Пятеро на четвёрке в Карелии , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Пятеро на четвёрке в Карелии

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > Пятеро на четвёрке в Карелии

Это – своеобразный “отчёт” о прошлогодней поездке нашей семьи “туда и обратно” в Карелию. Труд сей писался с юмором и без претензий на художественную ценность :-)))

Посещены:

Великий Новгород, Старая Ладога, Шлиссельбург, пос. Лосево, Приозерск, Сортавала, Валаам, Рускеальские водопады и горный парк Рускеала, Петрозаводск, заповедник Кивач, пос. Великая Губа, Медвежьегорск, Повенец, Вытегра, Вологда.

Время путешествия: 22.06 – 03.07.2008 года

Общий пробег: 3186 км.

Продолжительность: 11 суток.

Бензин на общую сумму: 5380 рублей.

Мир всем!

Пятеро на «четвёрке» – это наша достаточно большая семья из пяти человек и человечков, носящая, пожалуй, самую распространённую на Руси фамилию – Кузнецовы. Что такое «четвёрка», наверное, объяснять не надо, потому что это – просторечное название ВАЗ 2104, народного российского автомобиля повышенной объёмности и грузоподъёмности. Это наша дорогая (не по стоимости!) и любимая машиночка, наше транспортное средство, на котором мы вот уже четвёртый год пытаемся осваивать необъятные российские просторы.

Просторы вокруг нашей родной Ивантеевки нами уже слегка освоены, и в прошлом году на семейном совете мы обратили свои взоры на север, в сторону Ленинградской области и республики Карелия. Мы были наслышаны о фантастической красоте северной природы. А ещё там, на северной окраине Ленинградской области, живут наши родственники – посещение их стало формальным поводом нашей прошлогодней поездки через Великий Новгород в Санкт-Петербург и Приозерск. Путешествие это продолжалось пять дней, было пройдено 2500 км, мы поняли, что мы это можем, НО… Осталось ощущение «недосказанности», «недопознанности». Ведь всё, что нам удалось увидеть – лишь малая часть красот и чудес, доступных внимательному путешественнику. Карельская природа приоткрылась нам, «зацепила» настолько, что в течение осеннее-зимне-весеннего периода почти не обсуждался вопрос о месте проведения нашего летнего отпуска – едем в Карелию, и точка!

В процессе обсуждения глава нашего семейства взял на себя материально-техническое обеспечение грядущего путешествия, мне по роду занятий досталось обеспечение информационное, в том числе прокладка маршрута. Мною было прочитано много всякого разного по интересующему нас району, изучены карты разной степени подробности, а также взят напрокат путеводитель по Карелии 2007 года издания, купленный в прошлом году в заповеднике Кивач. ЛЮДИ, С ОСТОРОЖНОСТЬЮ ДОВЕРЯЙТЕ ПУТЕВОДИТЕЛЯМ! И если доверяете, то делайте это с оглядкой на карту, желательно свежую и топографическую. Не знаю, чем руководствовался коллектив создателей этого путеводителя, но на его карте дороги были нарисованы там, где на самом деле их просто нет. Это касается, в частности, дороги до села Боярщина, что напротив острова Кижи на Онежском озере. Даже обитатели находящегося по соседству посёлка Великая Губа уже не в состоянии вспомнить, что когда-то был такой населённый пункт. В этих глухих заонежских лесах теперь ведутся лесозаготовки, а лесовозные просеки – это не самое лучшее место для легковых автомобилей, которые по определению слабее лесовозов и вездеходов. Ещё хочется отметить характер пути до полуострова Бесов Нос с его петроглифами – там вместо автомобильной дороги имеется речка Чёрная в болотистых берегах, по которой предприимчивое местное население возит туристов на моторных лодках.

Ну, это мы теперь такие умные, а тогда, во время прокладки маршрута, мы этого ещё не знали, и запланировали посещение вышеуказанных мест вместе с рядом других достопримечательностей. Исходным посылом было объехать Ладогу и Онегу хоть и не по периметру, но достаточно близко к береговой линии. А ещё в моей экстремальной голове родилась идея достижения островов Кижского ожерелья посредством байдарки «Щука», взятой у друзей напрокат. Это притом, что байдарочный опыт у всех нас практически нулевой. Идея эта была одобрена после длительного обсуждения на семейном совете и обкатки экипажа байдарки на ближайшем озере под присмотром её хозяина.

Целью нашей экспедиции было мир посмотреть и детям показать, ибо: «Ничего на свете лучше нету, чем бродить семьёй по белу свету». А ещё, в полном соответствии с теорией относительности Эйнштейна, время для наблюдателя, перемещающегося в пространстве, течёт медленнее, чем если бы тот находился в состоянии покоя. Следовательно, путешественники отодвигают наступление собственной старости! Вот так!

А тем, кто пытался нас пугать комарами в лесу и лихими людьми в глухих местах, мы готовы были напомнить содержание одного весьма известного стихотворения:

В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой – листвы зелёной вязь,

Весну и небо голубое…

Всё зависит от желания человека видеть те или иные аспекты бытия, и все встречающиеся в тексте ссылки на волшебные свойства окружающего мира – это свидетельство позитивного настроя, который нам удавалось удерживать на протяжении 11 суток нашего путешествия

Итак, час Х – 22.06.2008 г., 15-00.

Выезжаем из подмосковной Ивантеевки по М8 (Ярославскому шоссе) в сторону области. У поста ДПС поворачиваем на А107. Далее – пробка на Дмитровке в сторону Москвы (воскресенье всё-таки!). Поворот на следующий кусочек А107, и, наконец, М10, Ленинградское шоссе. В Солнечногорске решаем размять ноги и заодно посмотреть озеро Сенеж. Не впечатлило. Обратно в сторону шоссе жуткая пробка – простояли полчаса!!! Начавшийся было дождик и опустившаяся температура за бортом настроения не испортили – ведь погоду мы заказали заранее!!!

Тверская объездная: дождь сверху, водяная пыль из-под колёс проезжающих мимо фур, вечернее солнце, выглянувшее из-за туч – феерическая, волшебная картина! Дорога скользкая, пришлось не без сожаления расстаться с питерской фурой, на хвосте у которой мы висели от самой Московской области – скорость подходящая, воздушный карман за ним, меньше сопротивление воздуха, что для нас важно – у нас на верхнем багажнике палатка и сдутая байдарка с вёслами.

22-30 – заправляемся на выезде из Вышнего Волочка (АИ92 на 300 р. По 23,50 р. за литр).

Давно и пока безуспешно ищем подходящее место для ночёвки.

22-50. Поворот на Борисовский. В пяти км от трассы недалеко от моста встаём на берегу реки Шлина. Загоняем машину на полянку, быстро ставим палатку (3 seconds in air). Раз, два, три и домик готов.

Со всего леса слетаются стаи голодных комаров и какой-то вредной мошкары. Поливаем себя и детей репеллентом – от комаров спасает, от мошки требуется ещё ритуал окуривания себя дымом от костра. Быстро кипятим чай на газовой плитке типа «Турист», быстро забрасываем в палатку рюкзаки и заползаем спать – темнеет, что, впрочем, не удивительно, т.к. на часах 00-30. Дети моментально засыпают.

Итог дня: пройдено 379 км.

Что ещё с нами будет!

23.06.2008.

4-10 утра. Проснулись оттого, что над ухом истошно орали кукушки. Я никогда не думала, что эти птички могут так вопить. Очень хотелось взять что-нибудь тяжёлое и корявое, выйти и спросить: «Кукушка-кукушка, а знаешь ли ты, сколько тебе жить осталось?!» Достали…

Но вчерашняя усталость и сегодняшняя лень победили, драться с кукушками никто из нас не полез, и, натянув на голову спальники, мы решительно принялись досматривать сладкие утренние сны.

7-15. Проснулись папа, я и Даня.

Кукушки молчали (вот заразы!)

Всего-ничего поспали, а бодрость в теле, как после весьма продолжительного отдыха. Свежий воздух-с!

Вылезли из палатки, и сразу тучи комарья и мошкары (в засаде они сидели, что-ли!) набросились на нас с жадностью нильских крокодилов. Особенно досталось Даньке – он, очевидно, вкуснее всех. Пришлось срочно доставать репеллент и разводить очень дымный костёр.

Вскорости подтянулись и старшие дети, сперва Ника, затем Андрей. Быстренько сварили завтрак (гречневая каша) и вскипятили чай. Посуду мыли на берегу Шлины, вода в ней коричневатая, имеет на поверхности масляные разводы и чем-то не слишком приятно пахнет. Здесь же на берегу видели следы копыт (больших и неподкованных).

