По берегам Байкальского океана , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

По берегам Байкальского океана

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > По берегам Байкальского океана

Хотите фотографий, милости прошу: http://photofile.ru/users/bioximik/95169497/ (каждая фотка подписана)

В научных кругах уже довольно давно бытует мнение, что озеро Байкал является новым зарождающимся океаном, ширина которого ежегодно увеличивается на 1-2 см и когда-нибудь раздвигающиеся литосферные плиты разорвут Евразию пополам и Байкал предстанет во всей своей океанской красе.

Да уж, лучше оставить ученых в покое, ведь жить в эту пору «прекрасную» уж не придется – ни мне, ни тебе. Перейдем от научных домыслов и поэзии к реальности, ведь это то, что нам нужно, не так ли, мои маленькие друзья :).

Конечно, идея поехать на Байкал витала в воздухе уже довольно давно, эта поездка стала бы очень хорошим продолжением наших озерных путешествий (о прошлогоднем вояже на берега Иссык-Куля, читайте здесь http://www.ayda.ru/stories/show_story.php?id=10842. Правда, откровенно говоря, в этом году, эту идею как реальную я не рассматривал. Но тут, слава богу, вмешалась жена, и благодаря своим иркутским связям, сделала сказку былью. Итак, в сухом остатке мы имеем: билеты купленные в любимом Аэрофлоте до Иркутска (в ночь со 2-го на 3-е июня 2008г.) и обратно (13 июня), комната на одной ведомственной базе, находящейся в 4 км. от поселка Листвянка, плюс, подробно разработанный план действий на имеющееся у нас время.

Если переводить это в цифры то получится следующее:

1) Билеты около 31000 рублей (туда обратно на двоих), это не самый дешевый тариф в Аэрофлоте, при желании можно улететь дешевле, особенно если чухнуться заранее :).

2) Стоимость жилья разглашать не буду. Место нашего проживания не является общедоступным, поэтому в этом нет никакого смысла. Отмечу лишь, что условия были очень, очень хорошие.

3) План действий, обошелся мне лишь в стоимость Интернет трафика и в стоимость краски для принтера, т.е. практически безвозмездно.

Великолепный 320 Аэробус доставил нас без приключений прямехонько от Шереметьево-1 до Иркутского аэропорта, время в пути 5,5 часов, для нас прошло 10,5 часов с учетом 5-ти часовой разницы во времени.

Аэрофлотовский рейс SU747 приземляется в Иркутске в 11.20 по местному времени и является самым удобным и правильным из аэрофлотовских. Всего их в два (в июле добавляется третий), но тот который ранний крайне опасен из-за очень частых иркутских летних туманов. Так что если Вы не хотите прибавить к 5,5 еще часика три в резервном аэропорту Улан-Уде, выбирайте именно SU747 или другую авиакомпанию (их, кстати, не мало). На крайний случай можно воспользоваться поездом, но это естественно для счастливчиков обладающих большим отпуском.

Однако я отвлекся, зона прилета иркутского аэропорта представляет собой две маленькие комнаты, в одной из которых крутится малюсенький багажный транспортер, а в другой толпится куча встречающих, именно среди них нас ожидал иркутский коллега жены, который взялся доставить нас до места отдыха на собственном автомобиле, за что ему огромное спасибо.

Немного географии. Все счастливые обладатели карты, могут без труда обнаружить, что город Иркутск стоит на Ангаре, приблизительно в 65км от Байкала (ближняя точка).

От Иркутска до Байкала ведет хорошая автомобильная трасса, конечным пунктом которой является поселок Листвянка. Дорога проходит по живописным местам приангарских берегов и кроме эстетической, несет еще и историческую нагрузку, так как строилась она ударными темпами в начале 60-х годов и первым оценить ее должен был американский президент Эйзенхауэр, пожелавший во время своего визита в СССР посетить Байкал. Желанию дяди Сэма, помешал сбитый самолет-разведчик U-2, нам же с Вами воспользоваться этой трассой не помешает ничего, тем более что это единственный сухопутный путь в Листвянку.

Так как по трассе кроме частных автомобилей снуют в большом количестве маршрутные транспортные средства, пришло время справочной информации, записывайте:

Справочная Иркутского аэропорта ………………………………………………… 26-62-22

54-41-75

54-41-91

Справочная Иркутского железнодорожного вокзала (расписание электричек)… 39-47-47

63-22-87

Справочная Иркутского речного порта…………………………………………….. 28-72-87

28-74-67

Справочная Иркутского автовокзала……………………………………………….. 20-94-11

20-91-15

Справочная расписания пригородных автобусов…………………………………. 44-56-94

44-53-35

Все эти телефоны я переписал из маленькой памятки календарного размера, на другом обороте которой находятся портреты президента и премьер-министра. Эта памятка была мне торжественно вручена в центре Иркутска недалеко от центрального рынка, ребятами из молодежного движения «Молодая Гвардия» аккурат накануне 12 июня. В ней еще много полезной информации, однако, телефон общественной приемной Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия», думаю, Вас не заинтересует :). Но если нужно обращайтесь, памятка всегда при мне :).

Однако вернемся к началу путешествия, уютная праворукая хондочка доставила нас к месту проживания примерно за час и мы, утомленные практически бессонной самолетной ночью, уткнулись в подушки. Оставшийся после дневного сна вечер был посвящен прогулкам по территории базы (а она не маленькая), первым фотографиям истока Ангары и наполнению легких живительным воздухом Байкала.

Ложиться спать в 18.00 по Москве, в первые дни было трудновато, это сейчас я понимаю, что трудновато это когда приходится привыкать обратно, но тогда я еще был молодой и глупый :).

4 июня, среда.

План на день был таков. Пройти пешком сначала до Листвянки, а потом по ней, по пути разузнать как можно больше информации, попасть на паром на другой берег Ангары и застолбить место в Гостевом доме «Надежда» в порту Байкал для броска на Кругобайкальскую железную дорогу. Ну и конечно уточнить расписание культовой «матани».

Но все по порядку. Пройдя по дороге около 4 км, мы оказались у мыса Рогатка, именно с него уходит паром на другую сторону Ангары. Причал абсолютно неприметный и заметить его незнающим людям практически невозможно (этому способствует полное отсутствие каких-либо указателей), поэтому главным ориентиром для Вас должен быть Байкальский музей и одноименная автобусная остановка, около которых и находится причал, пропустить их, уже значительно сложней.

На этой точке мы не остановились, и пошли по Листвянке дальше до центральной пристани, еще около 4 км, отмечая по пути все красивые места и фиксируя их на фотоаппарат и видеокамеру. Добредя до центральной пристани, мы заглянули в информационный центр, находящийся напротив весьма примечательной и столь же дорогой гостиницы «Маяк». В инфоцентре, почерпнув информацию о расписании движения парома в порт Байкал, а также о рейсе ракеты в поселок «Большие Коты», который также предполагалось посетить, мы почти удовлетворенные тронулись обратно к мысу Рогатка.

Справочная сноска для интересующихся:

1) Расписание парома:

Рогатка – порт Байкал 8.15 11.15 16.15 18.15

Порт Байкал – Рогатка 6.40 10.30 15.50 17.15

Бывает паром делает дополнительные рейсы в промежутках между основными, но никогда, после 18.15. Если попадете на них, есть шанс проехать чуть дешевле (без чека рџ™‚ ).

2) Ракета Листвянка – Большие Коты

Листвянка прибытие 13.30

Листвянка отправление 13.40

Большие Коты прибытие 14.00

Большие Коты отправление 17.00

Листвянка прибытие 17.20

Следует отметить, что Ракета идет до Листвянки от Иркутска (время отправление из Иркутска не знаю), и это еще один способ добрать до Листвянки. В то время когда были мы, Ракета делала один рейс в день (кроме понедельника и четверга), в пик сезона доходит до трех рейсов (разными кораблями конечно). Подробное расписание, правда, за прошлый год, висит на центральной пристани Листвянки, для уточнений обращайтесь в инфоцентр.

В инфоцентре же мы узнали о том, что теплоход «Бабушкин» больше не совершает регулярных рейсов в порт Байкал, а зафрахтован исключительно для туристических нужд.

