятьдесят процентов требуют так называемый “бизнес – модерн”. Его яркий пример находится на противоположной стороне улицы. Каких только имен не получило здание “Челябинск – Сити”. Не будем о них говорить, но и мне кажется. что этот многоэтажный, бирюзового цвета “бизнес – модерн”, находится явно не на своем месте и что он сам это чувствует.

Пешеходная Кировка – небольшая по длине. Ее три квартала можно быстро пройти пешком. Если глядеть только прямо, а не по сторонам. А посмотреть есть на что.

Около реконструированного моста через реку Миасс расположена большая площадь. Когда – то здесь возвышался кафедральный Христорождественский собор и именно на этом месте полковник Тевкелев заложил небольшую крепость, с которой и начался город.

Весь тот период челябинской истории. который мы называем “до”, Соборная или Христорождественская площадь выполняла функции центральной. Что в небольшом степном торговом городке это, прежде всего, место проведения ярмарок. Так они и жили много лет – собор и базар.

Сегодня, глядя на современную площадь Ярославского, с большим трудом представляешь на этом месте ярмарку.

С началом периода “после”, исторический центр старого города постепенно превращается в культурный. Северная сторона площади – концертный зал имени Прокофьева и картинная галерея, разместившаяся в помещении бывшего пассажа братьев Яушевых.

Прекрасное торговое здание в стиле “модерн” с большими залами, высокими потолками, идеально подошло для музея. Галерея небольшая, но сама коллекция очень приличная. На ее основе, музей проводит большую просветительскую деятельность – лекции, концерты, передвижные выставки, корпоративные мероприятия.

По соседству с галереей находится здание Концертного зала имени Прокофьева. В начале тридцатых годов прошлого века здесь работал небольшой кинотеатр “Пролетарий”,построенный путем реконструкции, стоявших на этом месте жилых домов.

В 1934 году Челябинск становится областным центром и ему “по рангу” становится положена филармония – организация артистов “легкого жанра” а к ней – концертный зал.

Найти место для очередной конторы в те бюрократические времена было делом сложным, но возможным. Для концертного зала, недолго думая, передали кинотеатр “Пролетарий”.

Он имел только один недостаток – в нем не было места для сцены. Выход нашли. Сцену соорудили за счет разрушения нескольких залов соседнего здания картинной галереи.

После этого “обрезания”. музей не только лишился почти половины своей выставочной площади, но и получил, испорченный колосниковой коробкой сцены, фасад.

Самому же концертному залу пришлось еще пристраивать помещения для фойе. Эта часть здания уже почти висела над рекой и, в один прекрасный день, благополучно рухнула. Ночью и без зрителей.

И все – таки этот “временный гибрид” продержался свыше пятидесяти лет и стал одним из символов города. При реконструкции концертного зала фасады, выходящие на улицы Кирова и Труда, постарались сохранить почти без изменений.

Сегодня на месте кинотеатра “Пролетарий”, а затем, слепленного из кусочков, здания филармонии расположено уютное, камерное сооружение – концертный зал имени Прокофьева с памятником композитору перед входом.

Так получилось, что почти все челябинские театры оказались на одной улице – Кирова.

С завершением строительства на площади Революции нового здания театра Драмы начался обмен помещениями.

Бывший Народный дом – занял театр юных зрителей. старый зал которого находился на площади Ярославского. Здание ТЮЗа было передано сначала Дому Актера, а потом. уже в девяностые годы, – Художественному театру.

Вот такой культурно – обменный процесс произошел в начале восьмидесятых годов прошлого века на площади Ярославского. Кстати, многим челябинцам она знакома под другим названием – площадь Оперного театра, зданию которого здесь по праву принадлежит главенствующее положение.

Челябинский театр оперы и балета имени Глинки открылся в сентябре 1956 года. С опозданием на пятнадцать лет.

Строительство этого грандиозного сооружения имеет свою, необычную историю.