Свернулись, как смогли, быстро, и в 10-15 (спасибо приютившей нас полянке, весьма живописный вид с неё на реку!) выдвинулись в сторону Великого Новгорода. Байдарку, чтобы не парусила, убрали в багажник, вёсла – в салон. Скорость нашей «четвёрки» сразу ощутимо возросла.

12-20. Перекусили в кафе «Юка» близ В. Новгорода. Рядом заправка Лукойл. Залили АИ92 на сумму 700 российских рублей.

В Новгороде были в начале второго. По знакомому с прошлого года маршруту вышли к историческому центру города. Припарковались почти на набережной, и уже через 10 минут плыли на теплоходе «Москва-101» по Волхову в сторону озера Ильмень, т.е. «из варяг в греки», а после – наоборот, «из грек в варяги». Солнечно, свежий ветер с озера, Виды с воды – потрясающе! После гуляли по территории Детинца, вспоминали то и дело прошлогоднюю поездку в эти края. Были в местном археологическом музее, где показывали детям берестяные грамоты.

Вернулись, довольные, к родной «четвёрочке», и были неприятно удивлены тем, что машина не открывается! Сигнализация не срабатывает. Причём с обоих брелков. Потратили минут десять, и всё-таки наш папа нашёл точку (где-то за колесом, с противоположной от кремля стороны), где сигнал, слабенький, но был. Слава Богу, открыли машинку! Не хватало ещё в начале пути… и всё такое. Версии произошедшего решили не выдвигать.

В 17-20 отбыли из Новгорода. Вперёд, на север!

После Чудово в Придорожной свернули на А115. Знакомые дальнобойщики говорили, что дорога там хорошая. Действительно, до Киришей мы шли со средней скоростью 80 км/ч за фурой. Но вот после Киришей…

Кто-то из сатириков говорил, что попытка отремонтировать российские дороги – это серьёзный удар по обороноспособности нашей страны. И орды Батыя, и немцы в 41 году – все хлебнули наших дорог.

Это лирика, а если серьёзно, то от города Кириши и до самого конца Киришского района дорога, идущая левым берегом Волхова, сплошь покрыта ямами, часто очень внушительных размеров.

В городе Волхов смотрели Волховскую ГРЭС.

Ночевали в гостинице в Старой Ладоге. В «Ладье» не нашлось мест, т.к. через неделю, 28-29 июня, в местной крепости должен был состояться фестиваль чего-то древнего и боевого с участием «новых викингов» из клубов исторической реконструкции. Сняли 3-х местный номер в гостинице по соседству, сдвинули кровати (получился практически аэродром!) и уснули. Время – двенадцатый час, а светло, как днём. Вот вы какие – пресловутые белые ночи!

Пройдено за день 453 км.

Общий пробег 832 км.

24.06.2008.

Проснулись около 8 утра. Ника мается с желудком, может, что-то не то или не так съела, а, может, акклиматизация (слыхали мы, бывает и такое!). Запираем её в номере – пусть поспит – и идём завтракать в ресторан «Князь Рюрик». Вкусно, стильно, не сильно дорого.

Наши мужчины ходили смотреть крепость Старая Ладога, а мы с Никой сидели в машине, уговаривались съесть таблетки, и от нечего делать разглядывали надпись на камне, из которой следовало, что город сей впервые где-то впервые упомянулся аж в 753 году. Вдуматься – жуткая древность! В этом году ему исполнилось 1255 лет! Говорят, это первая столица на Руси.

Пришли наши молодые люди, делились впечатлениями. В крепости им понравилось. Конечно, она была сильно разрушена, сейчас восстанавливается, но кое-где сохранились фрагменты первоначальной стены. Они отличаются от вновь воссозданных прежде всего цветом. Стены крепости – воо-оот такой толщины! И в местном музее есть макет всей крепости.

Заводим машину, в 14-30 (прощай, Старая Ладога!) отбываем в сторону трассы «Кола», затем по ней в сторону Питера в надежде попасть в крепость Орешек в Шлиссельбурге. Погода – переменная облачность, кратковременные дожди разной интенсивности, температура за бортом около +17 С. Дорога – то хорошая и ровная, то ямы – не увернёшься.

16-30. Обедать хочется! Встали на разделительной полосе. Не смейтесь – она там широкая такая, метров 30, с деревьями и даже с земляникой кое-где. В это время одна из туч, стаями ходивших по небу, решила пролить дождя нам на голову. Пришлось спешно натягивать тент. С непривычки получилось криво (первый блин просто обязан быть комом!), и вода с тента периодически сливалась в опасной близости от чьей-нибудь конечности или тарелки. Зато такой тесной, а главное, живописной, компанией мы не обедали никогда. Этакий «пикник на обочине». Ладно, движемся дальше.

18-00. Заехали в Шлиссельбург. В крепость Орешек нам попасть не удалось, т.к. мы там оказались в начале седьмого, а музей при крепости работает до 17-00. От местного населения удалось узнать, что попадают туда с 9 утра посредством частного водного транспорта, в изобилии расплодившегося здесь на благодатной почве (то есть воде).

Посовещавшись, мы решили не дожидаться здесь утра (что мы, старых крепостей, что ли, не видели!), и стали смотреть обводной канал, Ладогу и всё, что из этого вытекает, то есть Неву. Поразило то, что от берега до острова и крепости рукой подать, а немцы во время Великой Отечественной взять её не смогли.

Кстати, в музее «Дорога жизни», куда мы попали на следующий день, нам рассказали, что отряд, защищавший Орешек, оказался там по чистой случайности: пошли матросы за продовольствием, а тут как раз немцы город заняли. Пришлось им защищаться, и весьма успешно они это делали. (Далее следуют размышления на тему «Роль случайностей в мировой истории»).

В 19-30 выехали из Шлиссельбурга на М18, и вскоре после моста через Неву свернули на А120. Километров 5 покрытие дороги идеальное, (свеженамазанный асфальт), а потом началось… Местная «бетонка» ещё в прошлом году произвела на наш экипаж неизгладимое впечатление: дорога по всем понятиям явно стратегическая, в смысле укрепления обороноспособности нашей Родины (см. выше), ни один враг тут NO PASSARAN и всё такое, но местные машины по ней носятся… Не спорю, частично дорога позволяет держать скорость 80 км/ч, но ямы возникают так неожиданно и хаотично, что требуется изрядное мастерство и реакция джедая, чтобы не оставить здесь всю подвеску.

Свернули на дорогу жизни. После монумента «Разорванное кольцо» (на самом деле оно «несомкнутое») повернули налево в поисках места для ночёвки. Нашли множество съездов к берегу, и, воспользовавшись одним из них, встали на ночлег. На часах 22.30.Разбили лагерь и приготовили ужин. Орды голодных комаров были разогнаны с помощью репеллентов, семья поужинала картофельным пюре «Роллтон» и копчёной рыбой по имени сиг, которую мы купили по дороге. Дети отправлены спать, часы показывают 00-30, и я иду на берег Ладоги.

Ну, что тут можно сказать… Тишина, не нарушаемая даже криками чаек, слабый ветер с воды, волны, одна за другой набегающие на берег, и звезда, одиноко сияющая сквозь чуть подсвеченные закатившимся солнцем облака. Стихов я не пишу, но сами собой сложились строки, напомнившие мне стиль японских танка:

В сумерках белых ночей

Слышится мерный плеск ладожской волны.

Свежий ветер…

Ну вот, думаю, танки японские в голову лезут, спать пора. Однако, светлее вокруг становится, рассвет. А на часах 01-26. Белые ночи, однако!

Пройдено за день около 160 км.

Общий пробег 992 км.

25.06.2008

Ночью шёл дождь. Хорошо, что мы привязали дополнительный тент над палаткой.

Проснулись около 10 утра. На завтрак была пшённая молочная каша (кстати, неплохо получилось на сгущёнке – даже наши дети, непривычные к походной кухне, ели с удовольствием).

Свернули лагерь, выехали в начале первого в сторону разведанного накануне музея «Дорога жизни». Музей этот, кстати, поддерживается силами энтузиастов, государственного финансирования, как ни странно, не имеет (информация эта почёрпнута мною из публикации в журнале «За рулём»). Вход на территорию музея стоит символических денег: 40 руб. взрослые, 20 руб. дети. Экскурсия в самом музее существенно дороже: 900 руб. для взрослой группы и 500 руб. для детской. Мы договорились на коротенькую обзорную экскурсию, и в результате услышали много нового и интересного для себя не только о войне и блокаде, но и об истории края. В частности, об острове Сухо. Согласно легенде, корабль Петра 1 , плывший по Ладожскому озеру, сел на мель. Пётр в сердцах топнул ногой по палубе и велел, чтобы здесь стало сухо. И все корабли, проходившие отныне рядом с этим местом, сбрасывали здесь камни. И возник остров, довольно большой, кстати. (Послушный у нас, думаю, народ: провёл царь на карте по линейке да вокруг ногтя линию – так дорогу и построили, топнул ногой государь – Сухо сделалось!)