На половине обратного пути к Рогатке у нас был запланирован обед в одной из ранее запримеченных листвянских забегаловок, вместо этого у магазина известной продуктовой сети «Копейка» наше внимание привлек плакат о прокате лошадей. Решив, что без обеда мы обойдемся, а вот без лошадей никак, мы тут же решили сделать 3-х километровый (туда обратно) крюк в глубь пади, для того чтобы все разузнать. Пройдя по красивым местам, и один раз узнав дорогу, в том месте, где кончились дома и указатели, мы дошли до ограды, за которой паслись лошади и виднелось несколько низкорослых строений. На наше появление вышли два парня, которые принесли прайс-лист на услуги проката лошадей из которого следует что интересующая нас 18 км поездка до села Большие Коты стоит 2800 руб в одну сторону, туда обратно соответственно 5600. Записав телефон одного из парней, мы обещали подумать и перезвонить ближе к воскресению, когда и планировали совершить набег в Большие Коты.

Весь обратный 1,5 км путь до берега прошел в борьбе с самым страшным животным на Земле, с жабой, у самого берега Байкала жаба нас окончательно придушила и мы решили избрать более бюджетный путь, тогда же, в воскресение сгонять в Большие Коты на ракете, туда и обратно. Стоимость 150 руб в одну сторону с человека.

Для читателей нашедших со своей жабой общий язык привожу контактную информацию по прокату лошадей: парня зовут Саша, его телефон 8-914-871-62-10.

Вот так, втроем (я + жена + жаба) мы и подошли к мысу Рогатка аккурат к 16.15, ко времени отправления парома. На причале томились пару машин и группа старшеклассников из изошколы, целью которых был тот же гостевой дом «Надежда», который был нужен и нам. Но это выяснилось позже, а пока, загрузившись на паром, мы плыли по самой границе Байкала и Ангары и не переставали восхищаться байкальской водой.

Вода в Байкале действительно удивительная. Об этом написано множество трудов, но только вблизи понимаешь всю уникальность этой воды. Она бесконечно прекрасна, и наблюдая за разбегающейся волной, сильно щемит сердце от четкого осознания необходимости сохранить эту красоту для потомков, сберечь этот огромный, но очень хрупкий Земной колодец.

Именно с этими мыслями мы слезли на берег в порту Байкал (время в пути 15 мин). У нас было ровно 45 мин чтобы узнать расписание культовой «матани» и застолбить место в гостевом доме, куда уже направилась группа детишек, слезшая вместе с нами с парома, и мы, не теряя времени, направились к зданию вокзала.

Тут нужно сделать небольшую ремарку, еще в Москве, готовясь к поездке и штудируя отзывы, я отметил, что точное расписание «матани» в порту Байкал, последний раз видели еще при советской власти и сейчас чтобы хоть как-то приблизительно соотнести свое время и время этого чудо-поезда, людям приходилось, чуть ли не вламываться в будку к пьяному машинисту. Морально подготовился к этой встречи и я. И тем более удивительным показалось нам здание, представшее перед нами. Рядом с покосившимися домиками стоял длинный рубленый дом, с крытой железом крышей. Сие здание, судя по вывеске, совмещало в себе вокзал, гостиницу и сувенирный магазин. Аккуратные дорожки, засыпанные каменной крошкой подходы, скамейки, урны, клумбы, просто какой-то островок капитализма. Рядом четко обозначенный пирон с чудным пластиковым козырьком.

На дверях этого чуда висит листок с четким расписанием «матани» по московскому времени (как и все ж/д расписание у нас в стране), за дверьми сидит дядечка дающий пояснения и отвечающий на вопросы. Имея на руках прошлогоднее расписание, скаченное из инета, я лишь сверился и окончательно убедился в том, что все идет по плану. «Матаня» уходит из порта Байкал в пятницу в 1.50 ночи и в этот же день вечером возвращается обратно, что нам было и нужно.

Узнав все это, мы практически бегом помчались к гостевому дому «Надежда», по берегу Ангары до железнодорожного тупика и дальше до соответствующей таблички рядом с бытовкой красного цвета, а потом все выше и выше по тропинке между домов и вот мы уже на высоком крыльце гостевого дома. Подробно о нем я расскажу в следующем дне, а пока, найдя хозяйку, и удостоверившись, что двухместная комната на вечер четверга для нас будет свободна, мы бросились в обратный путь к парому. Успев на паром к 17.15, мы без приключений переправились на Рогатку и взвесили свои силы. По самым скромный подсчетам оказалось, что протопали мы за сегодня около 15 км и ноги с непривычки, после московского сидения на попе, уже давали о себе знать, еще 4 км до базы нам не осилить. Ну что ж подождем транспорта. Встав, вместе с группкой французов и поляков у Байкальского музея, мы начали терпеливо ждать маршрутку или автобус.

Раз такое дело, самое время рассказать об особенностях транспортной системы в этой области Байкала. Как я уже писал выше, трасса, соединяющая Листвянку и Иркутск довольно оживленная, по ней с частой периодичностью снуют туда обратно маршрутки и небольшие автобусы. Но вот в чем проблема, если вам посчастливилось уезжать от начального пункта, т.е от центральной пристани Листвянки, то проблем нет, уедите Вы обязательно, а вот с середины поселка или тем более от Байкальского музея, места где Листвянка кончается, уже как повезет, потому как местов может и не быть.

Мы были далеко не в пик сезона, но и то несколько раз сталкивались с транспортным перенаселением, хотя, конечно, в конце концов, уезжали все равно. Остается надеяться лишь на то, что в сезон маршруток становится на порядок больше.

В этот день мы конечно дождались небольшого автобуса, который за 20 руб с носа доставил нас к месту проживания, кстати до Иркутска билет будет стоить 80 руб. Полные впечатлений и эмоций, плотно поужинав и глянув последние новости по телевизору, мы завалились спать. В это время в Москве еще не кончился рабочий день :).

5 июня, четверг.

Начавшийся четверг сулил нам следующее. Первая половина дня отводилась на Байкальский музей, в котором нам предстояло увидеть коренных обитателей Байкала, а после обеда сбор двух небольших рюкзачков, переправа в порт Байкал и вечер в гостевом доме «Надежда» перед броском на Кругобайкалку.

Выдвинувшись к автомобильной трассе, мы терпеливо стали ждать попутной маршрутки, чтобы добраться до музея. Тут то и состоялось наше знакомство с местным автобусом, курсирующим по Листвянке и прилегающему к ней поселку Никола. Этот незаменимый для местных жителей ПАЗик весьма удобно использовать для локальных передвижений. Ведь ходит он четко по расписанию от центральной пристани Листвянки до базы отдыха «Прибайкальская». А вот и оно, расписание 2008 года:

Отправление Прибытие

от центральной к базе отдыха

пристани «Прибайкальская»

Листвянки

7.45 8.00

8.15 8.30

9.50 10.05

10.50 11.05

15.30 15.45

16.30 16.45

18.00 18.15

20.00 20.15

В выходные дни рейсы в 10.50, 16.30 и 18.00 отменяются, но добавляется рейс в 17.00.

Через несколько минут мы уже были на остановке «Байкальский музей». Сам музей представляющий собой трехэтажное классическое здание, обязателен для посещения, ведь в его недрах расположены аквариумы с системой проточной байкальской воды. А в аквариумах плавает всевозможная байкальская живность от щук, омулей, хариусов до всемирных звезд, байкальских нерп. Быстро пробежав аквариумы с рыбами, мы замерли около нерп, при этом зацепив краем уха окончание экскурсии для какой-то группы. Больше всего к этим тюляхам подходят слова: очень забавные и очень симпатичные. Это такие продолговатые бочоночки с приплюснутыми мордочками, умными глазками и смешными задними ластами. В общем, дальнейшее описание считаю бессмысленным, их нужно обязательно видеть. В Байкальском музее живет неполная семья, мама с подросшей дочкой. Самцов нет, дабы не создавать между дамами соперничества. А как они шустро носятся по своему водоему, как трутся спинками об имитацию байкальского льда, просто чудо. Ну, в общем, Вы поняли, да, ставьте галочку в графе посещение Байкальского музея.

На верхнем этаже располагаются многочисленные чучела, карта, схемы, макеты, фотографии и другие пособники статистических выкладок. Это для того чтобы после эмоциональной зарядки, зарядиться информационно.

