Боровск. Старинный. Русский. Город. Ч.3 , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Боровск. Старинный. Русский. Город. Ч.3

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > Боровск. Старинный. Русский. Город. Ч.3

Пафнутьев-Боровский монастырь. Что мы увидели. Он находится в ~ 4 км от Боровска. Даже правильнее сказать перед Боровском и поворачивать к нему лучше, если едете по дороге от Балабаново по указателю «Храм Дмитрия Солунского» налево от дороги.

(Сайт монастыря: http://www.pafnuty-abbey.ru).

Интересное место. Непростое. Оставляет сложное впечатление. У нас не было состояния благостного умиротворения, которое испытываешь обычно при посещении монастырей. Напротив, мы чувствовали себя достаточно скованно, всё время было ощущение, что делаем что-то не то, не так, и сейчас к нам подойдут и попросят отсюда. Мы всё время чувствовали себя незваными гостями. Может дело в том, что когда мы вошли в ворота, то стали искать Музей истории монастыря, и спросили об этом здоровенного мужика с бородой в военизированной форме, сидящего в бревенчатом домике. У него как-то глаза налились кровью после нашего вопроса, и он угрюмо сказал, что «музея нет, и, Слава Богу, т.к. они здесь в монастыре лишние». В целом мы расстроились, потому что очень хотелось посмотреть монашескую келью с уникальной акустикой, когда можно, стоя в противоположных углах, шепотом говорить друг с другом. Читали ещё, что Трапезную разрисовывали те же мастера, что и Грановитую палату. А в Братском корпусе реставраторы на одном из сводов под десятью слоями штукатурки обнаружили роспись 1822 года – учебное пособие по Птолемеевой астрономии для монахов. Эта фреска уникальна и представляет собой картину Вселенной по Птолемею с указанием планет солнечной системы, вращающихся вокруг Земли, и «точных» расстояний до них.

Как обидно. Получается, что, чтобы всё это увидеть, теперь нужно заказывать экскурсию, видимо, через какие-то паломнические службы, или сам монастырь (?).

Мы немного скованно походили по монастырю, зашли в розовую церковь св. Митрофана и попали в монашескую усыпальницу. А потом нам повезло, мимо проходила группа паломников-экскурсантов, которым что-то увлечённо рассказывал молоденький монах и мы незаметно слились с толпой. Поэтому мы прошли через ограду в яблоневый садик вокруг желтой небольшой церкви св. Ильи, узнали, что монастырские яблоки сейчас наливаются на месте братского захоронения защитников монастыря от Лжедмитрия (потери с обеих сторон польской и русской составили около 5 тысяч человек). А потом нам…извините, настоящим паломникам, открыли люк в крепостной стене и мы туда взобрались по высоким крутым ступенькам. Отсюда сразу захотелось фотографировать, мы послушали монаха-экскурсовода, погуляли по стене, забрались в Сторожевую и Оружейную башни. Потом мысленно поблагодарили и тихо ретировались. Стали искать подклёт, где сидел протопоп Аввакум. Он находится у подножия колокольни, маленький и очень узкий лаз-окошко. Спросили женщину в платке, где находится надгробие боярыни Морозовой, но она так замахала на нас руками, будто мы спросили, где приземляются инопланетяне. Может это из-за того, что Морозова староверка? Мы даже не попали в Собор Пресвятой Богородицы, потому что только открыли дверь, чтобы войти, а там совсем рядом пел хор, и ходить перед ними туда-сюда совершенно не хотелось. Ещё мы полюбовались красивыми изразцовыми лентами на белых и гладких стенах Церкви Рождества Христова.

В церковной лавке мы купили неплохую историко-краеведческую карту города Боровска за 60р. И вот теперь уже дома можно узнать о монастыре много нового.

