С Доброй Надеждой по Калахари – продолжение , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

С Доброй Надеждой по Калахари – продолжение

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о Малави > С Доброй Надеждой по Калахари – продолжение

Ботсвана

Заходим на ботсванский пост, заполняем карточку. Долго не могут понять, что мы без машины. (На транспорт отдельную бумагу заполняют). Получаем штамп, въезд без визы. Находиться можно до месяца. Свой дальнейший маршрут я им указал. До ближайшего городка они застопили нам грузовик. Лезем в кабину, высоко. Сумку они нам помогают затащить. Проехали километров пять всего, город Чарлис-хилл. Дал водителю 10 долларов, это много но меньших денег у меня нет, в Москве не нашлись меньшие купюры.

А теперь сидим под кустом с ботсванцами. Они нас разглядывают, фотографируют. Жара жуткая. Надя стоит под кустом, а мне приходится бегать к шоссе и на заправку. Но все машины едут или в сторону Габороне, или обратно в Намибию. В 17 часов автобус есть до ближайшего города. Местные жители набиваются в кузов и едут до развилки. Нас тоже зовут, мы отказываемся – народу полно, душегубка, в маленьком кузове 11 человек.

Через час автостопа, в 14.40 остановилась фура с белым водителем. Вышел чернокожий попутчик, он помог мне сумку забросить. Надя смеялась, что я так быстро туда влез. Зато уехали около 15 часов.

Водитель южноафриканец. Он говорит, что в Намибии и Ботсване спокойно, криминала почти нет, а в ЮАР он во многих местах даже не стал бы останавливаться, особенно около крупных городов. Едем через пустыню. Вдоль дороги пасётся много скота. Слушаем приятную музыку. В кабинах везде кондиционеры, не жарко, кое-где даже холодно было. Про климат тоже поговорили. Дожди тут с ноября по январь в основном, в феврале уже меньше, а потом засуха. В зимний период изредка даже заморозки бывают. Проехали на этой фуре около 20 километров, до развилки. Водитель поехал направо на Габороне, нам налево на Гандзи и далее на Маун. Денег он с нас не взял. Это уже классический автостоп «научными методами» АВП.

Развилка, пустыня Калахари. Нет ничего. Стоим на дороге. Там какой-то грузовичок застрял. Мужчина и женщина около него. Мужчина сказал, что поможет нам застопить транспорт. И вскоре остановилась легковая машина с открытым кузовом. Мужчина и женщина в кабине, двое детей на запасном колесе в кузове. Мы сели туда. И поехали в буквальном смысле с ветерком. Если фура шла около 100 км/ч, то здесь скорость была почти такой же, где-то 85, но открытый кузов. Дети около стенки, мы на ветру. Ух, пронеслись! 45 километров до города где-то за полчаса. Фермер по Намибии ехал 120, нор там кузов закрытый был. Дал водителю 10 долларов. Вышли мы на заправке, чтобы стопить на Маун.

На заправке подошёл африканец, сказал, что тоже на Маун едет, сейчас его жена подойдёт, машина подъедет, и мы поедем. Мы с Надей подошли к нему и стали ждать. Жена его пришла. А вот машины никакой не было. Я подходил почти к каждой машине. Все едут или в другую сторону, или на небольшие расстояние. Уже стал думать об остановке в отеле, который тут имеется. Хотя жалко терять оплаченный отель в Мауне. Стояли долго, с 17 почти до 19 часов, солнышко уже садилось. В это время тут уже не жарко, приятно. Замелили парня, высокого роста, с рюкзаком. Надя сказала, что он на Антона Кротова похож. Хотя она Антона не видела, я посмотрел – правда похож, хотя парень чернокожий, но и фигура, и одежда, и, как оказалось, стиль путешествий тоже. Вот так нас собралось уже несколько человек на Маун.

И вот в 18.45 замечаю легковую машину с кузовом с эмблемой Мауна! Какие-то чиновники или служба муниципальная. Я метнулся к машине, опережая всех. За рулём была женщина-африканка. Быстро говорю ей, возьмите двух русских туристов до Мауна, нас там в отеле уже ожидают. Женщина ответила – договаривайтесь с моим шефом. Я к нему. Предложил 20 долларов. Он немного поколебавшись, согласился, но сказал, возьму только двоих. Тащим сумку к машине. Забираемся в кузов. А парень уже там! Успел проскочить! Настоящий стопщик. Водитель был недоволен, сказал, ведь только двоих… Но в итоге мы поехали все вместе. Парень оказался профессиональным гидом, даже лицензию показывал, работает в Мауне. водит экскурсии в национальный парк. Поговорили с ним о животных. Ехали очень быстро. Скорость до 140 км/ч. 300 километров до Мауна проехали за три часа, да и то из-за того, что останавливались два раза на санитарно-карантинных постах. В Ботсване производится мясо на экспорт, и они следят за санитарным состоянием. На постах осматривают весь груз. Не пропускают без разрешений животные продукты, ещё есть ограничения на ввоз кукурузы. На постах проверяют и обувь, надо пройти по дезинфицирующей ванночке, и сумки. И паспорта проверяют.

Ночь, на небе то звёзды, то полоски облаков. Мы несёмся через полупустыню. На постах видели жуков, одного сфотографировал, на наших майских похожи.

Наконец, прибываем в Маун. Сначала завезли женщину к ней домой, потом нас с парнем в центр города. Парень ещё и заработал 4 доллара на разнице обменных курсов. Я ему доллары отдал, а он водителю пулы. Но курс в то время уже не 5 пул за доллар был, а 7. Потом мы сели в такси, за 10 долларов доехали до нашего отеля «Крокодил кемп». Водитель сначала не знал, но всё-таки нашёл. От центра города до него 12 километров.