Вышли мы из музея в прекрасном расположении духа. Погода в ответ на наше настроение совсем улучшилась. Наличествующие с утра облака, унеслись куда-то прочь и перед глазами предстали два бесконечно синих озера, одно снизу, другое наверху.

Без особых проблем дотопав до места проживания, заскочив в поселке «Никола» в магаз и купив пачку крекеров, мы пообедали и занялись сбором рюкзачков.

В недра наших походных сумок были помещены: теплая одежда, включая водолазки, кофты, шерстяные носки и шапки, пара походных подпопников, пара непромокаемых комуфлированных костюмов, литровый термос, металлические кружки, купленные на новогодние праздники в Таллине, фонарь (возьмите обязательно!!!), перочинный нож, из еды: крекеры, сыр и батон сырокопченой колбасы, а также запас воды, и вся фото- и видеотехника.

Второй раз, воспользовавшись местным автобусом, в 17.00 мы стояли на мысе Рогатка. Паром должен был быть в 18.15, но нам повезло, кстати сказать, не в последний раз, паром как раз делал дополнительный рейс. Оказавшись в порту Байкал раньше запланированного времени, мы вдоволь пофоткали вокзал, прилегающую территорию, старинный паровоз (ёлки какой же он большой), берег Ангары и неспешным шагом, в отличие от вчерашнего дня, добрались до гостевого дома «Надежда».

Ну что ж пришло время остановиться на нем подробней. Это действительно замечательное место, состоящее из нескольких деревянных жилых домов, столовой на крытой застекленной веранде, бани, помывочной и других необходимых человеку помещений :). Все эти строения разбросаны по склону холма, с которого открывается просто великолепный вид на Ангару и Шаман-камень. Везде в большом количестве присутствуют цветы и другая растительность, так что все очень зелено и свежо. Управляют всем этим великолепием две замечательные женщины, две сестры, Надежда Ивановна и Галина Ивановна, с едой им помогает повариха.

Нас поселили в отдельностоящем двухэтажном доме, на втором этаже, в небольшой уютной комнатке, полностью обитой деревом, с двуспальной кроватью, накормили вкусным ужином, напоили чаем, разговорили душевной беседой и конечно дали визитку, так что записывайте:

Городские телефоны: 250-138, 950-656

Сотовый: 8-904-651-47-05

Сайт: http//www.nadega.angara.ru

Мыло: nadega@yandex.ru

Отдельного упоминания заслуживают кисы, живущие в гостевом доме. О серенькой взрослой кошке, я читал еще в прошлогоднем отзыве, зовут ее кстати Муся, и она действительно очень пушистая и ласковая. Наряду с ней появился и новосел. Это замечательный серенький котенок, еще более ласкучий и пушистый чем взрослая кошка. Его подобрали в Иркутске родственники хозяек. Какие-то злые люди (хотя язык не поворачивается называть их людьми) выкололи ему один глаз, он зашит после операции, также у него потрепан хвост, а в довесок ко всему, предстал он перед нами еще и с запачканным красной краской ухом (подарок от детишек из изошколы). Все это в купе, делало его вид весьма боевым. Зовут его Кутя (сокращенно от Кутузов :)), будете в тех местах, передавайте ему большой привет.

Ну в общем Вы поняли, что место это во всех отношениях положительное и для броска по Кругобайкалке, и не только, весьма подходящее, а там конечно решать Вам. Взяли с нас 500 рублей за двоих, т.е 150 руб за вечер с человека, плюс 100 руб за ужин с человека.

Так как «матаня» отходит в 1.50 ночи, спать мы завалились в 21.00. Перед сном мы вскипятили чайник и наполнили кипятком наш литровый термос (спасибо за него любимой теще).

Предвкушение однодневного перехода не давало заснуть, все вертелось в голове, что будет да как. Итак, что же было у нас в планах.

1) Подъем в 1.00 ночи;

2) Посадка на «матаню» и отправление от порта Байкал в 1.50;

3) Прибытие на станцию 110 км, деревня «Половинная» приблизительно в 4.00 утра;

4) Ожидание рассвета на станции (это самый пугающий этап, так как было совсем непонятно, будет ли там хоть какое-нибудь укрытие от ветра и, не дай Бог, дождя)

5) Приблизительно в 7.00 выдвижение по путям в сторону порта Байкал (т.е в обратную сторону), минимально 8 км, до деревни Шумиха (102 км), максимально 12 км до станции Уланово (98 км), дальше нет смысла, так как абсолютно дикие места тянутся до 80 км

6) Приблизительно около 17.00 по этим местам обратным ходом должна проходить «матаня», которая, подхватив нас, прибывает в порт Байкал около 19.30

7) Так как во время прибытия паром уже не ходит, предполагалось вернуться в гостевой дом «Надежда» еще на одну ночь, а на следующий день вернуться на базу.

Мысли крутившиеся в голове начали расплываться, отдаляться, глаза сомкнулись. Сон, наконец, поборол сомнения будущего дня. В комнате раздавалось мирное сопение двух счастливых людей :).

6 июня, пятница.

Будильник звенел настойчиво, знакомая с детства мелодия «Катюши» писклявым тоном заполняла пространство комнаты. Несмотря всего на полуторачасовой сон, пора было собираться в путь.

Два сонных, но готовых к решительным действиям человека поднялись с кровати и, надев на себя все теплые вещи, взятые с собой, высыпали в ночную мглу.

Мгла на этой стороне Ангары действительно кромешная и тут Вам в первый раз пригодится ФОНАРЬ (его как я уже писал, нужно обязательно взять с собой). Спускаясь без фонаря с холма, на котором расположена «Надежда», Вы рискуете сломать ноги, а ведь они нам с Вами еще пригодятся.

К слову единственным светом в это время суток являются огни Листвянки, а среди них главным, конечно, был и остается прожектор гостиницы «Маяк», он же по совместительству маяк, уж простите за тавтологию.

Вот так, пробираясь по ставшим абсолютно незнакомыми в темноте местам, мы и дотопали до ж/д станции порта Байкал. На платформе находилось человек пять местных жителей и две иностранки, единственным поездом, стоявшим на путях, и была культовая «матаня».

Что же представляет собой этого чудо техники? «Матаня» названная так местными жителями за привычку мотаться туда обратно, представляет собой не первой свежести тепловоз с прицепленными к нему двумя, тремя вагонами. Два вагона обязательно пассажирские, совершенно обычные плацкартные, к которым мы с Вами так привыкли, естественно также не первой свежести. Первой особенностью будет является то, что в вагонах, видимо никогда, не включается свет. Они абсолютно неосвещены, скорей всего, по причине ночного времени отправления. Почему при этом нельзя включить дежурное освещение, непонятно. Итак, юзаем во второй раз фонарь и размещаемся в вагоне, занимаем при этом целенаправленно боковые места, чтоб не мешать местным жителям размещаться, ведь им в отличие от нас ехать всю ночь. Пока будем ехать, расскажу Вам об остальных особенностях «матани».

Несмотря на всюночную езду (поезд прибывает в конечный пункт, Слюдянку, около 8 часов утра) постельное белье конечно никто не выдает, также отсутствуют матрасы и подушки. Местные привыкшие к «матане» берут все с собой и, расстилая свое белье, сразу после посадки укладываются спать. О вагонном туалете могу судить только по разговорам местных, употреблявших слово туалет с прилагательными ужасный и страшный :)). Итак объединим все это как вторую особенность.

Третьей особенностью является то, что билеты на ночную «матаню» никто не покупает заранее, а продает их проводница, одна на два вагона, расхаживающая все с тем же незаменимым фонарем и маленькой переносной кассой (в прошлогодичных отзывах читал, что если Вы отправляетесь от Слюдянки до порта Байкал, то там билеты как раз продаются в кассах, о чем надо позаботиться заранее). Билет до станции 110 км нам обошелся в 20руб с человека. Эта же проводница подсказывает Вам, когда нужно выходить, естественно о своем желании сойти на той или иной остановке нужно сообщить ей заранее.

Из этого вытекает четвертая особенность «матани», тормозит она по требованию, как обычная маршрутка, в любом месте по Вашему желанию. О необходимости остановиться, машинисту сообщает проводница посредством рации.