Ага, значит, вошли в сам монастырь мы через Проломные ворота. Сразу слева это была Поваренная палата, а чуть дальше за ней Братские кельи. В центре это одна объединённая постройка – Колокольня, Церковь Рождества Христова и Трапезная (16-17в.), а за ней ослепительно белый и строгий со шлемовидными маковками Собор Рождества Пресвятой Богородицы (16в.) с 2-мя приделами – Св. Ирины и Фёдора Стратилата. На одной стене собора сохранился фрагмент неотреставрированной старинной кладки. Этот Собор, вернее его первый каменный предшественник расписывал Сам Дионисий! – молодой и мало кому известный тогда изограф. Но, к сожалению, фрески Дионисия не сохранились, только каменные блоки старой церкви были положены в фундамент нового собора. Но читали, что и впоследствии собор был расписан фресками, созданными мастерами Оружейной палаты.

Чуть правее от него низкое жёлто-оранжевое здание в разводах это и есть тот самый сельхозхозяйственный техникум или оно же школа механизации или трудовая исправительная колония, где когда-то делали клетки для кроликов из монастырских икон 16 века.

За Собором располагается церковь Св. Ильи, и те самые яблоневый сад и цветник, о которых я уже писала. Вход туда только по благословлению и там, не разгибая спины, трудятся послушники и добровольные девушки-помощники. Вдоль крепостной стены тянутся Настоятельские палаты и церковь Св. Митрофана с усыпальницей. Очень интересна одна из башен крепостной стены – вторая слева от ворот. Это Башня Измены, через которую и проникли в монастырь поляки.

Стены по предположениям строил русские зодчие: либо Федор Конь – возводивший ранее крепостную стену Белого города в Москве (третью по величине после Кремля и Китай-города) и Кремль в Смоленске, либо Трофим Шарутин – построивший Белый город в Астрахани и Теремной дворец Кремля в Москве. Мнения специалистов, основанные на сравнении архитектурных и композиционных особенностей, графических изображений башен Белого города Москвы и Астрахани, а также даже по форме и характеру кладки, по размерам кирпича, затирке раствора, делятся поровну.

Изразцы на колокольне принадлежат русскому мастеру Степану Полубесу. Интересно, что почти весь монастырь белый, но есть четыре исключения: желтые Святые ворота, желтая колокольня, розовая церковь и кирпичная (небеленая) Сторожевая башня.

Пафнутьев-Боровский монастырь. История этого места.

Имя монастырю дал старец Пафнутий. 15 век.

Он вообще-то по национальности практически татарин. Его дед был баскаком – ордынским сборщиком дани. Не надо удивляться. Древняя Русь была каганатом, а титул «каган» или хан носили и Владимир Красное солнышко и Ярослав Мудрый. Дед потом, конечно, принял православие. Конечно – потому что Батый умер и баскаков погнали из русских земель. Он осел под Боровском в селе Кудиново. Там у его сына тоже родился сын. Мальчик рос очень вдумчивым, склонным к одиночеству и чтению книг. Такому – прямой путь в монахи. Пафнутий постригся в 1413 году, в Высоко- Покровском монастыре рядом с Боровском.

Монастырь называли Высоковским, потому что он стоял на высоком берегу Протвы (уничтожен в 1764 году). Пафнутий провел там более тридцати лет. Его избирают игуменом. Он к тому времени духовно очень продвинулся: «Весь источал радость, с трепетом растворенную». Это, так сказать, внешнее выражение внутренней сути. На практике это означает, что с таким человеком не пропадешь ни в какой переделке. Пафнутий видел любого насквозь. Бывало, он просто по лицу «по взору» определял, что там у незнакомца за душой. А бывало, что получал информацию о происходящих (и даже очень далеких) событиях из собственных снов. Пафнутий имел большой опыт ясного видения. Этому действительно было много примеров. Например, однажды он видит во сне, как некто черный достает из печи горящие головни и бросает их в кельи двух монахов. Опасаясь за монастырь, сновидец кричит: «ты, мол, что делаешь, монастырь подожжешь». А тот ему: «для того и бросаю»… Проснувшись, Пафнутий немедля позвал тех двух приснившихся монахов и, глядя им прямо в глаза, рассказал видение. Рассказал, уже понимая, что сон значит. Монахи признались в том, что сговорились уйти из обители, уже и вещи собрали. Их тайна открылась во сне игумена. Который ведь должен следить за душевной жизнью своих подопечных. И за жизнью монастыря в целом. Беглецы могли смутить остальных.