В отель успели прийти сразу после 22 часов, а через полчаса рецепшн уже не работал бы. Нас встретила женщина-администратор, сказала, что именно с нею я переписывался по эл.почте. Мои деньги нормально дошли банковским переводом, номер забронирован. Есть уже ничего не хотелось. Кроме завтрака, мы съели за весь день меньше одного батона хлеба на двоих, и пили воду. Больше ничего. И не хотелось! Жара. А вечером пили в номере чай. Увидели бассейн, он красиво подсвечивался. И конечно, прямо ночью пошли купаться.

Отель состоит из бунгало. Наше было под номером 1. В нём есть москитная сетка, комары тут уже есть. Ночной лес, кузнечики стрекочут, утром и вечером птицы кричат. Место чудесное, природа! На лугу хорошо наблюдать звёзды. Рядом вода, начинается Окаванго (точнее, наоборот, здесь эта река кончается. Она никуда не впадает, образуя дельту, болотце и протоки прямо тут.). В Окаванго надрывается лягушачий хор. Купание и природа сняли усталость. Трудный переезд почти на 900 километров преодолён.

30 ноября. Утро встречает солнышком и птичьими голосами. Здесь много птиц, в том числе крупных. Цапли, попугаи. Завтракаем. За завтраком поговорил с симпатичной белокурой высокой девушкой, которая является представителем южноафриканской турфирмы и оставила координаты для контакта по поводу будущих поездок. А сейчас мы оплачиваем тур в дельту Окаванго на лодке. Здесь можно поехать в Мореми парк на машине или в дельту на машине либо на лодке, на целый день или на полдня. Едем на весь день на лодке. Причал лодочный прямо у отеля. Садимся. Лодка моторная, скоростная. Несёмся на ней по протокам, где-то 14 километров. Взлетают птицы разных видов и цветов, в основном цапли. Но видели и рыбного орла. А какие тут водяные лилии! Фиолетовые, белые, жёлтые. Яркие, красивые, и их так много!

Приехали, вышли на берег и тут же сели в небольшую национальную лодку мокоро. Она почти вровень с водой, два съёмных пластиковых сиденья, гид управляет лодкой с помощью шеста. Ни мотора, ни весел на лодке нет. Сначала проплыли немного, вышли на берег. Нас повели в традиционное селение бушменов. Его специально оставили показывать туристам, хотя сейчас бушмены живут в основном в более современных условиях. Круглые хижины, слепленные из подручных материалов, но на солнце они высыхают, получается почти цемент. Сверху пальмовые листья. Потом в городках мы видели подобные хижины, побольше и попрочнее, а на них висели спутниковые антенны, возле них стояли современные автомобили. Ботсвана – страна не нищая.

Осмотрели посёлок. Для прикола некоторые бушмены встроили в свои хижины пивные и кока-кольные банки.

Снова идём к лодке. На место старта подтянулись и другие группы туристов. Но в одну мокоро помещается не больше двух человек и гид. Поехали по каналу через тростниковые заросли. Кувшинок тут меньше, но тоже есть. В некоторых местах просто продирались сквозь тростник. Солнечно, жара сильная. Постоянно подмазываемся кремом. По сторонам – острова, на которых могут быть и крупные животные.

Гид рассказывает о местности, о животных. Большинство туристов приезжают сюда их зимой, июнь-август, в это время уровень воды выше, тростник в основном скрыт под нею, кувшинок и зелени нет, дождей тоже нет. Мы попали в зелёное и цветущее время. А звери кочуют по островам, увидеть их легче всего рано утром или вечером на заре. В воде сидят бегемоты. Гид рассказывает, какие они опасные. Я ему говорю, что всё равно хочу на них посмотреть. И тогда он направляет лодку к ним. Над поверхностью торчат ноздри. Иногда бегемот выныривает до пояса, потом снова погружается. Мы наблюдали штуки четыре. Один из них открывал свою огромную пасть. При выныривании и погружении бегемоты фыркают. Мы не приближались к ним ближе 20-30 метров. На камеру удалось хорошо поснимать. Видели, что бегемот с такого расстояния хорошо видит нас. Смотрел в упор. Но атаковать ему было лень, жарко.

Потом высаживались несколько раз на островки. По одному большому, совершили длительную прогулку. Нам попадалось много термитников. Самой разной формы, как вулкан, как антенна или высотное здание, некоторые напоминали гигантские фаллосы. Высота термитника обычно полтора-два метра, как раз в рост человека. Некоторые и чуть выше. А сами термиты размером с наших крупных муравьёв. Видели стадо рыжих антилоп импала. Они бегают по саванне. Похожи на козочек. Рога только у самцов. С ними были детёныши 3-4 месяцев. Другие звери не показались, хотя помёт слона мы видели, и его следы. И скелет бегемота.

В час дня обедаем. Бутерброды, фрукты, орешки и чипсы, охлаждённая вода. Делимся обедом с гидом, он с удовольствием подключается к трапезе. А вот воду он брал прямо из Окаванго! Вообще-то в Африке пить из речек не желательно, но наверное, он знает, что опасных паразитов в этой воде нет… Мы пьём только бутылочную воду.

Ноги у нас на солнце всё-таки подгорели, их не намазали кремом полностью. А ещё гид спросил нас на лодке, любим ли мы плавать, купаться. Конечно! И тогда он нас завёз на небольшой пляжик. Там и другие туристы уже были. Некоторые из них палатки на берегу ставили. В воде играли африканские мальчишки и европейские путешественники. Ныряли, резвились, показывали синхронное плавание. Я тоже продемонстрировал свои умения. Весело визжали австралийские девушки. У них как раз каникулы в университетах и колледжах начались. Глубина здесь не очень большая, но почти два метра есть. И дальше не увеличивается, дальше заросли тростника. Раньше не думал, что и в Окаванго есть места для купания.