Особенностью пятой и последней является то, что на самой станции в поезд садится не так уж много народу, а основная масса садится через 2 км ,там где пути проходят в наибольшей близости от домов жителей поселка Байкал, плюс группы по 5 -7 человек подсаживаются у каждой маломальской деревеньки. А если учесть, что в сезон к местным добавляются туристы, то сразу становится понятно, что, сев в порту Байкал в полупустой вагон, расслабляться нельзя, так как он обязательно забьется народом.

Ах, да забыл еще шестую особенность, по причине того что «матаня» выполняет кроме перевозочной еще и экскурсионную функцию, едет она чрезвычайно медленно. Но это официальная версия, мне же кажется, что все гораздо проще. Передвигаться по неосвещенным, изобилующим поворотами, мостами и туннелями путям построенным в начале 20 века с большой скоростью просто опасно для жизни, именно поэтому и тащится «матанечка» со скоростью черепахи, как ночью, так и днем, тем самым, даря нам уникальную возможность подольше насладиться великолепными видами. Выбирайте ту версию, которая нравится Вам больше, но факт остается фактом, 89 километров пути поезд идет почти 6 часов!

Ну вот мы и приехали, остановка 110 км, деревня Половинная. Платформа освещена парой фонарей, у остановившегося поезда столпилось человек семь, кто-то хочет сесть в поезд, кто-то встал в ночи, чтоб получить хлеб, проводница выгружает мешок с батонами и буханками (сельпо на колесах рџ™‚ ). Из желающих выйти были мы одни. Редкие местные жители, получив хлеб, растворились в тумане, поезд ушел, мы остались на бетонной плите, заменяющей пирон, совершенно одни. Полный неопределенности взгляд падает на маленький деревянный сарайчик, расположенный у путей, в нем приоткрыта дверь, освещаем внутренности помещения ФОНАРЕМ и понимаем, ЭВРИКА!

Специально построенный (еще в советское время) для туристов домик предстал перед нами во всей своей красе. На внутренних стенах и потолке этого сооружения нет живого места, все в памятных посланиях, типа «тут был я», конечно, я не искал специально, но самая ранняя запись, попавшаяся мне на глаза, датировалась 1989 годом. Из мебели в домике наличествовали две большие деревянные лавки и деревянный же стол, с заботливо оставленной кружкой. Почти в центре помещения располагается небольшая печка, которую видимо давно не пользовали. Все довольно чисто и без какого-либо неприятного запаха, ну как не воспользоваться таким домиком. Везение продолжается, ведь это абсолютно незапланированная находка.

Разместившись на лавках, мы достали из недр рюкзака съестные припасы и налили горячего чая. С огромным удовольствием перекусив, расположились поудобнее в ожидании рассвета. Вот так в полудреме мы и провели 3 часа, наш, с позволения сказать, сон, за это время, никто не побеспокоил.

Открывшаяся перед нами с рассветом картина была великолепной. Выйдя из домика, я с восхищением обозревал скрытые ночью окрестности. Мы находились почти у самого берега Байкала, в красивейшей бухте, с небольшим пляжем. Впереди, покуда хватало глаз, простирался Байкал, а за ним Саяны, позади падь Половинная и несколько разбросанных домиков одноименной деревни. Справа, шумела река Большая Половинная с перекинутым через нее мостом, ну а слева, по пути нашего движения, над нами высился мыс Половинный и конечно пробитый через него 779 метровый, прямой как жердь, туннель, кончающийся, где-то вдалеке, белой точкой противоположного выхода. Ну а если прибавить к этому рассветную дымку, да-аааааа, признаюсь вам честно, я редко встречал в жизни места красивей этого.

Не терпелось начать путь, но переборов себя (в смысле переборов эмоции, желудок долго уговаривать не пришлось рџ™‚ ), мы позавтракали чем Бог послал, т.е все теме же галетами, колбасой, сыром и чаем и только после этого тронулись на покорение Кругобайкалки.

Описывать весь наш путь не имеет никакого смысла, в языке все равно нет таких превосходных прилагательных, которые хотелось бы употребить. Скажу лишь, что были там и туннель Половинный в котором я пожалел, что рановато снял шерстяную шапку, и в очередной раз не пожалел, что взял с собой фонарь. Были мосты через реки Большая Пономаревка, Ивановка, Малая и Большая Шумихи, подпорные стенки, в том числе Итальянская подпорная стенка. Были уникальные бухточки, на берегу которых так приятно пить горячий чай и кофе с бутербродами, разрезанные пополам мысы, маленькие деревеньки, полузаброшенная лаборатория нейтринной астрофизики и великолепные, великолепные, великолепные виды Байкала.

По ходу нашего пути, теплая одежда постепенно перекочевывала в рюкзаки, и 11 часам можно уже было раздеться до футболки, погода не переставала раздавать нам свои авансы. Вот так и двигаясь с минимальной скоростью, мы приближались к деревне Шумиха. Минимальная пешая скорость в этих местах обусловлена двумя причинами, ну, во-первых, нельзя пропустить ни кусочка этого великолепия, нужно обязательно все заснять, а во-вторых, все кто хоть раз в жизни ходил по железнодорожным путям, знает, что это не очень удобное дело, идти через шпалу очень широко, а по каждой шпале очень узко.

Так или иначе, со всеми маленькими и большими остановками, к часу дня мы добрались до деревни Шумиха расположенной на 102 км Кругобайкальской железной дороги. Заботливо поставленный около путей пластиковый стол послужил нам местом очередного перекуса, после которого возникла острая необходимость пополнить водные запасы, причем как холодные (в бутылках), так и горячие (в термосе).

С этой просьбой мы и обратились к местной жительнице (по виду скорей дачнице), которая для начала любезно указала нам удобный путь к близлежащей реке, а затем поставила чайник для заполнения нашего термоса. Да, мир не без добрых людей и нам к счастью не раз еще придется в этом убедиться.

Так как на часах было всего полвторого, решено было путь продолжить и добраться до 98 км (Уланово) и мы продолжили. Нас ждали два самых страшных тоннеля на нашем пути «Шумихинский» и «Березовый». Страшные, по двум причинам, во-первых, в отличие от «Половинного» они загибаются, т.е входя в них, Вы не видите противоположного выхода и внутри царит кромешная тьма, во-вторых, на этом участке Кругобайкалки идут активные дорожные работы, мы лично встретили три бригады перекладывающие шпалы, в том числе одну внутри туннеля, и следовательно в туннелях частенько вдоль путей можно встретить сваленные новые и старые шпалы. Наткнуться на них в условиях темноты не представляет труда, и из этого следует что? Правильно, берите с собой ФОНАРЬ и запасные БАТАРЕЙКИ.

С вашего позволения, сделаю не большую сноску, касаемую Кругобайкальского населения. Я, конечно, не могу говорить за весь сезон, но в то время когда были мы, Кругобайкалка крайне малолюдна. Достаточно сказать, что из туристов были мы одни, да и местных совсем чуть-чуть, не считая дорожных рабочих. Поэтому, если Вы любите уединенность и созерцательность, то Вам самое время путешествовать в июне, ну а с погодой, как повезет. Нам, например, повезло :)).

Однако, как нас не задерживали кидающиеся под ноги шпалы :), мы все же смогли добраться до пустующей турбазы Хвойная (станция Уланово) и прикинули дальнейшие планы. До «матани» оставалось еще несколько часов. Бессонная ночь и обилие впечатлений давали о себе знать, под щедрыми лучиками солнца глаза начинали слипаться. Сквозь почти уже одолевший сознание сон, до наших ушей донеслись знакомые звуки приближающегося поезда, мы бросились к путям…

Конечно, это была не «матаня», это был ультрасовременный туристический поезд, так называемый «Кругобайкальский экспресс», в надежде вскидываю руку и о чудо, поезд останавливается. Сразу вспомнилась старая реклама, «Я глотнул еще Фанты и тормознул поезд». Но чудеса не закончились, через открывшуюся дверь проводница поведала нам, что сейчас поезд выполняет специальный рейс, катает высокое руководство РЖД съехавшееся со всей России на какую-то конференцию. Как Вы думаете, что ответила нам проводница на просьбу подкинуть двух туристов до порта Байкал?

Ну, даю три попытки…

Не, не угадали!