В 14-30 отбыли в сторону Приозерска. В 100 метрах от монумента «Разорванное кольцо» наперерез нашей машине с отчаянием солдата, бросающегося с гранатой под неприятельский танк, выскочил из кустов ёжик, явно намереваясь храбро погибнуть у нас под колёсами. Не знаю, к чему обычно перебегают дорогу ёжики, но давить его нам не хотелось. Танк затормозил, механик-водитель сумел увернуться от манёвра лесного гостя, а тот, оскорблённый в лучших чувствах, расстроено повернул обратно (наверное, поджидать следующую машину). Сильны, однако, в этих краях партизанские традиции.

И снова километры разбитой вхлам местной «бетонки» потянулись в сторону Приозерска. А то и дело обгонявшие нас местные машины наводили на размышления о причинах этого феномена: то ли подвески здесь у машин прочнее, то ли сами машины здесь дешевле.

Дорожное покрытие стало казаться нам более-менее нормальным лишь в районе Матоксы, но и дальше в сравнительно хорошем асфальте время от времени попадались очень коварные ямы. После одной особенно коварной и скрытной ямы глубиной в полколеса мы заметили обогнавшую нас 10 минут назад машину. Экипаж её явно собирался менять переднее колесо.

Километров за 5 до знаменитого Лосево дорога стала почти идеальной.

Выбираем место для остановки на обед. Наугад остановились у камня на обочине. На камне сидел бельчонок и что-то сосредоточенно грыз. Его ни капли не смутила подъехавшая машина, полная народа. Он был занят и позволил себя сфотографировать несколько раз. Фотографии вышли удачными.

Мы не смогли проехать мимо лосевских рукотворных порогов на Вуоксе. Здесь тренировались экипажи катамаранов, рафтов, байдарок и каякеры. Оказалось, что в эти выходные тут проводятся соревнования по чему-то очень водному и экстремальному. Постояли, посмотрели, в местном магазинчике купили разводной ключ для закрутки нашего газового баллона, походные пластиковые кружки для детей и кучку фруктов. Цены, доложу я вам, не ниже московских!

При выезде из Лосево на глаза нам попалась отсутствовавшая здесь в прошлом году реклама местного гостиничного комплекса с говорящим за себя названием «Добрый лось». Забавно. Едем дальше.

До посёлка Плодовое, что на берегу озера Отрадного, отсюда, по местным меркам, совсем близко, каких-нибудь двадцать – тридцать километров. Там нас ждут уже предупреждённые нами родственники. Мы позвонили им ещё до Лосево: «Мы близко, скоро будем». Но вместо приветствия типа: «Здравствуйте, дорогие родственнички!» по приезде мы услышали примерно следующее: «И где вас черти носили так долго?!». Оказывается, родня не предполагала, что мы можем зависнуть на Лосевских порогах. Ну, в самом деле, чего такого необычного – ну, речка бурная, ну, пороги на ней, ну, каякеры там и катамаранщики всякие плавают. Не понять им нас, не понять…

Ночевать родственники оставили нас у себя, т.к. их многочисленное семейство на лето разъехалось, и одна из комнат оказалась более-менее свободна. Детей кладём спать на диван, сами в спальных мешках, в окружении многочисленных рюкзаков, рюкзачков и рюкзачочков устраиваемся на полу. Привыкать нам, в конце концов, что ли?!

Пройдено за день: 153 км.

Общий пробег: 1145 км.

26.06.2008.

Утро выдалось солнечное, ветреное. Температура за бортом +18 С. Так, так! Заказанная погода не заставила себя долго ждать! Что-то ещё будет в этом волшебном мире!

Проснулись в 8-30 утра. Дети ещё спят. Что-то мы стали слишком поздно ложиться спать по вечерам, белые ночи виноваты, что ли?

Завтрак, телевизор (всё-таки, дети соскучились по зрелищам на экране!), и в 11-30 выдвигаемся в сторону Приозерска. Огромное спасибо родне, приютившей нас, путешественников в Неизвестное, несмотря на стеснённые жилищные условия.

12-00. Приозерск. Солнечно, ветер (чуть не написала «солнечный ветер!).

В крепости Корела мы уже были в прошлом году, так что решаем туда не заезжать. В ближайшем отделении Кодак Экспресс переписываем накопившиеся уже фотографии на диск, в киоске покупаем топографическую карту Карелии, двухвёрстку. Ура!!! Можно свободно двигаться дальше.

Интереса ради зашли в местную туристическую фирму, попавшуюся по дороге, чтобы узнать, сколько стоит попасть из Приозерска на Валаам. Оказалось, что это достаточно дорогое удовольствие: взрослому оно обойдётся в 1840 рублей с человека, детский билет стоит половину этих денег, дети до семи лет – бесплатно, но при этом требуется свидетельство о рождении. Сложили мы стоимость всех требующихся нам взрослых и детских билетов и решили сообща, что такой вариант нас не устраивает. Едем дальше.

У поворота на турбазу «Красный треугольник» останавливаемся, думаем, сворачивать на берег Ладоги или нет. Пишут, что здесь в округе есть немало красивых мест, где на поверхность выходят граниты, да ещё отшлифованные и поцарапанные ледником в соответствующем (ледниковом, то есть) периоде. Решаем, что гранитов нам и в Карелии хватит, и продолжаем движение в северном направлении.

Вскоре начинается знаменитый приозерский серпантин. Это такая дорога – весьма извилистая, с резкими поворотами, подъёмами и спусками. Это когда не видишь, что подкарауливает тебя в нескольких метрах впереди, за очередным «финтом» дороги: резкий поворот прямо на вершине очередной возвышенности может переходить в очень крутой спуск, в середине которого дорога опять же резко отворачивает от выскочившего почти на проезжую часть огромного валуна высотой с двухэтажный дом. Недаром в этих местах проводятся соревнования по чему-то автомобильному и гоночному. (Представляю, как «весело» здесь бывает зимой, в гололёд.)

Картина будет неполной, если не сказать о том, что здесь, неподалёку, в посёлке Кузнечное, есть предприятие «Гранит» по добыче этого самого гранита (посредством проведения взрывных работ), и карьерные КАМАЗы, БЕЛАЗы и прочие могучие грузовики, начинённые камнями, встречаются здесь весьма часто и ездят очень быстро. Поэтому у нас, непривычных, дорога сия вызвала сильное утомление по причине предельной концентрации на процессе вождения.

После Кузнечного дорога, превращённая какой-то гусеничной техникой в подобие стиральной доски, продолжается до самой границы с республикой Карелия. В прошлом году наша попытка проникнуть в Карелию закончилась именно на этом отрезке дороги с окончанием запасов нашего терпения. Тогда мы отступили, но в нынешнем году сдаваться в плен местным дорогам не собирались. И вот впереди замаячили указатели «Республика Карелия» и «Лахденпохский район». Дорожное покрытие как по волшебству меняет свои свойства на более приятные и становится ровным и гладким. Останавливаемся, фотографируемся в стиле «Я и Пальма», т.е. в компании с дорожным указателем, делаем снимок под названием «Одной ногой в Карелии», где я и Ника одной ногой стоим на разбитом, а другой – на хорошем асфальте.

Едем дальше. Снова серпантин, он очень утомляет. Меняем уставшего водителя на свежего и продолжаем движение.

По дороге частенько попадаются небольшие речки с такими заковыристыми карельскими названиями, что не без тренировки выговоришь. Ради развлечения упражняемся в произнесении этих названий. Подъезжаем к очередной речке, и папа комментирует: «Ребята, мы проезжаем реку Кокколанйоки!». Даня оживляется и с удивлением повторяет: «Кока-Кола Йоки, правда?!» («йоки» по-карельски означает «река», то есть получается «Река Кока-Колы»). Смеялись очень долго.

В Сортавальском районе с дороги становятся видны узкие, длинные и извилистые заливы Ладожского озера, так называемые ладожские шхеры. Специфический рельеф этой местности просто завораживает: безлесные низины перемежаются с очень крутыми «сельгами» – скалами, покрытыми лесом. Без устали крутим головами в разные стороны: «Ребята, смотрите, какие скалы!!! А вон там ещё! Такая красота, а мы мимо едем!»