Накупались, тут поднялся ветер и появились тучи. Гид говорит, что собирается дождь с грозой, и отводит нас под деревья. Весь народ тоже прячется, хотя несколько человек остались в воде. Пошёл ливень. Под деревьями дождь не сильный. Стало прохладно мы отдохнули от жары. Гроза не сильная. Скоро она закончилась. Возвращается к лодкам и отправляемся дальше.

Вскоре прибыли на место пересадки на моторки. И примерно в 16.30 причаливаем к отелю. Когда попадались встречные лодки, мы сбавляли скорость, а то волны сильные. Ещё и по дороге туда, и по дороге обратно перевозили местных жителей, женщин и детей, с берега на берег. В части дельты живёт местное население. Разводят скот, в основном коров.

Прибыли, отдыхаем. Часть гостей отеля (европейцы) барбекю жарили. Дети купались в бассейне, ныряли, кувыркались. Я потом тоже искупался. А вечер влажный, душный. В тот момент, когда я плавал в бассейне, в отеле…погас свет! Кромешная тьма! Плаваю под звёздами. Обратно тяжело было в домик идти, а в самом домике только на ощупь. Лягушки квакают, птицы кричат, комары жужжат. Спим под сеткой, хотя через неё несколько укусов всё-таки было.

1 декабря. Где зима начинается, а где лето. Проснулись рано, собрались в дорогу, слушаем птиц. Утро солнечное. Позавтракали, расплатились за вчерашний ужин, вызывали такси. Водитель приехал в 8 часов ковбойской шляпе, с ним женщина тоже в шляпе. Едем сначала в обменный пункт, менять доллары на пулы, они нужны будут для поездки в автобусе. Курс хороший, дают за доллар 7 пул, да ещё сдачу мелкими долларами, они будут нужны. Приехали на автостанцию.

Автобусы не соблюдают расписание. Должен уходить в 8.30, в итоге поехал в 9.20. То ли это уже следующий, непонятно. В автобусе душно и жарко. Связи нет, сотовый ловит сети, но в них нет доступа, нет договора с билайном. Народу полно, 60 мест, сиденья по три и по два, да ещё какой-то дел на чемодане рядом примостился.

Когда автобус поехал, стало хотя бы можно дышать. Билеты кондуктор продаёт в автобусе, до Наты 60 пул, около 10 долларов, расстояние 309 км. По городу и пригороду ехали с остановками, потом автобус разогнался до хорошей скорости. А тут пост! Опять проверка, выгружали все сумки, показывали паспорта. Искали мясо, наверное… Пост-то санитарный.

Потеряли 20 минут, натаскались сумок, едем дальше. Едем дальше быстро, 100 км/ч. Местность одинаковая, зелень, куста, кое-где чёрные участки, выгоревшие во время пожара. Попадались фермы. Гуляют коровы, ослы, видели свиней. Заехали в городок Гвета, там хижины, но современные. Народу много с детьми. У женщин разнообразные интересные причёски.

Добрались до Наты, путь занял 4 часа. Автобус дальше идёт в Францистаун, а нам на север, в Касане нужно. На автостанции выясняется, что автобуса туда сегодня уже не будет. Мы не захотели ехать слишком рано, чтобы не оставаться без завтрака в отеле, но пропустили автобус. Хотя в автобусе тут ехать тяжело (очень душно, народу много), не легче, чем автостопом.

Полдень, дикая жара, 34 градуса. Туалет бомж-класса на автостанции. Есть магазин и кафе, но мы только пьём, есть не хочется. Несколько автозаправок, между ними приходится бегать по жаре. Автобусы со школьниками стояли, но нас не берут. Наконец, один из местных жителей сказал, что вон тот бензовоз поедет в Касане. Подхожу, договариваюсь. В общем, простояли час, но пришлось побыть не только в тени, но и на жаре. Уехали. Бензовоз комфортабельный, кабина большая, ещё одну женщину взяли, она сзади нас на сумках сидела. Дорога сначала хорошая была, а потом пошли выбоины, мы объезжали по обочине. Потом опять хорошая. Видели буйволов диких. Ну, и домашний скот тоже. Хотя здесь ферм и селений мало. Проехали военную базу. По хорошей дороге скорость была 110 км/ч, расстояние 300 километров. Водителю отдал 100 пул (примерно 17 долларов).

Ещё на подъезде к Касане женщина сказала нам, что пограничный паром заканчивает работу в 18 часов. А мы вышли из грузовика в 17.55. Пытались бежать, но там далеко, наверное, километра два. Очередь из грузовиков растянулась на завтра. Поняли, что бесполезно туда идти. Поначалу расстроились, хотели в Ливингстон, и отель там уже есть. С парома навстречу машины ехали. Мы поймали микроавтобус с японскими бизнесменами и местным водителем, они из Замбии ехали в Касане. Они нас подвезли. Они сами отель искали, и мы хотели найти стойку информации, потом отель. В итоге нашли Чобе Лодж на площади, рядом с супермаркетом.

Входу в отель спрашиваю про места. Они есть, номер 100 долларов, заселяемся. Сразу заказываю и оплачиваю на завтрашнее утро сафари, воспользуемся случаем, чтобы посмотреть на зверей. Сафари на 4 часа здесь не дорогое, на двоих 70 долларов. Магазин закрыт, пошли ужинать в отеле на шведский стол, по 20 долларов. Еда разнообразная. Рядом с рестораном бассейн, купание в нём до 18 часов, во увремя ужина не рекомендуется, да ещё оркестр небольшой выступал. Но после ужина и музыки мы пошли и искупались.