Она сказала: «Да без проблем ребят, залезайте. Так куда бы Вас пристроить? А идите-ка Вы в кабину к машинистам, там вид лучше, посмотрите туннели, пообщаетесь!»

А теперь представим ту же ситуацию где-нибудь в Подмосковье. Представили? Трудновато правда. Как говорили в еще одной рекламе: «Фантааастика!!!»

Вот так мы и проехали оставшийся путь, в кабине машинистов. В отличной кабине надо сказать, ведь не каждый день приходится видеть бортовой железнодорожный компьютер. Машинисты оказались отличными ребятами, мы разговорились, и проболтали до конца дороги, успевая, конечно, лицезреть плывущие за окнами пейзажи.

А в конце нашего пути состоялся приблизительно такой разговор:

«Мужики, сколько мы Вам должны?»

«А сколько с Вас взяли в «матане»?»

«20 рублей».

«Ну это же не серьезно, поэтому идите с миром».

Вот такой вот случай невероятного везения и одновременно жизнеутверждающий пример. Не осталось говорите хороших людей. Да нет, есть они родимые, есть, только живут в основном за МКАДом. Есть ли они внутри МКАДа? Конечно есть, мы с Вами, например :)).

Во всей этой истории есть только один печальный момент, на последний паром мы опоздали, на 15 минут. Успеть на него очень хотелось, так как к концу дня накопившаяся усталость требовала передышки и еще одна ночь в гостевом доме «Надежда» уже не казалась такой желаемой, хотелось завалиться в свой номер, помыться, переодеться…

Промаявшись около часа на холодном ветру на пристани порта Байкал и окончательно убедившись, что паром обратно уже не пойдет, мы почти смирились с необходимостью ночевки в «Надежде», но напоследок все же решили попытать счастья в индивидуальной переправе. Первый попавшийся нам на глаза местный паренек, свел нас с человеком, осуществляющим переправы на собственном катере. Цена в 300руб, показалась нам вполне приемлемой и мы, нацепив спасательные жилеты, тронулись по направлению в Листвянке. Конечно, никто не просил этого человека останавливаться у Шаман-Камня, но мы то с Вами помним, что хорошие люди не перевелись на свете. Эта маленькая остановка дала нам возможность сфотографировать это сакральное место вблизи, за что ему огромное спасибо.

Если окажитесь в похожей ситуации, в смысле опоздаете на паром, даю Вам его координаты:

его лодочный гараж находится как раз за тупиком железной дороги, по направлению к «Надежде». На гараже телефон: 8-902-761-34-26.

Переправившись на тот берег, мы пешком и без приключений дотопали до базы, и, наконец, воплотили мечту последних двух часов, завалились спать. Впереди нас ждали новые приключения.

7 июня, суббота.

Так как суббота изначально планировалась как разгрузочный день, план этого дня был таков. Первая половина дня, отдых и приведение себя в норму, ну а ближе к вечеру, посещение пика Черского.

Ну что ж сказано, сделано. Отдохнув и дождавшись второй половины дня, мы вышли на трассу и, используя местный автобус и свои ноги, добрались до большого рекламного щита указывающего начало пути к канатному подъемнику на пик Черского. Он стоит после Байкальского музея, если ехать в центр Листвянки. До этого мы успели заскочить в магазин в поселке «Никола» и прикупить пару бутылочек пива, а также забежать на рыбный рынок в самом начале Листвянки и закупиться рыбкой (маломорским омулем культурного посола и омулем холодного копчения).

Раз пошла такая пьянка, скажу пару слов о Листвянских рынках и о рыбе. Вообще рынков в Листвянке два, один на самой окраине, не доезжая Байкальского музея, он поменьше, причем поменьше там как покупателей, так и продавцов. Второй побольше, центральный и кроме разнообразной рыбы, там в большом количестве продаются сувенирные изделия на любой вкус (в основном из камня, местного и не очень). Цены, как и в любом курортном городе, в разы завышены, на любой объект продажи, будь то рыба или ритуальная шаманская маска.

Лично я, по совету местных, покупал и сувениры, и рыбу домой в Иркутске. Как и где? Читайте в следующих сериях этого повествования.

Ну а пока закупившись рыбкой, так сказать, на пробу, мы резво, насколько это возможно карабкаясь в горку, потопали в сторону подъемника.

Топать пришлось довольно долго, причем частенько в подъем, да и заблудится довольно легко, уж как-то редковато поставлены указатели. Но, несмотря на все преграды, мы все же добрались до этой вершины инженерной мысли. Я, честно говоря, никогда не катался на горных лыжах, ну не довелось как-то, поэтому мое знакомство с кресельными подъемниками, до этого времени, ограничивалось лишь документальными и художественными фильмами. В связи с этим, этот подъемник произвел на меня весьма благоприятное впечатление, все довольно новое, надежное, оборудование заграничное, зимой здесь вероятно очень неплохо.

Ну да и летом ничего, заплатив, если не ошибаюсь, по 70руб с носа, за билет в один конец, ну в смысле только наверх, не подумайте ничего плохого :), мы забрались в трехместное кресло и поехали на вершину, обозревая по пути окрестные сопки, кусты, проплывающие под нами, ну и собственно саму горнолыжную трассу, летом представляющую собой просто относительно заровненные участки склона.

Где-то посередине подъема, жена слишком резко запрокинула голову вверх, чтоб посмотреть на тросы и в следующую секунду провожала глазами свои солнцезащитные очки, спланировавшие на травку. Если будите прогуливаться под канаткой и надкнетись на очки, знайте это наши.

Ну а мы, посчитав это жертвой местным богам, продолжили подъем, тем более, что прыгать было высоковато :). Подпорные столбы самой канатной дороги, с помощью плакатов, периодически напоминали нам об опасности местной фауны, а вернее одного ее представителя, как Вы конечно уже догадались, сибирского клеща.

Сверившись с дальнейшим сценарием сего повествования и убедившись, что в дальнейшем эту тему затрагивать, не придется (слава Богу), уделю, пожалуй, абзац этому совсем не шуточному явлению природы, в этом месте.

Как многим из Вас, конечно, известно, клещ является переносчиком клещевого энцефалита. Эта болезнь продолжает собирать свой скорбный урожай год от года, несмотря на все усилия медиков, причем пик заболевания приходится именно на первый летний месяц.

Эффективным средством борьбы с этой напастью является вакцинация. И конечно если Вы собрались на Байкал или может быть куда-то в другое сибирское место в летний период, то хорошо бы эту самую вакцинацию пройти. При этом нужно помнить, что делать ее нужно за несколько месяцев до поездки, крайний срок, если не ошибаюсь, март – апрель.

Так как Ваш покорный слуга, поездку на Байкал за столько времени не планировал, то естественно прививку, ни я, ни жена не делали. Однако, бороздя просторы Интернета, я наткнулся на упоминание об одном лекарстве, которое называется Йодантипирин. Чтоб не создавать рекламу уважаемым фармацевтам, упомяну лишь сайт (http://www.jodantipyrin.ru), а там читайте все сами. На сайте, в том числе, есть и список аптек где можно приобрести препарат в Москве и не только, рассудив, что бегать по Иркутским аптекам, мне просто будет некогда, я приобрел эти таблетки в одной московской аптечной сети. Его конечно пришлось поискать, покупая его в Москве я конечно переплатил, но друзья мои, на душе было как-то спокойней, я бы даже сказал, не так сыкатно (сори за ругань).

К великому счастью наши с клещом дороги не пересеклись, на бескрайних просторах Прибайкальских лесов. Так, что думайте сами, решайте сами. Иметь или не иметь. Делать или не делать. ИМХО, делать, а если уж не сделал, то иметь :).

Вернемся к более приятным вещам. Подъемник доставил нас на вершину минут за 5 -7, и мы, выгрузившись из удобного кресла, побрели собственно к камню Черского. Пройдя метров двести, может и меньше, и поднявшись еще чуть выше, мы, наконец, попали в конечную точку нашего маршрута.

С самого камня открывается великолепный вид на исток Ангары, на порт Байкал и даже на гостевой дом «Надежда». Рядом находится беседка, практически вся обвязанная всевозможными ленточками. Это замечательное место, и если Вы будете в Листвянке, обязательно посетите его.