Решение об открытии театра было принято в 1938 году и почти сразу начались работы по возведению здания.

Следует сказать, что первоначальный проект был намного скромнее, чем окончательный, не такой роскошный, но не без излишеств. К началу Второй Мировой войны, точнее ее переходу на территорию СССР. здание театра было полностью готово и в этом же 1941 году планировалось открытие первого сезона.

Но не получилось. Оборудование эвакуированных заводов устанавливали везде, где была хоть какая – то крыша, а чаще – под открытым небом. До наступления осени на наиболее важных объектах успевали достраивать коробку, а были и такие места, где цеха всю первую военную зиму проработали в палатках.

Понятно, что в таких условиях, вновь возведенные здания театра оперы и балета, публичной библиотеки и еще несколько других автоматически превращались из объектов культуры в военные.

Так место театра занял московский завод “Калибр”, большая часть оборудования, которого осталась в Челябинске после окончания войны. В 1951 году предприятие перебирается в новые, специально построенные для него корпуса,

Начинаются работы по восстановлению театрального здания. Что открылось перед глазами проектировщиков, можно было назвать по – разному, но только не театром.

На первых этапах реконструкции часто вставал вопрос о целесообразности восстановления здания. За десять лет завод “Калибр” хорошо постарался, впрочем перед ним не стояла задача сохранения памятника истории.

За пять лет реконструкции на месте мрачного промышленного здания с пропитанными маслом стенами появился шедевр архитектуры.

Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.

Открытие в Челябинске театра оперы и балета поставило город на совершенно иной культурный уровень.

Дело в том, что, согласно советскому “табелю о рангах”, областному центру средних размеров “полагался” драматический театр. Городу побольше добавлялся музыкальный театр, не предназначавшийся для постановки сложных классических опер и балетов.

Максимальный, разрешенный для провинции набор – опера, драма, оперетта, юного зрителя, кукольный.

Решение об открытии в Челябинске театра с полноценной оперной и балетной труппой было воспринято весьма неоднозначно. К тому времени на Урале работали – Академическая Свердловская опера, бывшая Екатеринбургская, ведущая свою историю с начала двадцатого века, Академический Пермский театр оперы и балета со знаменитым хореографическим училищем и Башкирская опера.

Появление четвертого театра многим казалось излишним.

Для открытия первого сезона была собрана труппа, состоящая из лучших сил страны. Конечно. в таком составе она долго не продержалась. Но определенную репутацию театру дала. Шли годы. сменялись сезоны. Какой – то лучше. какой – то хуже.

Но за все это время вы почти не найдете публикаций о целесообразности существования в Челябинске театра оперы и балета.

Период восстановления здания театра счастливым образом совпал с “пиком” популярности “сталинского ампира” в самой роскошной его форме.

В то время возводилось множество зданий дворцов культуры с шикарными театральными залами.

Но челябинская опера отличается от них. Прежде всего – это чисто театральное здание, спроектированное и построенное на базе опыта возведения подобного рода сооружений.

Театр открылся всего на несколько лет раньше начала “хрущевского обрезания излишеств”. Поэтому он все получил сполна – классический шести колонный портик с тремя скульптурами. отделанное мрамором. двусветное фойе с двумя огромными хрустальными люстрами, отделанный золотом зрительный зал на 1200 мест, с полным набором опций для зрителей – партер. амфитеатр, бенуар, бельэтаж, ярусы, балкон. И, конечно, огромная сцена, позволяющая ставить спектакли во всех известных форматах.

В здании свыше двухсот помещений. включающих репетиционные классы балета. Роспись плафонов фойе и зрительного зала выполнена по эскизам и под руководством академика Дейнеки.

Здание уверенно возвышается над окружающей низкорослой застройкой, словно подтверждая народное название – площадь Оперного театра. Реконструкция Кировки добавила шарм этому месту.