В конце концов не выдерживаем, сворачиваем с шоссе в поле, чтобы как можно ближе подобраться к носителям этой невозможной красоты – скалам и заливу Куркиёки. Дорога – колея в чистом поле – явно ведёт к посёлку, что на берегу залива. Посёлок, по всему видно, зажиточный: дома двухэтажные, кирпичные, и дорога к нему – только буржуйский внедорожник не застрянет.

Оставляем машину под кустом, и сквозь траву выше ребячьего роста, по огромным камням, заросшим мхом и лишайниками, сквозь густые заросли кустов ломимся на ближайшую возвышенность. Выше кустарников, на камнях, растут сосны. Залезаю на одну из них, чтобы сделать пару снимков окрестностей. Виды – потрясающие! По веткам и сучкам, многие из которых грозят вот-вот сломаться у меня под ногами, вся обсыпанная фрагментами сосновой коры и сосновыми же иголками, спускаюсь обратно. Детишки в это время стоят внизу и обсуждают качества мамы как альпиниста, а папа ушёл на разведку вперёд. И снимать меня с дерева некому, разве что дети на камеру мобильного телефона снимут. Вот и земля, совсем рядом, метрах в двух. Но сучки и ветки закончились, а внизу не слишком мягкие камни. Закинув фотоаппарат на спину, съезжаю по стволу на животе. Адреналин!

Продолжаем восхождение, и вскоре нашему взору открываются такие виды, что дух захватывает. «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем…» Это – не описать, это надо видеть, и даже фотоаппарат с хорошей зеркальной оптикой бессилен передать то, что видят глаза. Горы и воды…

Путь обратно тяжелее. Спускаемся гуськом со скал след в след за папой, выбирая ступени поудобнее, а потом вдруг попадаем в такие густые заросли, что, кажется, без мачете здесь делать нечего. Прём, как стадо лосей и лосят, сквозь эти джунгли, и вот уже ропот начался в стаде, типа «куда ты завёл нас, с усами герой»…

Но вот заросли кончаются, а вон там под кустом наша «четвёрочка» в поле. Молодец, папа, хороший из тебя «за-руку-водитель» похода получился.

Едем дальше по сильно серпантинистой дороге, и до Сортавалы добираемся без приключений. А ведь в Интернете пугали пограничным постом на дороге, который разворачивает всех, едущих в Сортавалу с юга.

Останавливаемся в северной части Сортавалы, неподалёку от моста, перекинутого через залив с зубодробительным названием. Перекусываем. Посылаем SMSы с нашими координатами родным и друзьям. На часах 18-10. Идём на прогулку, имеющую целью: 1).размять ноги, 2).осмотреться и 3).найти на местности пристань, с которой можно уйти на Валаам. На пристани мы нашли два теплохода типа «метеор», принадлежащие местной паломнической службе. В одном из них (под названием «Преподобный Серафим») содержался капитан, с которым удалось договориться о доставке нашей семьи завтра в 9 утра на «Русский Афон». Поездка в один конец обычно продолжается 45 минут и стоит 450 рублей с человека взрослого, детский билет – 50 %, дети до 7 лет – бесплатно. Существенно дешевле, чем из Приозерска, а нам и вовсе сделали скидку (очевидно, ввиду нашей особой многочисленности) – поездка в один конец обойдётся нам в 1350 рублей. Кроме того, капитан был так любезен, что договорился о транспортировке нас обратно в Сортавалу посредством иного «метеора» под названием «Игумен Назарий». Воистину, мир всё больше поворачивается к нам своей волшебной стороной!

Здесь же, у пристани, имеет место охраняемая автостоянка, оставить здесь машину стоит 50 рублей в сутки. Удобно и дёшево.

Определяемся с гостиницей. Хочется близко, недорого и достаточно комфортабельно выспаться перед предстоящей поездкой. Отель «Kaunis», что на берегу залива рядом с пристанью, говорят, дорог. Местные жители советуют нам обратить внимание на бывший Дом офицеров, а ныне гостиницу «Нева». Идем туда, и находим свободный трёхместный номер. Стоимость номера исчисляется 450 рублями с человека взрослого, плюс дети (полцены за каждого), минус уже ставшая традиционной скидка на одного ребёнка, и в итоге получается всё то же магическое число – 1350 русских рублей. Нас такая арифметика вполне устраивает!

Поднимаемся на третий этаж в номер. Он огромен!!! Высоченные потолки, телевизор, вид из окна – шикарный! Оставляем здесь необходимые на завтра вещи, остальное – в машину, саму машину – на стоянку, и идём гулять по городу.

Городок симпатичный, тихий, народу мало. В отчётах, изученных мною перед поездкой, пишут, что здесь сохранилась историческая застройка 19 века. Всё верно, застройка историческая, дома невысокие. Водители здесь неожиданно вежливые: стоит себе пешеход у перекрёстка – они едут, стоять ему не мешают, не принуждают перейти дорогу. Но как только замахнулся пешеход ногой в сторону перехода – сразу останавливаются, пропускают.

Ещё одна, на мой взгляд, весьма любопытная деталь – здесь очень много предметов из гранита. Бордюрные камни, и то сплошь гранитные. Похоже, этот материал в здешних местах просто валяется под ногами. А что – долговечно, красиво.

Заворачиваем за угол нашей гостиницы, и видим на её стене гранитную (опять же) мемориальную доску, на которой начертано, что здесь останавливалась семья Рерихов по пути из Санкт-Петербурга. Ниже мелкими буквами написано, что Н.Рерих – это великий русский художник, писатель и философ. Очевидно, для тех, кто не знает.

С пристани я заприметила на другом, южном, берегу залива уголок дикой северной природы, и теперь тащу туда всю честную компанию. Пересекаем залив по мосту. Он называется Финский, и когда-то он был самым длинным во всей Финляндии. Бросаем с моста по монетке – нам здесь нравится!

На южном берегу имеются двухэтажные деревянные дома-бараки с признаками печного отопления – повсюду видны поленницы с дровами; во дворах между скалами приютились гаражи. Грунтовая дорога круто поднимается вверх, и вот впереди мы видим залив. Берег крутой, скалистый, на камнях живописными кучками растут травы и полевые цветы. Спускаемся к воде, родители – осторожно, дети – шустро. Здесь интересно: берег, как каменные волны, будто лавовый поток застыл, причём совсем недавно. Дети скачут по камням, прячутся в расщелинах, а мы с папой рассматриваем скалу – на ней имеются извилистые и спиральные углубления, в которых растёт мох. Всё это, особенно на фотографии, напоминает петроглифы, рисунки древних людей.

Засыпали уже очень поздно (или рано?), в первом часу этой белой-белой ночи. Мужчины смотрели 1 тайм полуфинала ЕВРО-2008 Россия – Испания. Наша команда играла достойно и продула испанцам со счётом 0:3.

Итог дня: пройдено 173 км.

Всего с начала поездки: 1318 км.

Что день грядущий нам готовит?!

27.06.2008

Подъём в 7-00 дался не слишком тяжело. Новости по телевизору, разумеется, футбольные. Погода за окнами нашего временного пристанища обещает благоприятствовать нам в этой затее с поездкой на Валаам. А как же иначе!

В 8 утра покидаем гостиницу и в полдевятого уже на «метеоре». Нас, многочисленных, узнали, пропустили без вопросов. Отправление – строго по графику. И вот уже мы плывём, нет, летим по водной глади, обгоняя толстых чаек, а мимо проносятся скалистые, покрытые лесом, острова. Камни и вода, вода и камни. На открытой палубе сбоку – ветер в лицо, высунешься чуть дальше в сторону – дыхание перехватывает. Восторг!

Выходим на простор Ладоги. Здесь волна другая, настоящая, коварная. Море и небо!

Минут через 20 впереди показались острова. Это он, Валаам! Причаливаем к берегу Монастырской бухты, отделяемся от остальных туристов и паломников. Их встречают экскурсоводы с табличками в руках, а мы свободные, как ветер, сами себе экскурсоводы. Во всяком случае, до 17-00, когда наш «метеор» по имени «Игумен Назарий» отчалит из Никоновской бухты. Срочно закупаем полкило сувениров (а как же!), определяем своё местоположение на карте и идём смотреть Никольский скит. Он расположен как раз у входа в Монастырскую бухту, там, где ходят «метеоры», с видом на просторы Ладоги. До него по прямой, если верить карте, около километра, но кажется, что значительно больше – сказывается рельеф. По пути фотографируем не переставая – хочется увезти с собой отсюда побольше этой красоты.

Никольский скит расположен на маленьком островке, соединённом мостом с соседним островом, побольше. Пересекаем первый мост. Здесь нас поджидает стадо местных коз, руководимое козлом, имеющим в своём распоряжении просто ОГРОМНЫЕ рога. Стадо почтительно расступается перед нами, козёл с достоинством позирует перед фотоаппаратом. Не забыть бы фотографию отдать!