Мы же вдоволь нафотографировавшись спустились по склону чуть ниже, туда где лежит сухое поваленное дерево, чтоб не мозолить никому глаза и не портить так сказать открыточный вид. Удобно расположившись на этом дереве, мы предались дегустации местных рыбных деликатесов.

Надегустировавшись вволю, байкальская рыбка, кстати, просто отличная, особенно маломорский омулек, мы решили спускаться вниз, на этот раз пешком. Серпантин длиной в 2,5 км приведет вас практически к началу канатки, но если не сходить на грунтовку, а продолжить путь по асфальтированной дорожке, то можно вернуться к трассе другим путем, через территорию санатория «Байкал» и выйти на трассу уже после окончания Листвянки. Мы с удовольствием воспользовались данной дорогой и, выйдя на трассу, прошли еще чуть вперед уже по поселку Никола, до остановки Техучасток (местные шутники, умело закрасив краской нужные буквы, легко изменили название остановки на Техас) и стали ждать местный автобус, который, совершая последний рейс, должен был пройти здесь около 20.05.

Автобус почему-то не показывался, зато рядом с остановкой затормозила Ока из которой вылезли две женщины и помахали нам рукой, – «Ребят, садитесь»,

«Да не, мы автобуса ждем»

«Так это и есть автобус»

«????»

Подойдя к Оке, мы с удивлением обнаружили за рулем уже знакомого нам водителя местного автобуса. Оказывается, по причине малого количества народа, последний рейс он совершает на своем личном автомобиле, по пути домой. Плата за проезд такая же, 15руб :).

Мы, конечно, поболтали, сказали огромное спасибо водителю за его работу, и за это были доставлены непосредственно к воротам нашей базы. Ну что ж вот и познакомились с еще одной особенностью местной транспортной системы.

Ну все, пора спать, впереди поездка в Большие Коты.

8 июня, воскресение.

Начавшееся воскресение как всегда не подвело с погодой, щедрое сибирское солнышко бодро прогревало окрестные сопки. Итак, что у нас по плану?

А по плану у нас поездка в населенный пункт с весьма забавным названием Большие Коты. Как я уже писал ранее, чтобы успокоить жабу, в Большие Коты решено было плыть на ракете от центральной пристани Листвянки. Это судно на подводных крыльях отходило в Коты ровно в 13.40. Лично для нас в этом расписании было одно неудобство, в это время не курсирует местный автобус, поэтому придется ловить попутную маршрутку.

Выйдя на трассу, мы стали терпеливо ждать, а потом подождали еще и еще. Маршрутки не показывались. Когда ждать надоело, а это произошло приблизительно через полчаса, стали ловить попутку. Безрезультатно. Не останавливалась ни одна машина, вот так. Когда на горизонте замаячила реальная перспектива не успеть на ракету, маршрутка все же появилась, там даже на удивление оказалось два свободных места. Правда, водитель вел себя ну очень грубо, уж не знаю, кто его так обидел. Ну да Бог с ним, после 50 мин ожидания на обочине, ехать можно было на чем угодно рџ™Ѓ

Прибыв в Листвянку вовремя, мы расположились на пристани в ожидании ракеты. Она не заставила себя долго ждать и ровно в 13.30 пришвартовалась к берегу. Так как ракета берет свое начало от Иркутска, часть народа едет только до Листвянки, освобождая место страждущим отправиться до Котов. Бортпроводница, будем называть ее так, продает билеты при входе на палубу. Запасайтесь мелочью, сдачи часто не бывает. Время в пути 20 мин, вдоль, как всегда живописнейших, байкальских берегов, и вот мы уже швартуемся к Котовской рџ™‚ пристани.

Поселок Большие Коты располагается, как и все прибайкальские населенные пункты в пади, меж двух сопок. Этот небольшой кусочек цивилизации, средь дикой природы, не сообщается с «большой землей» никаким сухопутным маршрутом, кроме пешеходной тропы, поэтому добраться туда можно только на том транспорте, который использовали мы, причем естественно только в летнее время. Это не помешало иркутянам в недавнем прошлом начать активную экспансию в эту местность с целью приобретения земли и недвижимости под дачное строительство. Благодаря этому поселок несколько ожил, однако, по правде говоря, мест, которые стоит в нем посетить не много. В качестве первого, нами был избран местный краеведческий музей.

Две комнаты, располагающиеся в длинной деревянной избе, изобилуют экспонатами. Это и чучела животных и заспиртованные представители местной ихтиофауны, множество планов, схем и научных выкладок. Все это отголоски бывшего великолепия, когда в Больших Котах находилась серьезнейшая научная база Академии Наук. Обо всем этом и о многом другом, нам поведала местный экскурсовод, замечательная бабуля, научный сотрудник, занимающая должность экскурсовода чуть ли не на общественных началах. Из ее же уст мы узнали, что поселок Большие Коты, никакого отношения к представителям кошачей породы не имеет, так как слово Коты надо произносить с ударение на первый слог. Котами в старину называли две вещи, это и особый вид обуви, который использовали местные золотоискатели (недалеко от поселка находится заброшенный прииск) и особый вид рыбных силков, местный «телевизор» так сказать. В связи с этим и происхождение названия поселка трактуется двояко, кому как нравится.

И все же жалко, что в окрестностях поселка не гуляют большие коты, так хотелось увидеть сибирского тигра или льва рџ™‚

Вторым местом достойным посещения, является смотровая площадка, находящаяся на вершине сопки, добираться туда нужно по едва различимой тропе, круто взбирающейся вверх. Вид от туда открывается воистину великолепный, но забраться на такую кручу без передышек, неподготовленному человеку сложновато.

Все оставшееся до 17.00 время мы посвятили общению с местными лошадьми, которые небольшими группками пасутся то тут то там, скормив им при этом все запасы печенья. Напоследок мы весьма плодотворно прогулялись по бережку, среди местных камней попадаются очень интересные экземпляры. Не лишним будет отметить также, что в 19 веке в этих местах работал стекольный завод, поэтому кое-где еще можно встретить красивейшие обкатанные водой куски стекольной породы. Нам повезло и три экземпляра из позапрошлого века, заняли достойное место в московском отцовском аквариуме на радость родителям и всем обитающим в аквариуме рыбкам.

Около 17.00 все желающие покинуть Большие Коты собрались на пристани для погрузки в ракету. Знакомая нам бортпроводница, вначале запускает всех у кого есть билеты, а продают их только в Иркутске, а уже затем всех остальных, как правило, стоя. Эта мелочь не помешала нам в очередной раз насладиться величием байкальского берега и байкальских вод.

Без особых приключений, добравшись до дома, мы не спеша, начали готовить к понедельнику. Впереди нас ждал величественный Ольхон.

9 июня, понедельник.

Понедельник, день тяжелый. Это расхожее выражение, полностью подходило для нашего понедельника.

Итак, планы на этот тяжелый день были такие. С утра переброска в Иркутск, далее от автовокзала на маршрутке до острова Ольхон, а точнее до его «столицы», поселка Хужир. Полная рекогносцировка в Хужире, с целью поиска жилья на 2 дня, разведка возможных экскурсий и конечно покупка обратных билетов до Иркутска. Вечером если остаются силы и время, прогулки по окрестностям Хужира с обязательным посещением легендарной Шаманки.

С самого утра, реальность начала вносить некоторые коррективы в наш план. Небольшие бытовые проблемы, связанные с неожиданным переселением в другой корпус на базе нашего проживания, внесли временные задержки. В результате этого выдвинуться в сторону Иркутска удалось только около 10.00 утра. Прибавляем к этому обычные полчаса на ожидание маршрутки и получаем в итоге прибытие в Иркутск около половины двенадцатого. Это практически критическое время, так как еще из прошлогодних отзывов, я знал, что все маршрутки отправляются на Ольхон в первой половине дня, если не ошибаюсь до часа дня. Но жизнь, как всегда оказалась страшнее рџ™‚

Выскочив из маршрутки на автовокзале Иркутска и поинтересовавшись у местных бомбил где останавливаются маршрутки до Ольхона, мы бросились к этому месту и застали совершенно пустынную местность, ни маршруток, ни людей их ожидающих. Видимо одна ушла, а другая еще не подошла, подумали мы. Оставив жену караулить, я бросился в здание автовокзала к кассам, с целью прояснить ситуацию с транспортом и билетами.