А на небе сегодня, 1 декабря, было интереснейшее астрономическое явление: Венера, Юпитер и Луна в соединении. Две яркие звёздочки, белая Венера и жёлтый Юпитер, а между ними серп молодой Луны. Очень красиво!

Номера в отеле – бунгало, но со всеми удобствами. Прямо за бунгало – река Чобе. Чайник в номере тоже есть. Только батарейки заряжать сложно, в этих бунгало розетки не европейские. Но пока запаса хватает. День сложный был, перегрелись, голова болела, Наде вообще тяжко было. В бассейне я хорошо охладился, почувствовал себя гораздо свежее. Хотя здесь бассейн не глубокий, но всё равно хорошо освежиться. А на улице стрекотали кузнечики. Ночью обезьяна по крыше бегала. Утром много разных птиц.

2 декабря. Я рано проснулся, а в 6 часов надо уже быть на выходе из отеля, ехать на сафари. Три джипа открытых (без дверей), в каждом по 10 человек помещается в три ряда. С нами едут канадцы, американцы и австралийцы, и молодые, и пожилые. До парка Чобе несколько минут, около десяти километров. По дороге видели мёртвую змею. На въёзде в парк гид регистрируется. Сначала наблюдаем птиц. Лори близко видим и снимаем цапель и других, рыбного орла тоже. Здесь птиц поменьше, чем в Окаванго, но они разнообразные. Потом стадо буйволов попалось. А ещё видели, как тушу буйвола, задранного ночью львами, терзали грифы. Потом два вида антилоп, уже известные импала и другие. Самцы импала бодались друг с другом. Самочки отдельным стадом, спокойно паслись. Потом наблюдали огромную свинью бородавочника. И не один раз, потом они ещё попадались. Из хищников только шакала видели. Прибыли к озеру, там устроили чаепитие. На той стороне озера – Намибия (её узкий перешеек, за которым уже Ангола).

Самое интересное ожидало нас на обратном пути. Вдруг в кустах заметили двух жирафов. Когда чуть пригнут шею, их и не заметно сверху. Обгладывают листья. А потом и слоны попались! Слониха и слонята. Тоже яростно уничтожали зеленью. Слониха нас немного предупредила, растопырив уши. Мы были от них всего в нескольких метрах, менее десятка. Такое расстояние, конечно, может быть опасным, но слоны не проявляли агрессивности, они усиленно ели.

Теперь можно было уезжать из парка. Вернулись в отель. Сафари очень понравилось. Вот и крупных зверей повидали.

Завтракаем, оплата за завтрак отдельно, 25 долларов на двоих. Скоро уже выезжать. В африканских отелях расчётный час обычно в 11.00, иногда даже 10.30, а заселение с 14 часов.

Заказали такси на границу с Замбией, поехали. Водитель ещё заехал за документами, но недолго. Заплатили 10 долларов (70 пул). Жара сильная.

Прибыли на пограничный пункт. Быстро поставили выездные штампы. Паром как раз отходил. Побежали на него. Для пешеходов бесплатно, для машин платно. Народу много. Переправляемся через Замбези. Уже на пароме с нами сговорился таксист.

Замбия

Попадаем на замбийский берег. Здесь уже значительно грязнее. И. как нас предупреждали в Ботсване, воруют больше, поэтому за сумками надо следить.

Заходим на пограничный пункт. Здесь уже нужна виза, которая приобретается по 50 долларов на человека на месте. Ставят штамп, мы въезжаем.

Садимся в такси. Водитель и наш помощник, сначала отъезжаем в сторону и заливаем бензин. Потом выезжаем на трассу. Дорога хорошая, скорость большая. До Ливингстона ехали 45 минут, это 64 км.

Наш отель за городом, мы проехали через весь город. Называется «Санбирд». Нашёл я его по Интернету на Хостелворлд. Стоимость небольшая, 90 долларов за две ночи, на одну мы опоздали, но оплачивать всё равно нужно. Оказывается, хозяин отеля даже вчера в аэропорту нас встречал, писал мне, но я неделю в Интернет не входил. Ещё за 10 долларов мне продиктовали номер карточки телефонной, поговорил с Москвой. А сотовой связи нет, опять договор не заключён, и в местную сеть нет доступа.

Хотя отель и недорогой, но уютный. С кухней. Номер большой и с кондиционером. В общем, не хуже тех отелей, что предлагаются через турфирмы. А цена совсем другая. Пафосные отели на водопадах стоят совсем не столько, трёхзвёздочный в эти же дни обошелся бы более 250 долларов в сутки (вместо 45), а пятизвёздочный – это вообще только для олигархии. А здесь – природа, звёзды и цветы, садик, ворота закрывают, охранник есть, кондиционер есть – всё, что нужно. И приветливые хозяева.

На водопад едем на такси, вечером, чтобы жара хотя бы немного спала, устали от неё. Вечером-то хорошо. А днём невыносимо. Хотя и здесь не все дни так. Водопады закрываются после шести вечера, поэтому едем в пять. Через 15 минут были у ворот парка. Всё равно очень жарко. Покупаем билеты по 10 долларов. Идём по парку. На сувениры не обращаем внимания. Посмотрели памятник Ливингстону, выдающемуся путешественнику, исследователю Африки. Видим струйки водопада. Проходим дальше. Мост от нас слева, по нему даже поезд прошёл. Водопад красивый, но Игуасу в Южной Америке нас впечатлил гораздо больше. Да и поездки по нему интереснее. Здесь внизу тёмный каньон, справа текут струйки. Спрашивали про купание (Вика в рассказе писала, что купалась там), но таксист и служащие парка говорят, что мест для купания тут нет. В верхних бассейнах – там болотце какое-то.