На деревянном мосту, что соединяет Никольский скит с большой землёй, имеются ворота, на которых есть информация относительно графика его «работы», правил поведения в скиту, и т.п. А вокруг – ПРОСТОРЫ, водная гладь до горизонта, белые перистые облака на ярко-голубом небе. Сверкает на солнце вода в акватории монастырской бухты. Погода чудесная, тепло, но не жарко, как мы и хотели (заказывали же!)

Сидели на высоком крутом берегу, наслаждаясь красотой и покоем. Здесь ещё цветёт сирень, не персидская, а обычная, которой у нас, в Подмосковье, положено цвести в мае. Детишки кидали в воду бухты камешки, кто дальше. Наблюдали прибытие «метеора» «Андрей Первозванный» и уплытие «Игумена Назария» – детям интересно, как теплоход приподнимается из воды на свои подводные крылышки. И правда, очень похоже на ракету, сказала Ника.

Пора возвращаться, т.к. у нас в планах пройти пешком через острова и заливы северной части архипелага – этот путь обозначен на имеющейся у нас карте как популярный туристический маршрут. Наполеоновские такие планы, в нашем стиле. И перед марш-броском подкрепляемся в кафе (трапезной), что у пристани. Сосиски, шашлык, блины с мясом, всё не по-монастырски вкусно. Посуду (одноразовую) положено выбрасывать в контейнеры, на одном из которых написано «отцу такому-то» (не помню, какому конкретно). Что бы это значило?..

На часах – половина второго. Сворачиваем с главной монастырской дороги и от Владимирской часовни прёмся в гору, уже слегка начиная понимать, что затея наша, мягко говоря, утопического свойства, и что в Никоновскую бухту мы к 17 часам можем не успеть. Для поднятия духа нашей маленькой туристической группы громко распеваем бодрые походные песни. У дороги замечаем сосну, отличную от всех остальных своей невероятной толщиной, и решаем её обхватить. На это потребовался размах крыльев четверых из нас, пятая (мама, то есть я) запечатлела факт обхвата сосны на наш фотоаппарат.

На вершине горы нас догнал ПАЗик с надписью «Монастырская маршрутка». Голосуем. Автобус останавливается, и из открывшихся для нас дверей слышим удивлённые возгласы «Ой, паломники!». Не ожидали, видно, встретить живых людей так далеко от основных мест скопления туристов. В автобусе содержится группа рабочих или «трудников» – добровольных помощников, они едут восстанавливать скит Всех Святых (Белый). Объясняем водителю, кто мы, что здесь делаем и куда, в итоге, хотим попасть. Водитель и девушка-начальник группы рабочих качают головой – не успеете. Потому что мосты, обозначенные на нашей карте, в большинстве своём уже не существуют или сильно разрушены. Там можно только вплавь.

Вплавь нам сегодня не хотелось. В результате водитель, высадив рабочих у ворот Белого скита, повёз нас обратно в сторону главной монастырской дороги, а затем через весь остров почти до самой Никоновской бухты (видно, не принято здесь бросать на произвол судьбы заблудших туристов). А по пути ещё и провёл для нас мини-экскурсию, рассказав много интересного о тех достопримечательностях, которые встречались нам по дороге. В том числе и о нашей необъятной сосне. Ей, оказывается более 400 лет!

Высадил нас добровольный наш экскурсовод возле Гефсиманского (Жёлтого) скита, объяснил, куда идти дальше, показал нам дорогу на гору Елеон (самая высокая точка Валаамского архипелага), и уехал по своим делам. Спасибо ему огромное, воистину, послал Господь доброго человека на помощь нам, неразумным!

Однако, ещё только половина третьего, а мы уже почти на месте своего предполагаемого отплытия с этого благословенного острова. Рассуждая о волшебных свойствах окружающего нас МИРА и о том, что могло бы быть, если бы… , лезем на Елеон-гору. Она представляет собой отвесную скалу высотой 35 метров на берегу Малой Никоновской бухты. На горе имеются Вознесенская часовня и смотровая площадка.

По дороге на вершину горы наше внимание привлекла толстая сухая ветка, на которой кем-то вырезана надпись: «Один человек в лесу оставляет след, сотня – тропу, тысяча – пустыню. Верное замечание!

Бодро шагаем вперёд, и только Андрей еле плетётся в хвосте процессии – говорит, что нету сил идти. Он в последнее время плохо ест, наверное, это акклиматизация.

От того, что мы увидели, поднявшись на Елеон-гору, просто дух захватывает! Только за детей страшно – обрыв жутко крутой и ничем не огорожен. Собрав их в кучку, забираемся на смотровую площадку. Она представляет собой деревянный помост с ограждением и лавками по периметру. Вокруг – в меру вытоптанная полянка, на которой имеется подобие изгороди из сухих веток, корней и коряг. Оригинально, красиво.

На часах 15-10. Спускаемся, идём в Большую Никоновскую бухту. В наших планах значится ещё посещение остатков укрепрайона линии Маннергейма. До них чуть более километра (по карте), но дети уже устали ходить. Оставляем их сидеть на пеньке в окружении сувенирных ларьков, а сами идём на пристань, чтобы узнать точно, когда ожидается прибытие нашего «Игумена».

У причала стоят бок о бок огромные круизные теплоходы, к ним сбоку периодически швартуются паломнические «метеоры», а когда и какие конкретно, найденный нами начальник пристани не в курсе. «Я рулю вот этим хозяйством», – говорит он, небрежно махнув рукой в сторону лайнеров. Но, как и все встреченные нами до сего момента люди, он пытается нам помочь, звонит по телефону в паломническую службу. Ответа нет. Тогда он берёт рацию и начинает по очереди вызывать метеорских капитанов. Далее мы слышим монолог, который, наверное, я не забуду никогда: «К причалу Валаама – Игумен Назарий!.. К причалу Валаама – Андрей Первозванный!.. …Святитель Алексий!.. …Преподобный Серафим!.. блин, да где же вы все!» И, обращаясь к нам: «Извините, ребята сейчас вне зоны доступа!» Мы с папой переглянулись – у обоих на лице обозначились следы значительных мимических усилий, но смеяться в слух мы не решились. Вот, думаем, какие «ребята» держат ответ перед начальником Валаамской пристани – все как один преподобные, святители и игумены. Всё по-взрослому!

Наконец, кто-то ответил нашему благодетелю по телефону, и мы наверняка узнали то, о чём догадывались: наш «Назарий» примчится за нами точно по графику, то есть в 17-00. Огромное спасибо.

В ожидании «метеора» поднимаемся на гору, что над бухтой, к Воскресенскому скиту – он реставрируются. В нём есть верхний и нижний храмы и там всё необычно. В верхнем храме (Воскресения), где процесс реставрации идёт активнее, иконостас весь сделан из белой керамики, а пол покрыт плитами с добавлением кусочков зеркал. Море света! Нижний храм (Гроба Господня) иконостаса не имеет совсем, и вместо царских врат арка – как бы вход в пещеру. Что интересно, в обоих храмах не только не препятствуется, а даже благословляется фотографировать, об этом гласят надписи на стенах.

Далее следует переправа на большую землю. Снова летим по просторам Ладоги, слева по борту пелена дождя. Подходим к пристани Сортавалы. Здесь дождь уже закончился, выглянуло солнце. Снова и снова подтверждается правило, усвоенное нами ещё в прошлом году в поездке по ленинградской области – когда мы находимся в состоянии путешествия, дожди обходят стороной те места, где мы на данный момент находимся. Звучит фантастически, но это чистая правда! Мы живём в волшебном мире!

Дети на «метеоре» уснули, мы с папой их еле добудились. Но ничего, никто не канючит, организованно разбираем вещи и сходим на берег. Светит яркое солнце и капают с деревьев остатки дождика, пар поднимается от тёплой мостовой.

На центральной площади города останавливаемся, чтобы ещё раз запечатлеть в памяти этот город. Вернёмся ли сюда? Папа наш непременно хочет найти магнитик со словом Сортавала, а я иду в фотосалон Кодак Экспресс переписывать наши фотошедевры на CD диск. Никаких проблем у меня с этим не возникло – 7 минут и 25 рублей без стоимости диска. (В Приозерске было иначе – 50 рублей и 30 минут.)

На площади тем временем происходит какое-то шумное мероприятие – по всем признакам празднуют день молодёжи. На наш подмосковный взгляд, толпа гуляющих жителей города исчезающе мала.

