На поезде из Баку в Тбилиси , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

На поезде из Баку в Тбилиси

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о Грузии > На поезде из Баку в Тбилиси

Маршруты «воскресного дня» были очень популярны в Баку в советское время. В субботу вечером можно было сесть в поезд, утром, сойдя в Тбилиси или Ереване, прогулять весь день в городе, а вечером вернуться обратно домой. Кому не нравился поезд, можно было за ночь переплыть Каспийское море на пароме, погулять по базару Красноводска (ныне Туркменбаши) и также утром в понедельник быть уже на работе.

В Тбилиси таких путешествий я совершил два – в 1987 и 1997 году. Так что, чтобы не нарушать традиций было самое время съездить еще раз. Тем более, что я давно обещал своему девятилетнему сыну свозить его погулять куда-нибудь на выходные…

Для начала я пошел в кассу вокзала, и безо всяких проблем взял два билета (взрослый и детский) в СВ поезда 37/38 «Баку-Тбилиси». Билеты обошлись мне в 48 манат, что делает чуть больше 50 баксов. Попытки купить сразу обратный билет успехом не увенчались, т.к. как объяснили мне, ввод системы продажи обратных билетов еще только планируется…

Последнее воскресенье сентября было в Баку теплым, солнечным и безветренным, собрав вещи в два рюкзака отправились на вокзал… Разместив вещи в вагоне, мы решили прогуляться по перрону. Вагон СВ был последний из шести вагонов состава, плацкартных вагонов не было. Попытки поговорить с проводником особого успеха не имели, т.к. как пассажиры с билетом и оплаченной постелью мы для него никакого интереса не представляли, а время, как известно, деньги. Сейчас его главной задачей было договариваться о цене с безбилетными пассажирами, которые и составляли основную массу народа толпящегося на платформе. Торг шел бойко, и в зависимости от цены пассажиры занимали места в вагонах. Поезд отходил вечером, сразу с заходом солнца.

Вагон СВ, построенный еще в социалистической Восточной Германии был видавший виды, неоднократно ремонтированный, но в принципе, еще «на ходу». Заняв места 9 и 10 в купе № 5 я попытался было закрыть дверь, но мне это не удалось. После обращения к проводнику оперативно пришел техник и ловким движением вернул дверь на рельсы. Все окна, за исключением окна напротив туалета, были наглухо задраены и вообще лишены ручек. То же и касательно окон купе. Опускающихся штор, которые по воспоминаниям из детства, должны были быть на окнах также отсутствовали, а занавески падали при попытке их закрыть, т.к. карниз держался на двух гвоздях и не был закреплен. Из лампочек освещения купе работала ровно половина. В общем, минимум необходимого. Одну ночь перетерпеть можно. Хотя, у меня мелькнула мысль, а что если бы я в этом вагоне ехал бы сейчас во Владивосток, например…

Отправились по расписанию. Сразу раздали постельные принадлежности. Постель была чистая и даже запакована в герметичные кульки, стоимость ее входила в стоимость билета.

Скоро пришел пожилой проводник собирать билеты. Отпустив пару дежурных шуток с моим сыном, и выяснив, что он и его внук учится в одной школе, проводник поинтересовался зачем я еду в Тбилиси. Узнав, что я еду всего на один день, собираюсь вечером вернуться тем же поездом проводник оживился. Начал рассказывать истории, что билеты из Тбилиси в два раза дороже, чем из Баку, а в кассах на воскресный день СВ не достать. Я сразу понял к чему он клонит и спросил, сколько он хочет за два места. Ну, раз у нас такой мужской разговор, сказал проводник, то я отвечу прямо – 100 баксов. Для таких особых гостей, как я у него в вагоне есть специальные места 5 и 6, и на обратном пути за эти деньги мне будут обеспечены постель, чай, конфеты, и самое главное – полный покой от таможенников и пограничников. Цена мне показалась несколько завышенной, и я спросил, а нельзя ли подешевле, ведь в Баку за билеты я заплатил в два раза меньше. Проводник объяснил, что эти деньги идут не только ему, и в довершении всего сразил меня, сказав, что у них на железной дороге все точно так же, как у нас – в медицине (я по глупости сказал ему, что я врач). «Доктор, сказал он мне, вот ты перед операцией говоришь больному, дай столько-то. А если не дают, то пускаешь газа меньше, и больной все чувствует во время операции»…