Пафнутий действительно был наделён даром прозорливости, но главное – умел использовать этот дар для того, чтобы разрешать трудные ситуации. Потому и стал игуменом. И эффективно руководил Высоко- Покровским монастырём более десяти лет. Но после того как ему исполнилось пятьдесят, он вдруг заболел. Однако в какой-то момент осознал, что эта болезнь не совсем физическая, скорей – знаковая. Понял, что корень ее в нем самом, что болезнь ему просто указывает: надо переменить жизнь. И Пафнутий делает резкую перемену: слагает с себя обязанности игумена и уходит из Высокого. Уходит не далеко, на соседнюю излучину Протвы, туда, где в нее впадает речка Истерьма. С ним был всего один инок. Со временем вокруг их келий собирается община учеников, а потом возникает новый монастырь – во имя Рождества Богородицы.

Действительно, по энергетике это место довольно тяжелое. Побродив там день, чувствуешь себя совершенно разбитым. Может, дух там слишком суровый. Не зря же сюда тянулись окаянные люди: Иван Котов, отравивший своего господина Дмитрия Шемяку, Андрей Клешнин, про которого говорят, что это именно он организовал убийство царевича Дмитрия.

Перед кончиной, когда его ученик Иннокентий спросил: «Кому поручишь монастырь?» – ответ вначале был краткий: «Пречистой». Потом, помолчав, преподобный добавил: «Мне, брат, кто монастырь поручал? Сама Пречистая Царица так решила, и храм свой воздвигла, и братию собрала, и меня, нищего, долгое время питала и охраняла вместе с братией». И ещё сказал: «Как Царица начала, так сама и устроит на благо дома своего. Сам знаешь – не княжеской властью, не богатством сильных, не золотом и серебром создавалось место сие. Царица да защитит это место своей милостью от насилия темных и лукавых духов».

При Пафнутии монастырь был особножительный, то есть – каждый монах имел свою келью, какое-то даже свое хозяйство, мог есть и носить, что хотел (до известного предела). Для Боровского монастыря не была характерна суровость и аскетичность монашеского бытия, так как Пафнутий понимал, что человеческие ресурсы ограничены и не требовал от монахов невозможного. Он только строго следил за соблюдением устава и особенно требовательно относился к себе: пост, тяжёлая физическая работа, более чем скромная одежда.

Но в 1460 году к Пафнутию в монастырь пришел молодой человек и постригся под именем Иосиф. Это был знаменитый в будущем антисемит и «стяжатель» Иосиф Волоцкий, в миру Иван Санин, который в течение восемнадцати лет был монахом в Пафнутьевом монастыре в Боровске. И не просто монахом, а сначала в послушании у самого Пафнутия, а потом после еще два года игуменом этого монастыря. Его нововведения обернулись тяжелым конфликтом в монастыре. Волоцкий задумал ввести общежитие: беспрекословное единоначалие, благотворительность, все имущество общее, пища и одежда одинаковые, работы разверстаны насколько возможно поровну, и главное – церковная земельная собственность, а не только нравственное совершенствование (поэтому и «стяжатель»). Собственно, ничего здесь нового не было, многие русские монастыри были общежительными. Да и Пафнутий вел дела так, что фактически у него в монастыре было общежитие, но – разумное, мягкое. А Иосифу важен был принцип. Иначе он не умел. Он был по натуре борец, ни с кем не хотел договариваться. Его не поддержали и он ушёл, пошел искать место для нового монастыря.

Но хватит об Иосифе. Монастырь – Пафнутьевский.

При Пафнутии, я уже писала, был построен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Конечно, он будет потом разрушен и не раз. Но тогда, его стены, его колонны, его своды расписывал Дионисий. Представляете? Его пригласил Пафнутий. А сейчас в соборе находятся мощи преподобного старца. Вообще месторасположение монастыря было политически очень опасное. Оно уже принадлежало не князю Боровскому – Василию Ярославовичу, а Дмитрию Шемяке, претенденту на великокняжеский престол (помните Шемякин суд?). Монастырь много раз пытались поджечь. Это князь Василий посылал своих людей. Но посланные от князя, придя в это место, всякий раз будто забывали, зачем приходили. Даже некий Ермолай, новокрещенный басурман, готовый на все, придя к Пафнутию, сразу размяк, едва преподобный окликнул его по имени и на лукавый вопрос святого – зачем, мол, пожаловал? – честно ответил: князь послал пожечь твой монастырь, отче, прости меня, окаянного.