Папа вернулся довольный, с магнитиком, и мы движемся дальше на север. На выезде из города первый раз пересекаем реку Тохмайоки. Моему восторгу нет предела – читала описания байдарочных походов по этой реке и хочу всё увидеть своими глазами. Кроме того, на этой реке находятся знаменитые рускеальские водопады – место, где снимали фильм «А зори здесь тихие». Остальные члены нашей экспедиции более сдержаны в своих эмоциях – они описаний не читали и не знают, что их ждёт.

Сворачиваем по указателю на Вяртсиля с целью посетить мраморный каньон в посёлке Рускеала. Здесь проходит европейская «Голубая дорога туризма», до границы с Финляндией каких-то … километров. Дорога весьма приличного качества, ямы в асфальте аккуратно замазаны.

При подъезде к Рускеале чуть было не проехали очень живописные водопады. Тормозим, разворачиваемся. У водопадов оборудована стоянка, есть кафе, беседки, туалет. По нашим, подмосковным, меркам всё здесь чисто и ухожено. К водопадам проложены мостки и лесенки. Сверяемся по карте и понимаем, что это те самые рускеальские водопады, ибо другой реки, кроме Тохмайоки, в округе нет.

Папа с младшими детьми отправился в кафе поедать шашлык и попивать чай за удачу, а мы с Андреем лезем на разведку к водопадам. Нашли место, где снимались эпизоды к фильму «А зори здесь тихие». Водопады очень красивые, места тихие, романтичные. Тохмайоки, как многие карельские речки, неширокая; очень спокойные плёсы, где течения на глаз и не увидишь, сменяются порогами, порожками и водопадами – здесь сплошь и рядом гранитные «кости земли» выходят на поверхность. Увидели и сфотографировали деревянный столб, стоящий в воде, украшенный поперечными чёрточками и надписью «ООО Водопады». Что бы это значило…

Позже мы присоединились к шашлыкопоедателям, и, отдав должное местным кулинарным изделиям, наша семья уже в полном составе совершила марш-бросок к реке, причём дети – не по проложенному для изнеженных европейских туристов маршруту, а там, где покруче и поинтереснее.

Где-то через час двигаем дальше, на Рускеалу. Как водится, проскакиваем мимо указателя на мраморный карьер – я ожидала увидеть рекламный щит огромных размеров, а на деле там имеет место быть весьма скромный плакатик. Разворачиваемся, едем. Дорога грунтовая, и идёт вверх. Метров через 500 внезапно въезжаем на стоянку (платную, разумеется!). Рядом кафе, в нём содержатся разнообразные отдыхающие личности.

На часах около девяти вечера, но вот нам на встречу идёт УЛЫБАЮЩИЙСЯ (!) охранник, и мы слышим: «Здравствуйте, вы у нас в первый раз? Пройдите, пожалуйста, к администратору, там вам расскажут правила посещения горного парка». Вот такая симпатичная смесь сервиса и доброго, внимательного отношения к людям!

Доброжелательная дама-администратор рассказала, что стоимость стоянки автомобиля составляет 25 рублей за 4 часа, экскурсия стоит 180 руб. для взрослого, дети – бесплатно. «Очень познавательная экскурсия, – добавила она. – Вам будет интересно». Соглашаемся. Тут же выясняется, что улыбчивый охранник, представившийся Александром, в дневное время работает экскурсоводом и в доказательство сего готов продемонстрировать нам нагрудный «бэджик» с надписью «ЭКСКУРСОВОД». Верим на слово и выражаем уверенность в том, что чёрная форма охранника на нашем провожатом никоим образом не повредит нашему восприятию экскурсии.

Туристическая тропа проходит по самому верху вокруг карьера (или каньона, как угодно); прозрачная вода с зеленоватым оттенком находится минимум в двадцати метрах внизу. И вправду, информации по карьеру много, она интересная, даже дети прислушиваются и не сильно шумят. Правда, за детьми, особенно такими шустрыми, как наши, здесь нужен глаз да глаз. Дело в том, что стены карьера отвесные, местами даже имеют отрицательный уклон, ограждения есть только на специальных смотровых площадках. Края, говорят, осыпаются, т.к. мрамор из-за частого проведения взрывных работ весь в микротрещинах. Повсюду предупреждающие таблички. И нельзя бросать вниз камни (вот досада-то!), ведь в каньоне обычно плавают лодки, а сверху их не видно!

В свете вышеизложенного стараемся придерживаться тропы, посыпанной белой мраморной крошкой местного производства, держим детей за руки и слушаем Александра. Он показывает засыпанные стволы шахт, демонстрирует старые фотографии, сделанные финнами в карьере до его затопления в 30-х годах. Оказывается, здесь, на месте нынешних «мраморных ломок», изначально была гора Белая. (Прямо, как в сказках Бажова, только та гора называлась Медная, и хозяйка у неё была.) Дети по ходу подбирают куски мрамора разных сортов, стараясь найти редкий зелёный, карманы их начинают ощутимо оттопыриваться. Спускаемся в шахту. Александр рассказывает, что экскурсии проходят и зимой, и что в репертуаре сотрудников горного парка есть анимационные программы для детей с участием гномов, троллей, Хозяйки Белой горы и проч. Ника, услышав об этом, сильно заинтересовалась. Ей интересен график работы самого злобного тролля, особенно любопытно, работает ли тот завтра, и огорчается, когда узнаёт, что у тролля завтра выходной и, вообще, что ему положен отпуск. Обещаем ей устроить тролля в лице папы.

Смотрим соседний карьер (говорят, их всего три), неподалёку видны трубы завода, где кальцитовый мрамор пережигают на известь. Наш провожатый интересуется, где мы будем ночевать. И правда, где? Времени около десяти часов, а на улице светло, как в Подмосковье в семь вечера. Белая ночь подкралась незаметно, и сегодняшний СУПЕРнасыщенный волшебными событиями день тоже должен когда-нибудь закончиться. Объясняем, что у нас по плану ночёвка в палатке с видом на какие-нибудь местные живописности. Отдых на ближайшем озере в компании подвыпивших коллег-автотуристов нас не устраивает. И тогда Александр вызвался проводить нас до одной известной ему поляны. Там можно остановиться с машиной и заночевать недалеко от того места, где на реке Тохма имеется восьмиметровый водопад (кажется, он называется Рююмякоски – «Шумящий» или «Гремящий»). От такого предложения отказаться невозможно, о таком и не мечталось. Едем. У нужного съезда с шоссе Александр мигает нам «поворотником» своей «Шеви-Нивы», потом останавливается и ещё раз подробно объясняет, как проехать и где встать. Очень любезно с его стороны. Обещаем назавтра вернуться в карьер, чтобы покататься на лодках.

Съезжаем с трассы на лесную грунтовку, оставляем машину и все вместе идём искать реку и водопад на ней. Река нашлась уже через каких-нибудь сто метров, нашёлся и небольшой порожек на ней. Детишки сразу же полезли на камни, его составляющие, и Андрей, оступившись, промочил правую «кроссовку». Эту пару обуви в дальнейшем ждали ещё приключения, а пока, поблуждав в поисках водопада по заболоченному берегу Тохмайоки в правую сторону, мы решили поблуждать и в левую тоже. В левую сторону оказалось не так заболочено, а через несколько десятков метров очень даже круто и скалисто. Прямо из воды на берегу реки поднималась высокая гора. Полностью осознавая, что «умный гору обойдёт», мы решили обойти эту гору сверху и полезли на неё. О чём ни капли не жалею – сняла на фотоаппарат очень красивые виды.

Когда спускались со скалы, услышали внизу шум воды – цель близка!

Водопад предваряет разрушенное (или недостроенное?) плотинообразное сооружение, после него река по огромным камням-ступеням падает с восьмиметровой высоты, разбиваясь в мелкую водяную пыль. Вода в реке желтоватая, на вкус железистая, но, тем не менее, очень чистая, без запаха.

Говорят, что вечно можно смотреть на три вещи, одна из которых – падающая вода. Но вечно не получается, т.к. мешают комары, да и времени около 11 вечера. Поэтому быстренько позируем перед фотоаппаратом и отправляемся искать – что? – правильно, нашу машинку. Для этой мы цели воспользовались хорошо набитой тропой, по которой, очевидно, Александр и хотел нас направить прямиком к водопаду. По дороге попадаются остатки пикников – мусорить на природе, оказывается, и здесь умеют! Глубокое впечатление оставляют последствия недавней попытки проехать к водопаду на автомобиле по огромным камням и болотистому грязевому месиву – следы протектора на гигантском булыжнике, сломанные и набросанные в грязь молодые деревца. Мой водительский опыт подсказывает, что проехать здесь даже на внедорожнике невозможно, но от этого места к реке тянется НАЕЗЖЕННАЯ КОЛЕЯ!!! Однако…

Ставим палатку, пьём наскоро чай, и спать, спать, спать! Очень насыщенный день сегодня получился, сегодняшних впечатлений и на неделю было бы много. На часах первый час ночи, но, кажется, что слегка потемневшее было небо становится ярче, начинается рассвет. Обращаю внимание детей на это забавное обстоятельство. Даня даже плюнул в сердцах – блин, да как так можно! – и ушёл спать. Остальные дети ещё возились с костром и ложиться не хотели, пришлось употребить власть.