Хотя я не имел никакого отношения ни к наркозу, ни к хирургии вообще, возразить было нечего. Потому как проводник был на 100% прав. В насквозь коррумпированном обществе, и он проводник вагона № 6, где билеты в купе № 3 никогда не поступают в продажу, а идут кому-то в карман, и я врач, который отдаю ровно половину своего «левого» врачебного заработка заведующему отделению, мы всего лишь маленькие винтики большой коррупционной машине…

Так что я ударил с проводником по рукам, дал ему 50 баксов задатка и с того момента мы стали лучшими друзьями. Через минуту на узком столике купе лежали два стакана чая в подстаканниках, колотый сахар и конфеты. И даже неожиданно из репродуктора зазвучала песня Владимира Преснякова-мл «Любовь на видео»…

Поезд набирал ход, и мы тихо-тихо стали укладываться спать… Пытаясь застелить постель, я обратил внимание, что не могу удержаться на ногах… Вагон страшно трясло во всех направлениях: вперед-назад, вправо-влево и вверх-вниз. Неужели, подумал я, у меня настолько расшатался вестибулярный аппарат? Кое-как застелив постель, я держась за стены прохода в вагоне добрался до туалета. Чистоту туалета описывать не буду, но самое смешное было, что во время этой жуткой тряски было очень сложно сосредоточиться, чтобы сделать, собственно говоря, то маленькое дело, ради которого я сюда пришел…

Спать ночью было довольно холодно, потому как проводник непонятно с какой головы периодически включал в купе кондиционер. Утром в 7 утра нас окончательно разбудили стуком в дверь и предупреждением о том, что мы приближаемся к границе.

На пограничной станции Беюк-Кясик мы стояли около часа. Сначала пришли наши пограничники и собрали паспорта. Потом толстые и сонные таможенники. Ни те, ни другие к нам никакого интереса не проявили, потому как проводник заранее их предупреждал, что мы его родственники и вечером возвращаемся с ним обратно (вот она сила 50 баксов!). Как я заметил, наши погранично-таможенные службы вообще особо ни к кому не придирались и довольно быстро вернули документы и мы поехали дальше… На грузинской стороне положение сразу изменилось. Проводник засуетился, начал открывать специальным ключом панели на потолке, стенах. Через несколько минут наш состав затормозил на станции Гардабани. Грузинские пограничники внимательно изучили все дыры вагона, собрали паспорта. Таможенники раздали декларации, которые следовало заполнить. Поскольку в Азербайджане на такие вещи как декларация смотрят в основном сквозь пальцы я стал внимательно изучать опус грузинской таможни. Там было сказано, что таможенная служба Грузии приветствует меня и таможенник ВЕЖЛИВО может ознакомится с содержимым моего багажа. Там же было указано, что я должен сообщить, если общая сумма денег, которую я везу, превышает 15.000 лари. Поскольку не было указано, сколько это составляет в долларах, а у меня не было на этот счет никаких догадок, я не стал заострять на этом вопросе внимания, и поставил крестики во всех окошечках со словом «НЕТ». Таможенники скоро вернулись, разочаровано посмотрели на наши два небольших рюкзака, поковырялись в их содержимом и шлепнули свою печать на декларации. Я уж было начал думать, что сейчас нам вернут паспорта и мы поедем дальше, но не тут то было. Прошел час но мы и не думали двигаться. Потом вернулся пограничник и забрал с собой женщину-грузинку из соседнего купе. Оказывается, она была российской гражданкой и ей для въезда в Грузию требовалась виза. Еще через час паспорта вернули, но поезд продолжал стоять… Я уже начал было нервничать, т.к. время, отведенное на осмотр достопримечательностей Тбилиси таяло на глазах и решил было сойти и сесть на такси (благо от границы до столицы Грузии всего 35 км). А надо сказать, таксисты осаждали поезд с момента остановки и просили за проезд 10 лари (потом я выяснил, что это составляет где-то 6-7 долларов). Проводник стал меня отговаривать и сказал, что мы вот-вот тронемся. Между делом я также поинтересовался у проводника почему всю ночь нас так трясло. Проводник на это мне ответил, что шпалы и рельсы по которым мы двигаемся были только «недавно» (в советское время) заменены и поэтому они в таком «великолепном» состоянии. Да и к тому же, бессчетные цистерны с нефтепродуктами, которые день и ночь двигаются по Великому Шелковому Пути тоже вносят свою лепту в состоянии железнодорожных путей. Прошло еще полчаса, и наконец, почти с двухчасовым опозданием мы двинулись дальше. Еще меня порадовал тот факт, что сигнал азербайджанской мобильной сети Азерсель ловился почти до самого Тбилиси, мне как раз в это время постоянно звонили, так что я хорошо сэкономил на роуминге. Минут через сорок были уже в Тбилиси. Оставив вещи в своем купе (проводник его запер) мы вышли на перрон.