В начале седьмого садимся в машину и едем в город. По дороге видим одомашненного слона, обезьянок. Заходим в супермаркет, по карточке покупаю еду на ужин. Трансакцию заносят в книгу. Процесс долгий. Но всё получилось. А вот банкоматы не хотят выдавать нам квачи, не обслуживают российские карточки (в ЮАР обслуживают). Просим таксиста заехать на автобусную станцию, купить билеты на завтра в Лусаку. Обходим несколько фирм, некоторые автобусы уже полны, находим тот где есть места. Отдали таксисту 30 долларов за поездку и 30 за билеты, он купил нам их за квачи. Один доллар примерно 4600 квач, но курс меняется. Билет 70000 квач до Лусаки. У всех фирм цена одинаковая.

В 19.40 уже в темноте приехали в отель, таксиста попросили завтра утром отвезти нас на автобусную станцию.

Готовим ужин сами на кухне. Чистим картошку, варим. Хозяйка показала нам посуду. Ещё у нас есть йогурты, сыр, хлеб, шоколадка. Картошка получилась вкусная. Надя уже устала от поездки и от жары. Но вечером хорошо, уже не жарко. Гуляем в саду. Смотрим на экзотические растения и на звёзды на небе, на серпик Луны. Небо совсем ясное. В номере не жарко с кондиционером, комары есть, спим под сеткой. Засыпаю сразу, но просыпаюсь рано, последнее время спится похуже, чем в Намибии и ЮАР. Утром застал догорающие звёзды.

3 декабря. Хозяйка приготовила завтрак – яичницу, хлеб, сок, чай. Наелись хорошо. Сидим на улице и ждём таксиста. В 6.48 он приехал, через 5 минут мы были на автобусной остановке. Автобус отправляется в 7.30, но надо приезжать за полчаса. В автобусе народу много, белых кроме нас две девушки. Потом на остановке около дерева один африканец побежал за автобусом, наверное, сесть забыл. Успел.

Автобус пошёл по дороге. А дорога-то не очень хорошая с выбоинами. Потом и вовсе свернули на объездную грунтовую, переехав через железнодорожную колею. Пылища! Это уже дорога, достойная не Замбии, а какой-нибудь совсем отсталой страны. Потеряли лишний час, потом выехали снова на трассу. Жара сильная, но во время движения ветерок обдувает. Останавливались в городках. Конечно, грязновато тут. Туалеты платные. Но у нас квач не было, прорывались так. Вот в более богатых ЮАР. Намибии и Ботсване туалеты все бесплатные на автостанциях и заправках. Перед Кафуе выехали на трассу, нас тормозит полиция. Проверяют водителей, нас не трогают. Но стоим на жаре. Отсюда уже недалеко, по широкой трассе добираемся до Лусаки. проехав мимо водохранилища. Перед Лусакой холмы были.

В Лусаку прибыли в 15.10. Мы планировали ехать в этот же день дальше, на озеро Танганьика, в Мпулунгу. Но прибыли в Лусаку поздно (опоздание 2 часа), да ещё автобус полон, устали от жары, эти автобусы уже не Интеркейп. не такие комфортабильные. Поэтому не поехали. Озёра Виктория и Танганьика придётся штурмовать с третьего захода, в следующих поездках. Да на юге Африки и ещё есть интересные места – Лесото, Мадагаскар. А сейчас решили зайти в российский культурный центр. Нас приглашали, я звонил туда. Таксист нашёл с помощью звонка. Прибыли. Центр маленький, в обычном ряду зданий. Зашли. Поговорили с русскоязычным африканцем, потом к нам вышел и русский представитель. Сегодня ему ехать кого-то встречать в аэропорт, наметили встретиться завтра. Про отели он нам подсказал. В отличие от Дар-эс-Салама, где наш культурный центр занимает целый особняк с садом, и там могут принять путешественников, здесь места мало, и возможностей для «вписки» нет.

Пошли в отель. В Протеа мест не было, устроились в Лусака отель. В целом неплохой. хотя и скромный, есть небольшой садик. ресторан, номера без кондиционера. Цена дороговата, 73 доллара за номер. В Ливингстоне за 45 более уютный.

Пошли погулять по Лусаке и узнать информацию про автобусы. Сначала прошлись по городу. Грязновато, народу много машин тоже. Всюду магазинчики, обмен валюты, мы поменяли доллары на квачи, так платить немного дешевле за отель. Есть и совсем бедные уголки, есть побогаче. Мы в основном ходили вдоль Каирской улицы, и немного по соседним. Город ничем приятным не запомнился, но он и планировался только как транзитный. Конечно, ЮАР, Намибия и даже Ботсвана приятнее.

И всё-таки хочу несколько слов сказать в защиту Замбии. Она хотя и бедная и не очень опрятная, но достаточно демократическая страна. Здесь проходят выборы, здесь можно делать бизнес, свободно менять валюту в обе стороны (и квачи на доллары тоже), иностранные путешественники могут свободно передвигаться по стране. Здесь нет резни, гражданской войны. А всё это для Африки уже немало. Достаточно посмотреть на соседние Конго-Заир или Зимбабве, не говоря уж о какой-нибудь ЦАР, куда и соваться не захочется.