Итог этого дня в километрах измерять бессмысленно, но всё же:

Пройдено за день: на машине – 40 км, по воде на «метеоре» – 90 км, на монастырской маршрутке по Валааму – около 5 км, пешком – немеряно.

Общий пробег с начала путешествия – 1358 км.

28.06.2008

Папа почти не спал – встал в 6-30. То Андрей кашлял, то Даня во сне землянику собирал. Дело в том, что мальчишки делят с папой один большой спальный мешок, состёгнутый из двух обычных спальников типа «одеяло», а мы с Никой – другой. Я спала сном младенца и встала в 7-15. К этому времени папа уже развёл костёр, высушил и даже слегка поджарил Андрюшкину кроссовку, которую тот накануне намочил в реке.

Вскипятили чаю, сижу у костра и пишу отчёт. Ника встала около 9 утра, Даня – в 9-20. Иду будить Андрея. На завтрак будет гречка!

9-40. В палатке жужжат комары, они нахально просочились сюда сквозь не до конца застёгнутый полог. Андрюха не спит, но вставать не хочет, ленится. Общими усилиями выгоняем из палатки комаров и Андрея. С комарами это проще!

Завтракаем, периодически окунаясь в дым костра – комарики-с! Сворачиваемся, укладываем вещи, после чего ещё раз идём к водопаду, чтобы посмотреть на него при свете солнца, а также с целью наполнить романтикой и местным колоритом такие прозаические вещи, как мытьё посуды и умывание: не каждый день приходится мыть после завтрака миски и котелки в реке Тохмайоки над водопадом Рююмякоски!

Только в начале первого отбываем в сторону Рускеалы – наши планы относительно катания на лодках остались неизменными. По прибытии в горный парк мы обнаружили, что стоянка плотно заставлена машинами. Но для нашей «четвёрочки» – волшебники мы или нет! – сразу же нашлось местечко.

Стоимость проката лодки составляет 170 рублей в час. Нас пятеро, а в одну лодку категорически запрещено сажать более 4 человек, даже если часть пассажиров – грудные младенцы. Это у них закон, нарушение которого чревато для парка огромными штрафами. Поэтому лодок нам надо две. А в карьере сегодня аншлаг, на лодках сейчас катают большую группу туристов, и администратор предлагает нам набраться терпения и подождать. Но это же не наш метод, и волшебные свойства этого мира себя не исчерпали! Спускаемся на пристань, где к большой нашей радости обнаруживаем как раз две свободные лодочки. Пока я бегала наверх, чтобы оплатить прокат лодок у едва поверившего в нашу удачу администратора, папочка облачил наши экипажи в спасательные жилеты – это ещё один закон, который здесь строго соблюдается, без спасжилета в лодку не посадят!

Делимся по принципу: дамы – отдельно, мужчины – отдельно, и едем кататься. Виды – не передать словами! Отвесные стены каньона, чистейшая вода чудесного изумрудного цвета, солнечные зайчики на сводах гротов. Погода – изумительная, солнечно, тепло. Мы с Никой видели птенца чайки, он, похоже, скатился откуда-то сверху на одну из каменных полочек, находящихся низко над водой. Размером птенец чуть меньше взрослой птицы, только пушистый, желтовато-коричневый и в пятнышко. Подплыли поближе, чтобы его сфотографировать, а он пищит, убегает, и с вёслами я никак не справлюсь. А над нами в воздухе уже поднялся переполох – взрослые чайки, очевидно, родственники птенца, стали с криками на нас нападать. Мы поспешили ретироваться.

Час пролетел незаметно. Мы гребли наперегонки, заплывали в гроты, там отличная акустика. Наблюдали за дайверами – им в карьере есть, где развернуться, говорят, что максимальная зафиксированная глубина здесь – 72 метра! Сняли на фотоаппарат видео-блиц-экскурсию по каньону со мной в главной роли. Ребята насобирали множество камней разного сорта и размера, и весь урожай сложили в нашу с Никой лодку. Вот потеха, должно быть, была лодочнику: подплывают мама с дочкой к пристани, выходят сами и начинают выгружать мрамор.

Потом мы гуляли по верху карьера, там, где несколько лет назад некий финский предприниматель пытался наладить добычу мрамора. В этом месте имеются россыпи камней разных форм и размеров, некоторые глыбы мрамора громоздятся друг на друга и, кажется, находятся в состоянии неустойчивого равновесия. На одной из таких «пирамидок» фотографируемся по очереди и в разных сочетаниях. Мальчишки всё ищут кусочки редкого зелёного мрамора, а Ника начинает уговаривать меня купить ей краски, чтобы в дороге она могла делать роспись по камню.

В третьем часу дня покидаем Рускеалу и начинаем движение в сторону Петрозаводска. Асфальт приличного качества кончился в Сортавальском районе. Дальше – Суоярвский, дорога, качеством ниже среднего, идёт берегом Ладоги. Скорость движения – 50-60 км/ч. Бросаю прощальные взгляды на ладожские шхеры. Зрелище того стоит, но от дороги нельзя отвлечься – извилистая, с ямами и проложена по самому краю обрыва. А население нашей «четвёрочки» умаялось, спят все, кроме меня. Поэтому проезжаем мимо всяких описанных в путеводителе интересностей, таких как гора Петсеваара с видами на Ладожское озеро, различных красивых водопадов и проч. Должно же что-нибудь, не увиденное нами в этот раз, остаться на потом и манить в новые путешествия!

В посёлке Ляскеля остановились размять ноги, посмотрели каскады на реке Янис. Слегка устав от впечатлений и созерцания местных красот, решаем не спускаться на юг берегом Ладоги, а ехать сразу на Пряжу, сокращая себе путь до Петрозаводска.

Лишь только въехав в Пряжинский район, удивляемся смене качества дорожного покрытия – оно стало ИДЕАЛЬНЫМ! Ровный асфальт, свежая разметка, знаки, верстовые столбы – и никого! Мечта московского водителя-идиота. Мне даже не по себе стало, совесть проснулась и подала голос: «Ты тут едешь, тебе хорошо, а где же другие, им что, ехать не надо?!» Смешно. А места глухие, ни на карте, ни в жизни ни одного населённого пункта на десятки километров вокруг. Да и те, что есть, пункты, населёнными не очень хочется называть. Только с шоссе в лес периодически отворачивают дороги – не дороги, так, просеки лесовозные…

Идеальный асфальт кончился внезапно. Сначала появились очень популярные в республике знаки «Неровная дорога». Памятуя о том, что в Карелии дорожным знакам лучше верить, снижаем скорость. Так и есть: поперёк дороги имеется высокий ровненький вал из земли и камней, плохонькая грунтовка, огибая его, тянется дальше. Так вот в чём секрет ровной дороги – её не просто ремонтируют, её прокладывают заново.

Километр за километром трясёмся по грунтовке, по щебёнке дальше. Как и всякое развлечение, это уже начинает приедаться. Останавливаемся, чтобы передохнуть. В конце концов, мы хотим сегодня в Петрозаводск или нет! Дети выскочили из машины, кто обутый, кто босиком, а Андрей в одном левом кроссовке, да-да, кроссовок этот являлся зеркальной копией того, который сперва мочили в Тохмайоки, а затем жарили на костре. Тем временем машина, незадолго до нашей остановки появившаяся сзади на горизонте, обогнала нас и остановилась. Оказалось, земляки из Москвы заблудились, на n-дцать километров проскочили свой поворот, а надо было им на Питкяранту, Олонец и дальше домой, в столицу.

Объяснили дорогу землякам, поехали дальше. Дорога стала лучше, появился асфальт. Ура!

А километров через пятьдесят Андрей вспомнил, что кроссовок свой он оставил на дороге, там, где в Карелии встретились Москва и Подмосковье. Очевидно, в качестве памятного знака. Смеялись – пусть это будет жертва духам местных дорог в ознаменование наших будущих успехов. А с нами остался правый кроссовок, значит, наше дело правое, значит, мы победим!