Тбилисский вокзал произвел на меня удручающее впечатление. Серый бетон, грязь и темень. 10 лет назад вроде он был лучше. Выбравшись побыстрей с вокзала мы нырнули станцию метро «Воекзали Моедани», что означает вокзальная площадь и понятно без перевода. Цена проезда – 40 тетри. Жетоны продают в кассах. В Баку в метро уже давно перешли на магнитные карты. Само тбилисское метро, как и вокзал, нуждалось в ремонте… Надписи с названиями станций на латинском алфавите были только на перроне, так что пришлось побегать с одной стороны станции на другую… Вообще проблема с алфавитом была главной во время нашего пребывания в Грузии. Конечно, любовь к национальному алфавиту вещь великая, но все же неужели нельзя хотя бы некоторые названия дублировать латинскими буквами? А то идешь по улице и пойди догадайся – как она называется или что скрывается за той или иной дверью… Кстати, я обратил внимание еще на одну вещь – граффити на стенах в Тбилиси, вроде Manana+Buba=LOVE” и даже какие-то грузинские слова почему-то выполнены практически всегда ЛАТИНСКИМИ буквами. Уж не знаю с чем это связано…

Проехав две станции, мы сошли на «Руставели» и оказались на главной улице грузинской столицы. Первым делом зашли в Макдональдс, не столько ради завтрака, сколько из-за возможности пойти в чистый туалет.

Облегчившись, мы двинулись осматривать достопримечательности Тбилиси. За прошедшие десять лет сразу бросалось в глаза, что город начали приводить в порядок. Почти все здания на Руставели были в лесах, восстанавливали фасады, приводили в порядок тротуары. Кроме этого, в отличие от Баку, на улицах не было бесчисленного количества маршруток, а курсировали нормальные автобусы. На каждый столб был прикреплен пластмассовый бак для мусора. Пусть непритязательно, зато не надо топать километр, чтобы найти эксклюзивную «евроурну», как у нас. Еще одно отличие от Баку – это казино и игровые залы на каждом углу. В Азербайджане игорный бизнес уже давно находится под запретом. Зато количество дорогих бутиков и ресторанов в Тбилиси на порядок меньше, чем в Баку, и это сразу бросается в глаза. Видимо, уровень жизни и покупательная способность у грузин поменьше. Обращает на себя внимание также любовь населения к черному цвету. Почти на каждом втором грузине черная майка или рубашка. В массе это очень заметно. Хотя сам народ, наверное, значительно более бесшабашный. Азербайджанцы, в отличие от грузин, более склонны к накопительству, откладыванию денег на черный день, покупке про запас золотых украшений и пр… Еще один момент, на который я обратил внимание – хорошее развитие гостиничного бизнеса. Мариотт, Шератон – все эти мировые гостиничные сети в Баку пока отсутствуют. Видимо, из-за отсутствия нефти главная надежда Грузии – развитие туризма. И это правильно.