Всё-таки среди африканских лидеров тоже можно отметить более разумных и менее. Ко вторым относится зимбабвийский диктатор Мугабе. Когда мы говорили, что собираемся на автобусе ехать в ЮАР через Зимбабве, то некоторые приличные африканцы говорили с презрением – посмотрите на Мугабе. Его не любят ни белые, ни чёрные. Он уже достал всех.

Вечером поехали на такси на автостанцию (поймать машину можно очень легко, около отелей всегда есть таксисты, с ними можно торговаться, хотя ценовые ориентиры существуют). Там забронировали билет на завтра на Йоханнесбург. Решили без пересадок в Хараре, сразу. Я так и хотел первоначально, но в интернете на такой рейс билеты не продают, только из Хараре.

Мы за день устали, поэтому ночь спали нормально. А ужинали недалеко от отеля в ресторанчике типа Макдональдса. Сетка от комаров в номере есть, хотя самих комаров не было. А вот чайника не было. Впервые. У нас свой маленький был, попили чаю, накипятили воду в дорогу. Здесь к санитарии надо относиться внимательнее, воду пить только из бутылок или кипячёную. А тем более, нам предстоял путь через Зимбабве, в котором отмечались заболевания холерой.

4 декабря. Погода пасмурная и прохладно. Завтракаем в отеле, идём менять валюту, пункты открываются с 8.30. Меняем, идём на автостанцию, выкупаем наши билеты, покупаем фрукты в дорогу – бананы и яблоки. Осталось немного квач, превращаю их в ранды. На обратном пути нас застал дождь. Сегодня в Лусаке градусов 20 всего. Из отеля с вещами уже едем на такси.

Отправление автобуса в 12.00. Народу собралось немного. Автобус подали в 11.45. Сели на 2 этаже, автобус комфортабельный, с кондиционером. Но стоял он долго, всё ждали и собирали пассажиров. Вошёл какой-то проповедник с библией. И так орал свою проповедь – оглохнешь. Минут двадцать. Тут же ходили менялы валюты, продавцы газет. И ещё на автовокзале продавали книжечки о вакцинации от жёлтой лихорадки. Конечно, липовые – просто вписать туда фамилию. Но с печатями. Говорили, что на въезде в ЮАР их будут проверять. Но у нас были свои, настоящие, мы делали прививку в Москве. Если бы ещё комары и вирусы тоже поддельные были…

Автобус выехал ровно в 13 часов. Погода стала разгуливаться. Проезжали ферму, на которой видели зебр. Едем по зелёной холмистой местности. В автобусе нас покормили обедом, в пластиковой коробочке хлеб, свёрнутый с начинкой из курицы и овощей, баночка напитка.

В 15 часов приехали на границу, пункт Чирунду. Тут очень жарко. Ставим выездные штампы. У троих европейцев какие-то бумаги проверяли. Они не с нами ехали, на другом автобусе. В нашем автобусе мы единственные белые, все остальные африканцы, в основном замбийцы. Для ЮАР у них какая-то виза стоит, в Зимбабве без визы.

Пересекли реку Замбези. Здесь она шире, чем в Касане.

Зимбабве

Приехали на зимбабвийский пост. Тут негры быстро проходили, получая въездные штампы, а с белых требовали визовые сборы. Я предварительно звонил в посольство Замбии и ходил в посольство Зимбабве, уточняя визовые вопросы. Мне сказали, что сбор 30 долларов, можно здесь, можно на границе, но времени уже не было в Москве ставить.

Подходим к окошку, с нас требуют…20 долларов, по сотне с каждого! Это грабёж. У меня и нет столько в наличии (они ещё карточки раздают, там надо написать, сколько денег с собой, я написал по 200, не зная, лучше меньше или больше писать). Тогда после торга они предложили платить в рандах, по 700 рандов, это получится по 70 долларов, но обмен у водителя, курс хуже, в итоге содрали 150 долларов. С довольными рожами выписали квитанцию и наклеили визы. Если Ботсвана свободна от коррупции (может, и правда, с нас не пытались там содрать нигде), то Зимбабве на коррупции живёт.

И ещё. Вряд ли мои материалы прочитает кто-то из руководства нашей страны, но всё-таки выскажу им моё личное мнение. Не надо дружить с диктаторами, справедливо отвергнутыми мировым сообществом, спасать их от санкций ООН. Помимо того, что на Россию косо смотрят, что поддерживают, мол, всяких гадов, да и выгоды нашим гражданам от дружбы с Мугабе никакой. С ненавидимых ими англичан и американцев они берут всего по 50 долларов, а с нас больше. Россия у них в каком-то списке, где условия ещё хуже, чем для главных их врагов-империалистов. Свой народ Мугабе загнал в нищету и болезни, и над туристами издевается. В общем, мы вышли из погранпоста последними.

А природа Зимбабве красивая. Сразу въехали в национальный парк. Там такие баобабы, и много других красивых деревьев. Сделали остановку, погуляли. Один африканец захотел с Надей сфотографироваться. Заодно и нас снимают на фоне баобабов. Погода вечером приятная. Едем в основном вверх, на плато. Дороги хорошие.

Потом темнеет. Наши замбийские водители решили не заезжать в Хараре, поехали в объезд. Только через маленькие городки проезжали. Они в запустении. Остановки делали в парке и в полупустыне. С режимом Мугабе замбийцы явно не хотели иметь дело. В это время там голод, бунты, и даже очаги холеры. Но холера как-то в благополучных странах не распространяется. А ведь когда-то была процветающая Южная Родезия. Теперь про Яна Смита многие из коренных жителей вспоминают с жалостью… Какое время было… Кормили соседние страны. Мугабе поначалу проводил сдержанную политику, а потом стал свирепеть всё больше, стал чёрным расистом, его головорезы начали изгонять и даже убивать белых фермеров. Начался голод, так как продовольствие производили они, а на их землях работать никто не горел желанием. Засиделся этот Мугабе, уже 28 лет у власти. Это я об увеличении президентского срока.