В Пряже сворачиваем на М18. Ой, а где же дорога, федеральная трасса, между прочим! Нет её. Срыли и сейчас ремонтируют. Причём в некоторых местах срыли совсем, до грунта, до песка, и в обе стороны. Вот такая глобальная «школа ремонта». Симптоматично – к извечным двум русским проблемам (дураки и дороги) и третьей, появившейся сравнительно недавно (дураки на дорогах) добавляется ещё одна, четвёртая: дураки, ремонтирующие дороги. Трасса, по местным меркам, оживлённая, в обе стороны – внушительные очереди. Желающие проехать побыстрее едут по встречной полосе, но недалеко, а только до того места, где идут дорожные работы. Там сотрудники ремонтной бригады (!) пропускают машины то в одну, то в другую сторону, а рядом стоит патрульная машина, и доблестные сотрудники ДПС вместо того, чтобы разруливать пробку, ловят тех, кто норовит её объехать.

Следующую остановку планируем в районе деревни Матросы, здесь река Шуя течёт параллельно шоссе, на ней есть пороги, которые я хочу посмотреть, а дальше, за излучиной реки, на карте в Google мною была замечена возвышенность, которую я хочу увидеть в реальности, а не только в виртуальном пространстве.

Времени почти семь вечера. Пока выбирали, где остановиться, проехали Матросы и ещё километров десять, и в результате встали в районе моей гипотетической возвышенности. Оставляем машину на обочине и пешком (приятное должно сочетаться с полезным!) идём в сторону реки. Лезем сквозь заросли, через болото и всё удивляемся, как далеко на север мы забрались – на календаре конец июня, а здесь в лесу вовсю цветут ландыши.

Минут через 30 с того момента, как мы покинули шоссе, наконец замечаем реку. Подойти к ней оказывается не так просто, приходится спускаться по крутому склону, заросшему деревьями. Вот и она, Шуя. Повиснув на ветке дерева, чтобы не свалиться в реку, одной рукой достаю фотоаппарат и сквозь листву, почти наугад, делаю снимок излучины реки, который потом окажется одним из самых красивых за всю поездку.

Часов в девять вечера усталые автопутешественники прибыли в столицу Карелии, славный город Петрозаводск. Первым делом – на заправку, нам попалась Лукойл, цена за литр 92 бензина здесь составляет уже 25,40 рублей, 95-го – 26,40. Многовато! На семейном совете большинством голосов (четыре против моего одного) было решено остановиться в гостинице. О ситуации с петрозаводскими гостиницами я имела представление, исходя из отчётов других автотуристов, побывавших здесь до нас. И это представление говорило мне о том, что придётся заночевать в палатке в окрестных лесах. Мы же, как улитка, свой домик на себе возим, совершенно бесплатный домик, говорила я. Но! Мне напомнили, что в этом мире невозможного нет, и, действительно, уже через полчаса мы заносили вещи в двухместный номер гостиницы «Белые ночи». С отдельным входом, телевизором и другими удобствами. Машиночка наша тем временем стояла на охраняемой стоянке здесь же, под нашими окнами. Обошлось нам это удовольствие в 2800 российских рублей. Не самое дешёвое удовольствие; и мы решили использовать возможность помыться-постираться по полной.

Гостиница «Белые ночи» находится на периферии Петрозаводска. В одиннадцатом часу (ночи? – светло ведь!) выходим из номера на охоту за чем-нибудь съедобным. Нашли продуктовый магазинчик в подвале жилой многоэтажки, работающий допоздна, где запаслись не только продуктами питания, но и информацией, где и что в городе можно посмотреть.

Засыпали поздно, это уже становится доброй традицией. Номер двухместный, кровати в нём стоят рядом. В промежуток между матрасами кладём спальный мешок, вытянутый в длину. Получается чудесное спальное место для троих детей. Сами, по-походному, на ковриках – спальниках на полу. Красота!

Семья засыпает, а я на подоконнике дописываю дневной отчёт, которому суждено стать последним за эту поездку. В дальнейшем я записывала только километраж и расход бензина. Не потому, что дальше ничего интересного с нами не случилось. Просто появилось странное ощущение, что больше ничего на бумаге фиксировать не надо. Захотелось просто погружаться в события текущего момента, происходящие ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, позволить потоку событий течь свободно и не мешать себе непосредственно воспринимать этот поток необходимостью что-то записывать, думать, анализировать, выделять главное.

Состояние путешествия для меня отличается от обычного повседневного в сторону гораздо большей осознанности происходящего. В привычной для нас обстановке убаюканное сознание не фиксирует большинства обычных вещей, мелких событий, происходящих постоянно. В путешествии, особенно для нас, новичков в деле покорения российских просторов, всё не так. Во-первых, передвижение на авто даёт возможность перемещаться в произвольных направлениях на большие расстояния в пределах малых промежутков времени (принцип «Фигаро здесь – Фигаро там» – это мы уже умеем). Во-вторых, наличие палатки и прочего снаряжения, а также способности и желания жить как 300 спартанцев позволяют не зависеть от наличия населённости на трассе и мест в гостиницах (с этим принципом у нас пока сложнее – не единожды выбор места для ночёвки занимал весьма продолжительное время). Поэтому окружающая обстановка меняется более стремительно, чем в обычной жизни, и не даёт сознанию «заснуть». В каждый момент времени вокруг всё другое – другие города, другие люди с другими привычками, другая природа, климат, продолжительность светового дня…

Кстати, ночью здесь всё-таки темнеет. Не сильно, но буквы в тетради уже различимы с трудом. Пора спать.

Итог дня:

Пройдено за день: 273 км.

Общий пробег: 1631 км.

Заправились на сумму: 900 руб.

29.06.2008

Проснулись не поздно, часам к девяти утра. У Ники за ушком обнаружился вероломно проникший туда клещ. Извлекаем, благо он не успел ещё крепко вцепиться.

После завтрака принимаем решение осмотреть некоторые достопримечательности стольного града Петрозаводска, а потом отправиться дальше на север, на Медвежьегорск. После планировалось спуститься южнее, в сторону посёлка Великая Губа и гипотетической (как потом выяснилось) деревни Боярщина.

Цель номер один – набережная Онежского озера. Поплутав немного в городе, подъехали к отелю КАРЕЛИЯ, что неподалёку от устья реки Лососинки. Онега совсем рядом! Решили не покушаться на гостиничную территорию, и припарковались у обочины. Здесь размечены места для стоянки автомобилей, посередине одного из стояночных мест растёт берёза (не карельская). Место для удара головой!

Пересекли по мостику градообразующую речку Лососинку. Она неширокая, небыстрая, порожистая, как всякая нормальная северная река. Напротив отеля речка взята в бетонный жёлоб, в котором устроены искусственные порожки. Симпатично, но неестественно.

Впереди замечаем изгородь загона, внутри домик с надписью «Пони-клуб». Ника бегом устремляется туда – она любит лошадей, особенно маленьких, и никак не может уговорить родителей купить ей лошадёнка. Внутри загона к дочкиной радости имеется один жеребёнок большой лошади и один жеребёнок пони, совсем крошечный, ростом меньше Ники. Их родители в это время катают ребятишек на набережной, деньги зарабатывают. Увлечённо кормим жеребят травкой, гладим их бархатные мордашки.

На городской набережной перелезаем через ограждение и совершаем ритуал первого омовения ног в Онежском озере. Тепло, солнечно, и явно наступает период наибольшего благоприятствования для нашей водно-туристической затеи. Наблюдаем отплытие красной «кометы» от пристани. Наверное, он пошла на Кижи.

На набережной наблюдается изобилие ларьков с сувенирами на любой вкус и кошелёк. Делаем над собой усилие и покупаем не так много сувениров, как хотелось бы.

Ходили смотреть собор Александра Невского, гуляли по набережной, узнали расписание движения водного транспорта на весь сезон, а также стоимость транспортировки пассажиров до Кижей.

В пятом часу распрощались с городом и по М18 двинулись на север, имея в планах посетить заповедник Кивач с одноимённым водопадом. Качество дорожного покрытия на данном участке у нас нареканий не вызвало.

Поворот на заповедник чуть не застал нас врасплох. Только что обогнали фуру, и вот он, пожалуйста. Знали бы – не обгоняли, неудобно перед водителем, он потеснился, пропустил…

Сразу за поворотом увидели лоток, торгующий сувенирами из карельской берёзы. Значит, мы у цели!

Через 6 километров дорога вывела нас к автостоянке. Здесь начинается осмотр местных достопримечательностей – самого, пожалуй, известного равнинного водопада Европы, а также дендропарка и музея природы. Паркуемся, выходим.

Изобилие сувениров особых эмоций уже не вызывает, привыкли. Поэтому минуем сувенирные ларьки и сворачиваем к водопаду.

Время путешествия: Апрель 2009

Наталья

Дата:



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.