Дойдя до здания тбилисской мэрии, и посмотрев на золотую статую Св. Георгия (явно чувствовалась рука Церетели) мы пошли в сторону старого города. Колорит настоящего Тбилиси здесь чувствуется больше всего. Это уже не причесанные фасады. И этот Тбилиси мне показался намного более настоящим. Даже некоторые уличные таблички здесь были на русском. Многие старые здания здесь, конечно, в плачевном состоянии и некоторые фасады снаружи укреплены подпорками. Когда идешь мимо такого здания, ощущение, что оно вот-вот на тебя рухнет…

Поплутав по узким улицам мы вышли к зданию кафедрального Сионского собора (то, как он называется я узнал только вернувшись в Баку когда отследил свой маршрут в Google Earth). Так как было воскресенье, народу в соборе было много. Люди заходили, молились, ставили свечи. Все очень цивильно. Мы тоже купили и зажгли две свечи. Потому как все равно Бог один и, думаю, каким образом ты к нему обращаешься абсолютно не важно. У меня тут конечно мелькнула мысль, что все-таки бакинские мечети значительно более закрытые места, и турист, вероятнее всего, вот так просто туда не зайдет…

Выйдя из собора мы пошли к набережной Куры. Река, которая ниже по своему течению пересекает весь Азербайджан и впадает в Каспийское море ужаснула меня своей грязной и мутной водой. И эту воду в конечном итоге пьют многие бакинцы! Перейдя по мосту на другую сторону мы немного прошли по набережной. И тут, глядя на здания и разноцветные балкончики я понял главное отличие тбилисской архитектуры от бакинской. В Баку как во время первого, так и второго нефтяного бума здания строились более тяжеловесными и помпезными. То же можно сказать и о послевоенном «сталинском» ампире. Резьба на камне, эркеры и балконы, все это призвано подчеркивать богатство. Тбилисские же здания более мелкие и легкие, воздушные, балконы более ажурные…

Поскольку мой сын вдруг категорически захотел пойти на фуникулер мы по следующему «патоновскому» мосту перешли Куру обратно и пошли в стороны горы. Дорога была неблизкой. Несколько раз я останавливался, спрашивал путь и, наконец, мы добрались до фуникулера. Но разочарование было велико – фуникулер был закрыт и вообще в заброшенном состоянии. Еще больше стало обидно за то, что ни один человек (а я раз десять спрашивал у прохожих дорогу) не сказал мне, что фуникулер не работает. А ведь я был с ребенком и понятно, что мы туристы.