Пафнутия любили и уважали цари и царицы. За силу и честность. Он мог не принять богатые подаяния, если считал (видел), что деньги грязные. Считается, что будущие родители Ивана Грозного – Елена Глинская и Василий III – четыре года ездили на богомолье по разным монастырям в Переяславль, Ростов, Муром, Ярославль, в Вологодскую область на Кубенское озеро в Спасов-Каменный монастырь и на Сиверское озеро в Кирилло-Белозёрский монастырь. Во всех русских церквях молились о чадородии великого князя Василия. Из монастырей доставляли ему и его великой княгине хлеб и квас – ничто не помогало, пока, наконец, царственная чета не прибегла в молитвах своих к преподобному Пафнутию Боровскому. Тогда только великая княгиня сделалась беременною.

Ирине Годуновой – жене царя Феодора, последнего из Рюриковичей, и сестре Бориса Годунова – посвящен придел Рождественского собора.

А потом Пафнутьев-Боровский монастырь ожидали тяжёлые испытания. Раскол, Смута, Опричнина, Бонапарт.

Только перед Революцией был относительный просвет – монастырь тогда считался богатым, имел земли на Украине, в Крыму и на Северном Кавказе. С этих земель в монастырь поставлялись фрукты, виноград, дыни, арбузы и цитрусовые, крупяное зерно (гречиха, просо, твёрдая пшеница), мак и масленичное зерно. И на месте было более 450 десятин земли. В монастырском саду стоял домик на два входа, в котором жили пчеловод и садовник. Все квадраты парка были засажены яблонями и кустарниками ягод (малина, крыжовник, смородина). Пасека насчитывала более 100 семей пчёл. Монастырь имел рыбное хозяйство. Два яруса прудов. Верхний, от источника, нерестовый, второй мальковый и два промысловых. Рыбы вылавливали столько, что хватало всему Боровскому уезду и излишки отправлялись в Москву. На прудах стояла мельница и крупорушка, на которых мололась мука и изготовлялись все виды круп. При монастыре имелись конюшня с кузницей, коровник, свинарник и птичник. На землях сеяли зерновые, картофель, овощные культуры, часть была занята под сенокосы и пастбища для скота и гусей. На все сезонные, а частью и постоянные работы, монастырь нанимал жителей сёл Роща и Рябушки (обработка и посев, уборка урожая, сенокос и даже пастухов, конюхов и скотников).

Потом новые испытания – Нацизм, Советы. В годы оккупации Боровска фашистами в монастыре был склад.

Потом были годы безмолвного равнодушия и надругательств при Советской власти. Здесь в этих монастырских стенах бегали малолетние беспризорные хулиганы из колонии, потом в соборе как в гараже стояли тракторы с комбайнами из сельхозмехшколы.

Терпение лопнуло даже на небесах.

14 мая 1954 года – в день памяти преподобного Пафнутия в соборе рухнул купол. На два учебных зерновых комбайна…

И даже этот знак вопиющего небесного негодования никак не пробил советское ватное сознание местных властных деятелей. Сельхозтехника там простояла до 1991 году, и только тогда монастырь был передан Православной церкви. Сейчас он активно восстанавливается. Так что, думаю, его суровость не надменна, а легко объясняется желанием как можно быстрее возродиться из пепла, вырваться из забвения, свободно задышать.

О Боровске преподобный Пафнутий возносил странную на первый взгляд, но правильную молитву. Он просил Бога, чтобы «Боровск никогда не процветал и был бы тихим местом». Кажется, что это жестокие слова по отношению к городу, но на самом деле преподобный хотел, чтобы Боровск был благодатным местом, а это «непроцветание» и «тишина» – необходимые условия для этого.

А к людям до сих пор святой Пафнутий Боровский обращается с иконы со словами: «Не скорбите!».