5 декабря. И вот мы уже утром подъёзжаем к реке Лимпопо. На выезде отдаём бумагу, полученную при въезде, получаем штамп. Всё, вырвались! Переезжаем Лимпопо. Айболит нам, слава Богу, не потребовался. Вот и снова ЮАР. На погранпосту длинная очередь из людей и машин. Приехали к посту в 6 утра, уехали в 9. Долго стоим в очереди, ведь здесь каждого проверяют по компьютеру, визу смотрят. Медицинские книжки у нас смотреть не стали, только визу. Она многократная, и въезд проходит без проблем. Но ещё таможня. Тащим сумку, надо декларировать валюту, а у нас остались копейки. Быстро ставят штамп, в сумке даже рыться не стали. Но потом вдруг углублённый контроль, что-то у кого-то нашли, наверное. Меня тоже сначала отвели к таможеннику, но потом без проверки отпустили. Наконец, грузимся, отъезжаем, прибыли на заправку и в магазинчик. Но нам ничего не надо, сидим. Здесь уже не так жарко, тем более утром.

Поехали дальше. Кое-где горные хребты, начало Драконовых гор. Они торчат из земли, как гребень дракона. Красивые виллы, загородные отели. Полиция постоянно тормозит наш автобус с замбийскими номерами, проверяют паспорта. Нелегалов выявляют. Поэтому едем долго. Звоню по сотовому Свете и Андрею, представителям турфирмы, ведь мы приехали в ЮАР раньше. Они советуют ехать в этот же отель что у нас на 7 число забронирован, доплатить за лишние ночи и остановиться тут. Так и решили. Ещё думали в аэропорт заехать, но потом не стали, решили пробыть здесь до намеченной даты отлёта. Отель в районе Сандтон, называется «Гарден курт». Перед этим проезжаем Преторию, не заходя в сам город. Уже 14 часов, потом 15. Начинаются пробки. По карте вижу, что едем как раз через Сандтон, но на трассе негде остановиться. Была остановка вблизи Претории, некоторые пассажиры выходят тут, мы тоже вышли, мне хотелось побыстрее выйти, но водители сказали, что нам лучше ехать до вокзала. Они замбийцы, и не так досконально знают Йоханнесбург. А надо было выходить тут и брать такси в Сандтон. Мы были бы в отеле без нервотрёпки в 16 часов, а не в 19.30.

А так попадаем в пробку. Тащимся еле-еле. Надоела громкая музыка всю дорогу, просили убавить – никакого эффекта. Наконец, въезжаем в город. Уже на городской улице автобус ломается. Ехать не может. Мы просимся выйти, некоторые люди выходят. Но тут заклинило багажное отделение пневматику. Потом еле-еле открывают, сумки достаём. Уже почти 18 часов скоро начнёт темнеть. А мы на улице самого бандитского города мира, да ещё в Хилсборо, неблагополучном районе. На улицах грязно, народ бедный. Такси все заняты, никак не поймаем. Обращался и к полицейским, и в магазине, показывают в разные стороны, к автовокзалу. Я уже решил, что к автовокзалу не пойдём, надо срочно брать машину и отсюда уезжать. Наконец, через охранника магазина в форме и с собакой, тот поговорил с прилично одетым парнем с авторучкой, а том нашёл таксиста на красной Тойоте. Он только что кого-то привёз. Решили всё-таки ехать с ним. Цена 170 рандов устроила. Потом я дал водителю даже больше, 20 долларов. Поехали. Пробки жуткие. Спрашиваю водителя – потому что пятница вечер? Он говорит, что тут так всегда, в любое время. И что это очень неблагополучный район, много воров и бандитов. Моя оценка обстановки оказалась правильной. Дорога жуткая, без правил, на светофоры никто не смотрит. Люди ходят машины протискиваются в любое свободное место, водители грозят друг другу и ругаются. Настоящий ад. Наш водитель продирался, лавировал, то вперёд, то назад, по разным улицам, пока не вырвался на относительно свободную дорогу, потом на автостраду, и тогда уже через 15 минут были на месте, в отеле. А водитель молодец, мы ему очень благодарны.

Устраиваемся в отеле. Показываю ваучер, доплачиваю за 2 дня карточкой. Точнее, сначала на ней блокируют 1400 рандов, потом были неудачные трансакции, связи не было, потом при выезде я оплачиваю счёт на 1980 рандов двумя карточками. По одной правильно провели а по другой потом ошибочно списали лишние 760 рандов. То есть за часть услуг, фактически за один день проживания, с меня списали плату 2 раза. Пытаюсь разобраться, сообщил банку и нашим представителям.

Ужинаем в отеле. Район хороший, красивый, большие здания, чисто. Всякая шпана тут не шатается, их сюда не пускают. Вечером иллюминация, фигурки людей из металлических колец. Спали хорошо.

6 декабря. Вот и завершился наш маршрут. Проехали по дорогам Африки 7 с половиной тысяч километров по кругу, через 5 стран. Эти два дня мы отдыхаем, купаемся в бассейне, ходим по торговому центру – двор Нельсона Манделы. Мы в этом торговом центре заблудились! Ходили, ходили, сбились с дороги, спрашиваем, еле вышли через какой-то другой отель. В следующий заход в этот центр я стал рисовать схему. По схеме входили и выходили легко. Ужинать ходили тоже туда. Нашли хороший ресторанчик, там рыбу хорошо готовят. Накупили в этом центре подарков – сувениров друзьям. Погода была приятная, градусов 25, после обеда шёл грозовой дождь как по расписанию. В интернет тоже заходил.