После этого мы решили пообедать. И хотя в Баку грузинских ресторанов пруд пруди, мы решили отведать настоящей грузинской кухни и пошли обратно в сторону старого города. Найти в Тбилиси ресторан грузинской кухни оказалось дело нелегким. Во-первых может рестораны и есть, но понять это очень сложно, т.к. надписи опять-таки только на грузинском и меню на улицах вывешивать здесь не принято. Во-вторых учитывая печальный опыт фуникулера я принципиально решил ни у кого не спрашивать, а найти ресторан самому. Пройдя пешком достаточно долго я набрел на новое строение. Разглядеть что находится за зеркальными стеклами мне не удалось, надпись прочесть на грузинском тоже, но картина на фасаде, изображавшее грузинское застолье вселяла надежду, что это ресторан. Тут я увидел женщину, которая в растерянности топталась на лестнице у входа. Я обратился к ней на английском, не знает ли она, не ресторан ли это. Она ответила, что не знает, но тоже ищет ресторан и хочет зайти. Ну пошли вместе, сказал я и мы зашли внутрь. Внутри оказался настоящий грузинский ресторан с кучей народа. Мы сели за свободные столики рядом, продолжая общаться на английском и обсуждать странную привычку писать все на грузинском (меню на английском отсутствовало). В Баку в любом ресторане всегда есть меню на азербайджанском, русском и английском языках. Кроме этого, думаю, что у нас в первую очередь подойдут к гостю и даже если человек не знает русского или английского хоть на пальцах все равно попытается объясниться и помочь. А тут официантка подошла, но выяснив, что мы не говорим на грузинском сразу же развернулась и ушла. Зашедшие после нас грузинские семьи уже вовсю уплетали хинкали, а мы все еще ждали. Минут через 20, наконец, пришел другой официант. Тут с удивлением выяснилось, что женщина, с которой мы познакомились и уже полчаса общаемся по-английски из Туркмении. Смешно, что азербайджанцы и туркмены встречаются в Грузии. При всем своем желании я, например, не могу сесть в Баку на паром и поплыть в Туркмению. Туркменскую визу получить сложнее, чем шенген… Нужно обязательно приглашение.. На радостях она пересела за наш столик, минут пять мы говорили на азери и туркменском (языки похожи, понять друг друга не сложно), а потом на зло грузинам перешли на русский. Женщина, которую звали Гюльнара, работала в американской компании в Ашхабаде, а в Тбилиси приехала на какую-то конференции. Тем для разговора нашлось много – начиная от покойного Туркменбаши, до сравнения жизни в Азербайджане, Туркмении и Грузии..

Пока мы болтали принесли заказ – шашлык из свинины (в Баку во время месяца Рамазан я бы такого не сделал, да и найти у нас хорошую свинину сложно), хинкали с мясом, картошкой и грибами, соус ткемали, лобио с орехами, лимонад Тархун и грузинское пиво. Весь заказ сел где-то в 18 баксов. Думаю, в Баку, было бы дороже… Поев, довольные, мы с сыном пошли обратно по Руставели, сели на метро и за 15 минут до отправления поезда были уже в нашем купе. Хотя мне говорили, что бакинский и ереванский поезда обычно стоят рядом, ничего подобного не было. Зато на привокзальной площади стояли «Газели» с надписью ЕРЕВАН. У одной из них я сфотографировался на память. Уже сидя в купе я вдруг понял, что ничего не купил на память. Поскольку у меня в кармане валялись немного лари, я выскочил обратно на перрон и здесь же в магазинчике купил за десятку бутылку вина «Саперави». Путешествие обратно было точно таким же. Томительные три часа на грузинской границе. Грузинские таможенники зачем-то заставили меня задекларировать фотоаппарат (глупость какая-то, утром меня про него никто не спрашивал). Опять поковырялись в вещах, опять собрали и унесли паспорта. У меня возникло подозрение, что у них нет техники для машинного чтения паспортов и они их вручную записывают в какую-то тетрадь. Хорошо, еще что разрешают выходить на перрон. На азербайджанской стороне хотя на перрон выходить и не разрешают сам процесс был в четыре раза короче – ничего не проверяли, ни у наших, ни у грузин. Быстро собрали и вернули паспорта, толстый таможенник лениво прошелся по коридору вагона и все – поехали. Чай, конфеты, невпопад работающий кондиционер и даже песня Преснякова были точно такими же как и вчера, но компания была веселей. Сразу после пересечения границы меня позвали в соседнее купе пить пиво и играть в дурака. Сын нашел какую-то грузинскую девочку, и они носились по вагону. Спал крепко, тряску не замечал, то ли устал, то ли уж привык. В Баку прибыли во время. Сойдя на перрон родного бакинского вокзала я еще раз убедился, что все равно лучше родного города ничего не найти, но чтобы это понять надо обязательно иногда куда-нибудь ездить…)))



Прочитайте еще Отзывы о Грузии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.