Сейчас в монастырь люди приезжают к другому старцу – отцу Власию. Говорят, что к отцу Власию несколько лет подряд ездил писатель Александр Солженицын с супругой. И еще много известных людей. Отец Власий принял схиму – отказался от всех мирских радостей. В Боровске – с 79-го. «Господь знает, где и когда вам быть» – любимые слова старца. Когда отец Власий поселился в здании сельхозтехникума (который был в здании монастыря), первое время в лунные ночи откуда-то раздавались стоны. А ещё местные жители рассказывали, что видели призрак – монаха. Считали, что это дух святого Пафнутия охраняет святое место. А стоны по ночам объясняли тем, что обитель стоит на костях – здесь две братские могилы защитников монастыря: дружинников, монахов и жителей. Когда отец Власий стал читать псалтырь, стоны по ночам исчезли.

Боровские сувениры.

Ещё около монастыря нас ожидала необыкновенно интересная встреча. Там перед входом сидят лоточники-сувенирщики, все предлагают совершенно стандартный аля-русский набор лапти-матрёшки. Но! Рядом с ними сидит за небольшим столиком совершенно уникальный человек. О нём мы прочитали в одном из отзывов, и были очень рады его увидеть. Он продаёт уникальные глиняные вещицы. Сувенирами их назвать невозможно. Каждая игрушка несёт в себе очень глубокий смысл, хотя с виду, конечно, так не скажешь. Это музыкальные свирели. Они выполнены в виде фигурок рыбки, лосика, петушка, баранчика, птички-Сирина, уточки, просто кругляша. Он сам их делает. Рассказывает про символику каждой. Например, рыбка, это древний символ веры, её давным-давно наши предки носили на груди вместо крестика. Лосик – это символ природы, а в стародавние времена матери-Лосихе поклонялись древние обитатели боровских земель. Он говорит, что раньше даже созвездие Большой медведицы люди называли иначе – Лосихой. Уточка – ищет в море-океане Камень-Алатырь, камень счастья. Птичка Сирин – поёт только радостные песни. Ну, а петушок – это вообще древний символ Солнца и Жизни.

У каждой свирели своя мелодия. Если дуть в неё при этом, нажимая на маленькие дырочки в глиняных боках, то выходит какая-то совершенно милая и задушевная необычная музыка.

Кроме свирелей он продаёт ещё глиняные картины. Вообще-то если честно, то это и не картины, а древние славянские иконы – сульди. На той, которую мы видели, он сказал, что изображён святой Власий. Но какой это Власий :), это же древний русский бог природы и мудрости – Велес. Вот он и изображен бородатым мужичком с доброй улыбкой в окружении глиняных зверушек, даже на руках держит Волчонка.

Кстати сам автор очень похож на это древнее изображение. Точь в точь такой же – и борода, и внимательные глаза, и русское лицо, и добрая улыбка. Играет на свирели он божественно. Сразу льётся такая мелодия, которая уносит тебя на зелёные луга, на ромашковые поляны, под голубое небо. Он дал нам свою визитную карточку. Сказал, что с ним можно договориться насчёт экскурсии по Боровску и мастер-классу по лепке. Представляю, что и как может рассказать и показать о городе такой человек!

Бойко Александр Константинович

Народный мастер с.х. России

Экскурсии по г. Боровску, мастер-классы

т. 8-48438-4-27-79

8-903-234-53-96

Послесловие.

Нам очень хочется съездить в Боровск ещё раз. Потому что сейчас мы немного торопились, спешили, и не всё успели посмотреть. Скажу честно, не буду лукавить. В следующий раз приедем сюда с лопатами и фонариком. Во-первых, надо найти горшочек с червонцами (из Глобуса Боровска), во-вторых, остался неосмотренным дом с привидениями. :):):) Всё-таки люди не меняются, вот как была в детстве неисправимым романтиком, и лежала под пыльной кроватью, грызя краюху чёрного хлеба (наискосок отрезанная от буханки горбушка), головку сыра (собственноручно обточенный до круглого состояния кусок сыра), сырую луковицу и в обнимку с книжкой о приключениях Робинзона Круза (весь этот набор съестного был срисован оттуда), так спустя …цать лет такая же и осталась… :):):)