7 декабря. День повели аналогично, гуляли в саду отеля и рядом, купались в бассейне. Ехать в музеи уже денег не было, да и отдохнуть от транспорта хотелось. Около бассейна цветы и птицы с изогнутым клювом, а ещё мелкие птицы. Один раз весело плескались африканские девочки, плавали и ныряли хорошо. Вокруг бассейна цветы и берёзки. Да, наши берёзки прекрасно чувствуют себя в южном полушарии. В Чили я их тоже видел.

8 декабря. День отъезда. После завтрака в отеле встретил человека, который только что из Зимбабве и занимался там бизнесом. Попросил дать интервью для российской прессы. До падения режима Мугабе на всякий случай не буду называть ни имя, ни национальность, ни виды бизнеса, назовём его просто мистер Джон. Так вот, мистер Джон характеризует зимбабвийцев как народ положительно, с ними приятно иметь дело. Зимбабве населяют две народности – шона и ндебеле. О шона я тоже читал, что это спокойный земледельческий народ. Про Мугабе Джон сначала говорил с осторожностью. Но потом выяснилось, что и погромы были, даже на его предприятие головорезы Мугабе приходили, но его укрыли рабочие. И по фиксированным ценам Мугабе заставлял продавать товары, поэтому бизнес оттуда уходил, не торговать же в убыток. Многих менеджеров сажали в тюрьму. Мугабе одержим идеей великого Зимбабве. А получил – голод и разорение, и дикую инфляцию. У Джона даже не было с собой зимбабвийских денег, хотел попросить на память. Сейчас все расчёты там в долларах. Часть народа голосует за Мугабе, потому что думают о нём хорошо, а в неприятностях обвиняют министров. Даже сам Джон говорит, что министры врут Мугабе о положении дел в стране.

Как всё это напоминает ленинизм и сталинизм! Тоже бредовые идеи величия, тоже военный коммунизм с продразвёрсткой, те же репрессии. И Сталин хороший, окружение плохое и т.д. Ничего нового.

Сейчас, говорят, Мугабе запретил печатать деньги, чтобы остановить инфляцию, но из-за этого в расчётах приходится использовать доллары.

А ещё холера из-за антисанитарии, нехватки врачей и лекарств. В общем, довёл страну. Джон говорит, если весь мир так против Мугабе, то почему тогда его не свергнуть? Но как – интервенцию что ли делать? Тут уж наверное, сами зимбабвийцы должны решить этот вопрос. Кстати, последние выборы выиграл Цвангираи, но Мугабе их сфальсифицировал. Сейчас уже и в правящей партии, в верхушке раскол наблюдается.

Вот такая информация уже изнутри, от человека, который хочет делать бизнес в Зимбабве и любит зимбабвийцев…

А нам оставалось только собраться, рассчитаться за отель, оплатить трансфер и ехать в аэропорт. По дороге водитель завозил своего приятеля, и мы ещё раз проехали немного по бедному району, хорошо хоть без пробки. И чуть в аварию не попали, когда легковушка наперерез с нарушением правил выскочила на перекрёстке. Всё-таки автомобиль в Йоханнесбурге – это опасно.

Минут за 40 добрались до аэропорта. Часть его на реконструкции. Регистрироваться ещё рано, подождали. Народу много, летят туристы в Австралию, в Европу, много рейсов по всей Африке. Тут же представительства компаний.

Наш рейс Египтэйр без опоздания, регистрация началась в 18 часов, вылет в 21.40, народу в этот раз уже много.

Перед регистрацией показали сувениры и чек на них, чтобы оформить возврат налога. После регистрации прошли в окошко банка, из 80 рандов после комиссий вернули 60. Перекусили, ещё приобрели сувениры, и пошли в самолёт.

Полёт прошёл нормально, утром как раз на рассвете были в Каире.

9 декабря. В Каире выходить в город времени нет, для городского тура надо часов шесть, а у нас только пять. Делать тут особенно нечего. Поели в Макдональдсе. Вылет в Москву был вовремя. Погода хорошая. Одну пирамиду с воздуха увидели.

Приземлились в Домодедово в 16 часов, даже чуть раньше расписания. Но потом 50 минут стояли на земле в ожидании высадки. Сначала съехали с полосы и стояли на дорожке, потом постепенно подъезжали. У одного египтянина из бизнес-класса срывалась стыковка. В общем, то не отпускало Домодедово, то не принимало. Набрали они себе авиакомпаний, а обеспечить местами самолёты не могут.

Наконец, выходим, проходим все процедуры. Электричка ушла, едем в город на автобусе. Дождь и +4 градуса. Возвращением довольны, наездились, Надя даже говорит, что много.

Обычно до и после моего посещения какой-то страны там что-то происходит, и чаще негативное. Но в этот раз через два дня в том самом Сандтоне, где мы жили последние дни, русская девушка выиграла мировой конкурс красоты. Приятно. Да и выбор маршрута оказался правильным. В Греции, куда Надя мечтала поехать, подняли бунт всякие хулиганистые подростки. В Таиланде – политический кризис и блокада аэропортов, в Индии теракты. А в опасной Африке было относительно спокойно (если не считать Зимбабве, но и то мы проехали через неё быстро и нормально).

В прошлый раз моя поездка в Африку в 1998 году предшествовала дефолту, а в этот – финансовый кризис… Так что, возможно, будет перерыв. Но у меня и так уже 83 страны.

Павел Максимов

Время путешествия: Ноябрь 2008

Павел

Дата:



Прочитайте еще Отзывы о Малави:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.