Ответ кассирши, на вопрос когда ближайший рейс автобуса на Ольхон, поверг меня в шок. Ближайший автобус (или возможно ближайший автобус, на который были билеты) уходил на Ольхон 12 июня, напомню, на дворе было 9 июня. Про маршрутки кассирша ничего не знала, но становилось понятно, что если они и были, то уже уехали в сторону Ольхона. Над нами нависла ужасающая перспектива не попасть на Ольхон вообще.

Уже в последствии анализируя полученные данные, я конечно понял, что эта ситуация с транспортом продолжается как минимум до 15 июня, когда на Ольхоне и на всем Малом море начинается так называемый летний сезон. После этого числа, транспорта на Ольхон ходит гораздо больше. Но это я понял потом, а пока …

В состоянии легкого ступора, я вышел из дверей автовокзала и осмотрелся по сторонам. Светило солнышко, простой люд бежал куда-то по своим делам, а около дверей автовокзала, как водится, паслось несколько местных бомбил. Прикинув в уме, сколько может стоить поездка продолжительностью 280 км, я перекрестился и, выбрав самого приличного мужичка, судя по поведению новичка в бомбильном деле, я направился к нему.

Между нами состоялся диалог приблизительно такого содержания:

«Не подскажите, сейчас в Хужир на Ольхон как-нибудь добраться можно?»

«Не знаю, туда вообще ходят маршрутки. Не знаю, только сейчас еще ходят или нет»

«Да похоже, все уже ушли. А вообще на машине туда добраться можно?»

«Ну как Вам сказать, вообще это далековато. Но мне в принципе нужно сегодня в ту сторону, правда не доезжая до Ольхона, километров 60 не доезжая, у меня там знакомые живут»

«Может, подкинете нас?»

«Ну в принципе можно, только не до Хужира конечно, до пролива. Переправляться я не буду»

«Хорошо там доберемся сами. А сколько это будет стоить?»

«Ну мне же вообще нужно в ту сторону. Понимаете, я не бомбила, так на бензин заработать. Поэтому чтоб вас не обижать, по 500руб с носа»

«Не вопрос, поехали»

«Только там километров 30 грунтовка, перед Маломорской, не хотелось бы конечно по ней ехать, машину гробить, вот»

«Ну давайте по 600руб с человека»

«А у Вас вещей вообще много?»

«Да нет, два малюсеньких рюкзачка»

«ОК, поехали»

Уф, как гора с плеч. Везение продолжается. А как еще можно назвать, то, что я нарвался именно на этого мужика.

Погрузившись в видавшую виды, но ухоженную шестерочку, мы выдвинулись в сторону Ольхона.

По пути мы как водиться разговорились. Наш водитель оказался очень интересным человеком, с непростой судьбой и двумя высшими образованиями. Мы проболтали все 3,5 часа пока добирались до Маломорской, получив массу информации о житье бытье в Иркутской области. И вот так за беседой, пару раз подхватив местных попутчиков и заехав в деревню к знакомым нашего водителя, мы благополучно добрались до пролива Ольхонские ворота.

У паромной переправы собралось около 6 машин, в том числе и та самая маршрутка, на которую мы опоздали в Иркутске. Переговорив с ее водителем, я узнал, что выехала она в 11.00 утра, и это единственная маршрутка, которая отправляется на Ольхон в это время года, вот так то. Но это в прошлом, ведь мы уже почти добрались до цели нашего путешествия, поселка Хужир (осталось то каких-то 30 км). Последний рывок. И сделаем мы этот самый рывок как раз на маршрутке, в ней оказалось два свободных места (видимо те которые мы не заняли в Иркутске рџ™‚ ). Несмотря на то, что водитель маршрутки заломил цену в 150руб с человека, торговаться я не стал. Резона нет, а вот шанс не уехать с паромной переправы есть.

Сам пролив Ольхонские ворота весьма примечательное место. В красивом обрамлении холмов, плещется чистейшая байкальская водичка, солнечные блики играют на волнах Малого Моря, чайки размером с бегемотов, деловито снуют туда сюда по своим чайным делам :).

Впечатление портят только большое количество назойливых мушек, в изобилии роящихся у самой воды. Они не кусают, но лезут в лицо и эти прилично выводят из себя. Справедливости ради, нужно сказать, что явление это сезонное и по словам местных, через пару недель от мушек не останется и следа и уже ничто не помешает насладиться местными красотами.

Парома пришлось ждать около получаса, что по местным меркам совсем ничего, в сезон на переправу может уйти целый день. Переправившись на остров, мы залезли в маршрутку и тронулись в путь по грунтовой дороге. Асфальта на острове нет, а в основном нет и самих дорог, кроме центральной трассы, по которой мы и ехали.

Вид за окном сильно отличался от того, что мы привыкли видеть в районе Листвянки, и напоминал скорей окрестности среднеазиатского Иссык-Куля, вокруг сухая холмистая и весьма живописная местность.

Но об особенностях Ольхонского климата поговорим чуть позже, а пока…

Вот и цель нашего сегодняшнего путешествия, поселок Хужир. Центральный населенный пункт на острове, самый большой и самый развитый. В нем сосредоточено основное население острова, как коренное, так и сезонное, туристическое. Наши транспортные приключения на сегодня закончились, начались приключения с поиском жилья.

Из моего бороздения Интернета и прошлогодних отзывов, мы имели на руках несколько адресов, по которым и отправились. Первым в списке был Ленина 13. И первая осечка. Весной у хозяйки сгорел гостевой дом, и сейчас заканчивается строительство нового, чтобы к началу сезона быть во все оружии.

Что ж пойдем дальше, к Иннокентию, Лесная 10. И опять осечка, почти осечка. У самого Иннокентия также заканчивается косметический ремонт к началу сезона, но он порекомендовал нам своих родственников, которые с этого года начали заниматься сдачей комнат туристам. Ну что ж воспользуемся этим вариантом, тем более что за нами уже едет уазик, чтоб отвезти нас прямиком к дому Иннокентиных родственников.

Вообще, надо сказать, что найти жилье в Хужире не проблема. Сдачей комнат в поселке не занимается только ленивый. Правда, как и во всех туристических зонах, существуют сезонные колебания спроса и предложения. В то время когда были мы, отдыхающих мало, но есть риск нарваться на ремонт, в сезон ремонта нет, но зато отдыхающих в пять раз больше рџ™‚

Как оказалось, родственники Иннокентия живут почти рядом с усадьбой Бенчарова, в соседнем переулке и названная цена в 700руб в сутки с завтраком и ужином показалась нам дороговата. Но так как устали мы за день прилично и сил что-то искать уже не было, решили остаться тут, просто отказавшись от завтрака (не зря же везли колбасу с собой), соответственно заплатив 2000руб за двоих, за двое суток.

Рекламировать это место не буду, ребята, у которых мы жили, молодые и в туристическом деле не опытные, но кормили хорошо и комнатка в новом отстроенном гостевом доме весьма приличная. Так что думаю, с опытом придет и все остальное.

Для интересующихся, как всегда привожу телефоны:

Рудых Иннокентий 8-908-666-21-28 Лесная 10 – это то место, куда мы не попали

Рудых Ольга 8-904-129-39-69 (черт, забыл название переулка, Рыбацкий что ли) – это там где мы жили

Бросив вещи и открыв пробку у бутылки со вторым дыханием, мы кинулись на берег и замерли, пред нами предстала Шаманка!!!

Да это воистину прекрасное место. Небольшой мыс, разрезающий две небольшие песчаные бухты, оканчивается скалой удивительной красоты. Кажется, что Господь, создавая Землю, уделил этому месту какое-то особенное внимание. Шаманка просто создана для того, чтобы быть сакральным, особым местом. Многие туристы называют Шаманку самым красивым местом на Байкале, думаю это не совсем верно. На Байкале огромное количество великолепных по красоте мест и Шаманка, безусловно, одно из них, но выделить что-то одно, на этом удивительном озере было бы кощунственным.

Облазив, все что смогли, нафотографировавшись и наснимавшись вволю, мы отправились на ужин, но перед этим заглянули в информационный центр (небольшая избушка в центре поселка на пересечении Байкальской и Ленина, рядом с которой останавливаются все маршрутки) и записались на завтрашнюю экскурсию на мыс Хобой (400 руб с носа с обедом, у Бенчарова по 1000, правда половину пути можно проделать на катере). Памятуя о наших транспортных приключениях, не забыли мы записаться и на маршрутку, отправляющуюся в Иркутск 11 июня с утра.

