Шведские променады (часть 2) , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Шведские променады (часть 2)

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о Швеции > Шведские променады (часть 2)

У королевского дворца часов, кажется, в двенадцать, происходит аттракцион смены караула. Если повезёт и вы окажетесь там в день, особо выделенный в календаре стражи (национальные праздники, тезоименитства…), то караул будет наряжен в сияющие зеркальным блеском каски и ярко-синие мундиры с шикарным аксельбантами. Судя по этой гвардии, ввязываться в военные конфликты шведам не стоит: замыкающий солдат в королевском кортеже старого мультфильма «Бременские музыканты» словно срисован с этих ребят. Возможно таким образом демонстрируется фундаментальность государственного пацифизма современной Швеции, который сам по себе достоин большого уважения. Впрочем молодцы, несмотря на свой анекдотический вид, весьма усердны в исполнении артикулов, поэтому строевое представление оставляет приятное впечатление. Посещение самого дворца будет интересно скорее фалеристам, в залах есть очень представительная выставка наград, принадлежавших и принадлежащих членам королевской фамилии. По прочим параметрам дворец вряд ли составит конкуренцию питерским, а вот оружейная палата (вход с южного торца дворца) порадует тщательно подобранной и богатой экспозицией.

Вообще Стокгольм – город необычайно высокой музейной культуры, на этом поприще упомянутый деятельный шведский национальный характер проявил себя только положительно. После визитов в здешние музеи создаётся впечатление, что всё население страны, включая младенцев и глубоких стариков, лет десять ничего не делало кроме как изготавливало человечков разных размеров, от микроскопического до натурального, наряжало их и украшало ими музейные залы. Любовь шведских музейщиков к разнообразным макетам с человечками безгранична и служит музеям много к украшению, а экспозиции детальнейше продуманы, обычно многоплановы и охватывают тематику комплексно. Образцом такого подхода может служить расположенный напротив оружейной палаты нумизматический музей, где есть зал, посвящённый кладам; когда входишь туда, начинаются всякие таинственные штучки со светом и звуками. Сходите с детьми!

И с ними же, с детьми, конечно надо завернуть в Юнибакен, музей Астрид Линдгрен, где с человечками и макетами дела обстоят особо хорошо. Ну да до острова Дьюргарден, где находится Юнибакен, надо ещё догулять, а мы пока отдыхаем на Гамла Стан. Что же, коли вы пресытились окологотическими мотивами, смело устремляйтесь через мост Стромброн, что рядом с дворцом, далее направо по цепочке набережных вокруг мыса, на котором возвышается Национальный музей изящных искусств, до набережной Страндвёген, ведущей к мосту на Дьюргарден и анонсируемой в звуковой дорожке на прогулочных катерах как самая красивая набережная Стокгольма.

И правильно анонсируется, все постройки на достаточно длинной набережной единостильно элегантны по архитектурной моде рубежа 19/20-го столетий, напротив домов пришвартованы примерно того же возраста небольшие суда, что в целом создаёт атмосферу, которую следует и надо уметь ценить. Мне же это место живо напомнило набережную в Баку, где Нобель сделал свой стартовый капитал и наверняка имел отношение к застроечным инвестициям в городе, реализованным примерно тогда же – в первое десятилетие 20-го века. Здания на бакинской набережной хотя и отдекорированы в так называемом псевдомавританском стиле, в основных силуэтах фасадов почти неотличимы от страндвёгеновских. Кстати о Нобеле и его премии. В бакинском бизнесе Альфреда Нобеля, позволившем ему позднее углублённо заняться динамитом, было три ключевых инвестора – двое братьев Нобелей и отставной драгунский полковник Карасёв, причём последний, как знаток местных условий, играл роль СЕО и именно ему принадлежит основная заслуга в деле зарабатывания денег, превратившихся впоследствии в Нобелевскую премию. Поэтому возможно правильнее было бы называть её Карасёвской.

С набережной Страндвёген через мост именуемый, ясное дело, Дьюргардсброн, попадаем на Дюргарден – обширный лесопарк, весь усеянный музеями. Обещанный Юнибакен расположен сразу за мостом направо. Поначалу его посещение малость озадачивает: несколько не слишком просторных залов, заполненных артефактами на тему линдгреновских книг, при этом поощряется лазание и хватание их детишками, поэтому всё выглядит как интерьер нашего ведомственного детского сада, процветавшего в застойные времена и обшарпанного сейчас по причине сокращения финансирования. Понятно, конечно, что через это намеренное отсутствие лоска воспроизводится милая атмосфера литературы бабушки Астрид, но некоторое граничащее с разочарованием недоумение не покидает, пока вы не окажетесь в «сказочном поезде».