На западной стороне площади, на самой улице появились роскошные фонтаны и обелиск “Нулевая верста Челябинска”. возведенный на предполагаемом месте основания города. Отсюда отсчитываются все расстояния Челябинской области.

Пересекая реку Миасс, Кировка продолжается, но уже под старым своим названием.

Здесь, на отрезке набережной, между Театром оперы и балета и Свердловским проспектом. находится несколько общественных зданий. построенных в разное время, но с одной целью.

На этом месте претворялся в жизнь очередной проект челябинских градостроителей – новый центр города. Своего рода местная традиция. Алое поле, площадь Революции, набережная реки Миасс – вот неполный список мест, предназначенных стать новым городским центром.

С превращением Челябинска в огромный мегаполис, изменились и понятия о внутригородских расстояниях.

Таким образом. все эти места, предлагаемые для центра города, автоматически вошли в его границы.

Но вернемся на улицу Кирова, к очередной мечте местных градостроителей.

В данном случае история проекта ведется с 1967 года. Вся страна готовила подарки к пятидесятилетию Великого Октября.

Самое большое общественное здание города – дворец спорта “Юность” – челябинский вклад в юбилей. Это был типовой проект, по которому построены подобные сооружения в Минске, Волгограде и Челябинске. Благодаря универсальности зрительного зала, дворец служил не только базой хоккейной команды “Трактор” – одного из международных символов Челябинска, но и местом проведения различных общественных мероприятий до семи тысяч человек.

Получив такой “кассовый” зал, город мог себе позволить пригласить “дорогих” отечественных звезд и иногда побаловать своих жителей звездами из “стран народной демократии”. что само по себе уже было не принято в так называемых “закрытых” городах.

Со временем такая загрузка зрительного зала. просто не оставляла времени для тренировок хоккейной команды “Трактор”. не говоря уже о фигурном катании.

В 1982 году возводится новый Ледовый дворец, соединенный со старым зданием в единый комплекс. Это был “подарок” секретаря обкома партии. Того самого, который оставил городу новое здание театра Драмы.

Другое крупное общественное сооружение появилось на противоположном берегу реки в 1975 году. Торговый центр – огромный купол размером 100 на 100 метров – тоже типовой проект, но здания этой серии использовались, в основном, для рынков – например Комаровский в Минске.

В Челябинске поступили весьма оригинально.

Под куполом разместился центральный универмаг и один из первых в городе супермаркетов.

В этот необычный, для того времени, комплекс входил даже ресторан.

На набережной были построены еще несколько административных и общественных зданий, открыт Геологический музей под открытым небом.

Все перемешано на левом берегу реки Миасс.

Отреставрированные домики Челябинска дореволюционного, здание отеля “Малахит” середины семидесятых годов прошлого века, дворец спорта “Юность”, ультрасовременный золотистый Краеведческий музей. Торговый центр на противоположном берегу сменил декорацию. Теперь его купол отлично смотрится на фоне нового высотного жилого комплекса “Святогор”.

Солнечные лучи отражаются в брызгах струй фонтана, расположенного посередине реки.

В хороший летний день такая картина неожиданно открывается со стороны Кировки в районе площади Ярославского.

Больше бы теплых солнечных дней.

За мостом улица Кирова становится магистральной, торговой и жилой.

Добродушная, веселая, расслабленная Кировка исчезает. Здесь, за рекой, уже иная власть, иной темп жизни.

Кажется, что огромный мегаполис уже полностью поглотил старый район Заречье, со всеми его домиками. Как оказалось, не совсем.

Старинная Троицкая церковь, отреставрированная и восстановившая свои купола. и сказочный дом – Кукольный театр здесь, в окружении потоков машин и серых панельных коробок, напоминают нам, что совсем рядом есть иной мир.

Он не отторгает первый, а, наоборот, является его составной частью. своего рода отдушиной среди серых трудовых будней.

Виленский Юрий

15.04.2009 15:



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.