После ужина был осмотр Хужира и прекрасные кадры предзакатного солнца зависшего над снежными склонами Приморского хребта, возвышающимися на другой стороне Малого моря.

Усталые, но довольные собой мы завалились спать. Завтрашний день обещал быть не менее насыщенным.

10 июня, вторник.

Да, после таких насыщенных дней спится особенно сладко. Ну да ладно, продираем глаза и подъем.

Позавтракав крекерами, колбаской и чаем, быстренько собираемся и выдвигаемся в сторону информационного центра. Ровно в 9.30 к домику подкатывает УАЗик буханка и подхватывая нас, направляется в сторону мыса Хобой.

В буханке вместе с нами едет еще четыре человека, не считая водителя. По пути, на окраине Хужира, подхватываем еще одну девчонку. Теперь нас восемь и можно пару слов уделить каждому нашему попутчику.

Начнем с водителя, он же по совместительству экскурсовод, он же повар. В целом классный мужик из местных естественно, не без чувства юмора и со знанием всех ольхонских достопримечательностей. Работает на своей машине, вероятно уже не первый год и даже успел выучить несколько иностранных слов рџ™‚

Далее, пожилой француз с хмурым лицом и сопровождающая его личная переводчица, русская девушка, видимо некоторое время прожившая во Франции. С этой паром мы потом пересекались еще пару раз на Ольхоне и даже вместе возвращались в Иркутск.

Пара швейцарцев, муж с женой. Замечательные люди, на почве перевода (в смысле я переводил им экскурсии на английском, ну как мог конечно, а жена на немецком) мы очень сдружились и практически весь день прошатались вместе, болтая и любуясь красотами.

Девушка, которую мы прихватили в последний момент, была из Питера. Путешествовала она в гордом одиночестве и являла собой образ настоящей туристки. Ехала она на Хобой не первый раз, ехала с палаткой и собиралась остаться там на пару дней с ночевкой.

Итак, как Вы поняли, компания была довольно разношерстная. Так и в целом на Ольхоне, туристы представляют себой разношерстую компанию. Иностранцы уже довольно давно избрали остров Ольхон «базой своего базирования» на Байкале и присутствуют в этой местности круглый год, сосредотачиваясь, в основном, в усадьбе Бенчарова и не только. За период нашего пребывания мы сталкивались с англичанами, немцами, швейцарцами, французами, итальянцами, поляками, корейцами, австралийцами и другими представителями дальнего зарубежья.

Причем, как правило, иностранцы не ограничиваются посещением одного Байкала. К слову, наши новые швейцарские знакомые совершали грандиозное путешествие. Проехав пол Европы на поезде и захватив всю Прибалтику, они прибыли в Питер. Далее на поезде в Москву. Потом на самолете в Иркутск. После посещения Байкала они собирались на поезде в Улан-Удэ, потом опять же поездом в Улан-Батор, затем в Пекин и уже оттуда на самолете обратно в Швейцарию.

Соотечественники, на Ольхон, наплывают в большей своей массе в пик летнего сезона, июль, начало августа, что не удивительно, так как наши люди хотят не только любоваться красотами, но и получить толику пляжного отдыха.

Однако перейдем от этнографии к географии и сосредоточимся на самой экскурсии. Грунтовая дорога кончилась сразу после Харанцев (следующий после Хужира поселок), далее началась дорога местами достойная Camel Trofi.

По пути к Хобою, у нас было несколько остановок в самых красивых местах острова. Это окрестности острова Крокодила, вид на гору Ноги Слона, бухта Песчаная (по словам французов, напомнившая им Ривьеру) , мыс Три Брата (красивейшее место, в окрестностях которого мы лазили полчаса).

Уже основательно зарядившиеся впечатлениями мы прибыли на Хобой. Водитель высадил нас на подступах к Хобою, а сам завернул в ближайший лесок к месту будущего пикника. На осмотр мыса Клыка (а именно так переводится с бурятского Хобой) у нас был ровно час.

Самая северная оконечность Ольхона притягивает туристов так же, как стрелка компаса тянется к северному магнитному полюсу, и не зря. Красивейшая остроконечная скала практически вертикально обрывается в воду, открывая великолепный вид на озеро в самой широкой его части. Погода стояла великолепная и в дали, в белесой дымке просматривались очертания, увы, недосягаемого для нас, полуострова Святой Нос. Ощущение величественности природы и желание полностью раствориться в ней, накрывает практически сразу, как оказываешься на Хобое. В реальность возвращает только щекочущее чувство высоты и не менее щекочущее чувство голода, пора бы подкрепиться рџ™‚

Вернувшись чуть назад, на небольшую полянку среди низкорослых лиственниц, мы застали нашего водителя за приготовлением наваристой ухи. Параллельно, на решетке жарился жирненький омулек. Великолепные запахи носились в чистейшем воздухе, заставляя желудок сжиматься сильнее, и минут через десять всех пригласили к столу.

Откровенно говоря, я не большой любитель рыбных блюд, но тут конечно не смог отказать себе в удовольствии. Вкуснейшее рыбное пиршество закончилось чаепитием, душистый чай заваренный на костре и печение, окончательно утихомирили голод, организм снова был полностью готов к любованию красотами.

Экскурсионная программа не закончилась, захватив на Хобое еще одних попутчиков, молодую французскую пару (похоже и они ночевали на мысе), мы тронулись в обратный путь немного другой дорогой. Заехав на восточную часть острова, мы посетили так называемую гору Любви, разделенную на женскую и мужскую часть, а после этого заехали в падь Узуры и посмотрели на местную метеостанцию и домики НИИ солнечной энергии.

Не доезжая пару километров до Хужира, мы с женой покинули гостеприимную «буханку» и оставшийся путь проделали по берегу пешком, пополняя нашу коллекцию «аквариумных» камней, в этих местах они, пожалуй, самые красивые.

Белый песок, голубое небо, прозрачная вода ну как тут не окунуться, а?

Все бы хорошо, да вот только четырехградусная вода не оставляла никаких шансов, но отказать себе в удовольствии помочить ножки мы конечно не смогли. Ноги после этого горели еще полдня, но оно того стоило.

Вечер этого дня прошел в созерцании окрестностей Шаманки, кстати, сквозную пещеру через которую в древние времена проходили шаманы, я нашел, вход в нее находится со стороны Байкала. Если залезть на гребень меж двух пиков и спуститься с другой стороны чуть ниже, забирая левее, Вы легко ее отыщите. Пролезать через нее я, конечно, не стал, уж слишком узкая она стала сейчас, да и бревна подпирающие своды не внушали доверия, поэтому просто постоял внутри, проникаясь духом бурятских верований.

С чувством глубокой удовлетворенности, мы завалились спать. Завтра обратная дорога в Иркутск.

11 июня, среда.

Ставший уже традиционным завтрак, заполнил первые полчаса после нашего пробуждения. Покидав немногочисленные пожитки в рюкзак, мы выдвинулись в сторону информационного центра, где нас должна подобрать маршрутка. Погрузившись в нее первыми, мы направились к усадьбе Бенчарова и уже там забили оставшиеся места. Места забились одними иностранцами, соотечественники были представлены лишь нами, водителем и уже знакомой нам девушкой переводчицей. Итак, в путь.

Без недоразумений, конечно, не обошлось. Названная, работницей центра, цена в 450руб оказалась слегка устаревшей рџ™Ѓ , проезд стоил 500руб. В остальном, все было нормально. С одной остановкой на перекус в Баяндае, мы прибыли в Иркутск ровно по расписанию, около 13.30.

Проводив наших попутчиков до ближайшей остановки трамвая, многим из них нужно было на ж/д вокзал, мы пешком направились к Центральному рынку Иркутска, находящемуся в 15 минутах ходьбы от автостанции. По пути жена позвонила своему иркутскому коллеге, тому который вез нас в Листвянку, и договорилась пересечься у рынка, еще в первый день он обещал стать нашим гидом по Иркутску.

К сожален

Время путешествия: Июнь 2008

ximik

Дата:



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.