PS. Кто бы мог подумать. Художник Овчинников прочитал мой рассказ в интернете. Нашёл меня. Написал. Вместе мы исправили множество неточностей по тексту. Передохнули. Потом принялись редактировать его необычную книгу «Погружение в старый Боровск». Тоже успешно. Погрузиться в Боровск теперь может любой желающий либо купив настоящую книгу с иллюстрациями-фресками Овчинникова, либо познакомиться с нею на его сайте http://www.parallel-city.ru. Потом у художника возникла идея создания фотоальбома, составленного из редких старинных фотографий Боровска. Идея удачно материализовалась в виде новой книги, а Йа написала предисловие. Вернее скажем так – Овчинников предложил написать, я – согласилась и засела скрипеть пером. Так что – спрашивайте в книжном магазине, правда, только в боровском – тираж невелик, извините, книга не про love story и не про перестрелки. Зато есть шанс попасть в раритеты! рџ™‚

Контакты с художником: protva.ov@mail.ru

Текст к фотоальбому о Боровске.

Почему мы так любим старые фото?

Почему старинные фотографии так притягивают наши глаза и так раздражают наше любопытство? Эффект машины времени? Или хитроумная уловка того же времени?

Да и что такое Время – прозрачная субстанция, остановленная на один миг вспышкой фотоаппарата? Старинные фотографии – это всегда парадокс.

Вы уверены, что, рассматривая старые фото – вглядываетесь Вы, а не в Вас?

А знаете, что, вглядываясь в старые фото, мы видим гораздо больше, чем просто живописный пейзаж, красивый портрет и удачно остановленное время?

Ведь на эти фотографии само неуловимое Время накинуло свой невесомый невидимый шлейф.

Мы смотрим на милые лица – мужчины в цилиндрах, женщины в ворохе кружев и шляпках, мальчики в матросских костюмчиках и девочки с завитыми локонами; мы смотрим на гуляние в парке, чаепитие в саду, общие портреты на лужайках, и разница в том, что они не знают, а вы уже знаете – что впереди. У них.

Впереди ураган Революции. Раскулачивание. Голод. Война.

Но сейчас на этих фотографиях запечатлена тишина.

Сейчас, умелый фотограф, ловко установил громоздкую треногу с «фотографическим аппаратом» и машет шляпой: «Господа, прошу внимания, господа, улыбайтесь, сейчас вылетит птичка!».

И уважаемые люди Боровска – семейство Полежаевых, Саниных, Ждановых, Меренковых, Проваторовых – счастливы и беззаботно смеются, катаются на лодках по Протве, прогуливаются по Боровскому лесу, отдыхают на дачах, открывают школы, освящают построенные церкви….

«А знаете ли уважаемая Клавдия Петровна, какой отличный нынче урожай яблок?».

«На днях съездил в столицу, так представьте себе, милостивый Яков Иванович, как подорожала недвижимость на Тверской!».

«А наш Митенька, дорогая Дарья Пантелеевна, оканчивает гимназию и мечтает поступить в кадетский корпус».

«Слышали, в Ведомостях пишут, что Его Императорское Величество отбыли на лечебные воды».

«А ко мне в гости приезжал родной брат. У него небольшое имение под Смоленском. Так удивлялся нашим огурцам. Сорт, говорит, у вас чудесный, боровский, особенный. Просил семян на развод».

Ах! Ах! Ах!

«Вот посмотрите этот милый альбом, Павел Дементьевич, какие чудесные старые фотографии и гравюры. Ну надо же, как бежит время! Вот посмотрите здесь и здесь, переверните страницу»…

И вы перелистываете сейчас страницы – только не этого фотоальбома, а Времени.

А может, оставим пожелтевшее прошлое? Ведь какая чудесная погода сейчас! А какое настроение! И как, кстати, цифровой фотоаппарат в руках у знакомого в руках. Эй, фотограф, снимите, снимите меня! Ой, подождите минуточку, только поправлю растрепавшиеся волосы от ветра. Ну всё, готова. Ямочки на щеках видно? Мальчик с ключиком, ну что ты вертишься под ногами! А когда вылетит птичка?

«Будущее – голый мальчик,

Вертит ключиком в замке.

А земля летит, как мячик,

И века все в кулачке».

(с) http://www.pamsik.ru – здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.

При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

Время путешествия: Июнь 2007

НатА

Дата:



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.