В определённое билетом время посетители через неприметную дверь группами запускаются в скрытую часть музея, где, оказывается, имеет место самое главное. Вначале вы попадаете на полуигрушечную привокзальную площадь шведского городка столетней давности. «Полу» потому, что всё там имеет размер уже вроде и не игрушечный, но ещё не настоящий, масштаб примерно 1:3. Такие размеры прекрасно коррелируют с духом историй о Пэппи, где неправдоподобное старательно выписано посредством правдоподобного антуража, что и составляет, по-моему, основную их прелесть. Далее идёт посадка в вагончики якобы поезда, представляющие собой на самом деле подвесные кабинки, движущиеся по сложной траектории сквозь чреду помещений, в которых выстроены макеты на темы сказочных сюжетов писательницы. Пассажиры «поезда» как бы обозревают их с высоты птичьего полёта, временами претерпевая превращения из великанов в лилипуты и обратно, что достигается изменением масштабов декораций. Вроде и незамысловатый аттракцион, но получается замечательно! В кабинках шуршит звуковое сопровождение путешествия на нескольких языках по выбору, включая русский. Следует отметить правда, что девять-десять лет – это, пожалуй, пограничный возраст для юных посетителей, далее представляемое становится интересным после тридцати.

По соседству с Юнибакеном находится безусловно самая впечатляющая музейная площадка Стокгольма – музей галеона «Васа». Надо помнить, что весь 17-й век аристократическая верхушка шведского общества была одержима идеей объединения Европы под властью Швеции и этот корабль являет собой овеществлённую реминисценцию имперских амбиций прошлого (предел которым положила несчастная для шведов Северная война), свободную, впрочем, от налёта ностальгии. Король Густав II Адольф построил «Васу» в 1628 году как символ мирового размаха своих притязаний и инструмент их осуществления: это был один из крупнейших кораблей того времени. Показательны и поучительны параллели в судьбах «Васы» и другого плавучего голиафа, «Титаника». «Васа» пошла ко дну также во время первого самостоятельного выхода на открытую воду. Как на грех подул ветерок, судно из-за дурно рассчитанного балласта легло на борт, зачерпнуло неосмотрительно открытыми пушечными портами воды, накренилось ещё больше и затонуло на глазах у ошеломлённой многочисленной публики прямо, можно сказать, посредине Стокгольма. Через 300 с лишним лет его нашли, подняли, тщательно восстановили, построили для него специальное здание-ангар, обрамили интереснейшей и детальнейшей пятиэтажной экспозицией по исторической ситуации и морскому делу того времени и получился великолепный музейный комплекс. Войдя в него, оказываешься под обильно украшенной деревянной резьбой кормой корабля, который и сейчас поражает своими размерами. Лучшей иллюстрации того, что вот sic transit, однако, gloria mundi, пожалуй не найдёшь.

По «васовским» билетам, между прочим, можно попасть ещё на два корабля, навечно припаркованных к пирсам поблизости – плавучий маяк и старинный ледокол, куда мало кто забредает, а зря. Путешествие по чреву ледокола увлекательно и даже немного остросюжетно, поскольку мы были на судне одни, просто «Летучий голландец» какой-то.

Музеев на Дьюргардене не то 12, не то 15, мы упоминаем самые известные, к числу которых принадлежит Скансен, этнографическо-архитектурный музей на открытом воздухе, отчасти скомбинированный с зоопарком. Всякие разные старые постройки населены здесь не только манекенами, но и живыми персонажами в ретрокостюмах, занимающимися реальными делами – выпечкой хлебопродуктов, выдуванием стеклянных изделий, изготовлением стульев и т.д. И как везде в местных музеях любопытствующие посетители могут поучаствовать в происходящем, наша дочь с неожиданным энтузиазмом освоила операцию нарезки резьбы на металлическом стержне в слесарной мастерской времён третьего из Бернадотов.

За обширной территорией Скансена (на него уходит полный день) лежит ещё более обширная лесопарковая зона весьма приятная в терренкурном смысле. Одна из просторных полян-садов отведена под место организованного проведения пикников, в воскресные дни здесь царит большое оживление, а среди отдыхающих много разной степени темнокожести иммигрантов с забавной старательностью причащающихся культурных традиций новой родины через этот обряд семейного времяпрепровождения. А в кустах вокруг прыгают зайцы, меж деревьев бродят олени и густо растут съедобные грибы. Буколическая совершенно пастораль.

Да, есть ещё два неавтомобильных и выигрышных способа знакомства со Стокгольмом, правда оба ощутимо затратные и погодозависимые. Первый – водная прогулка на байдарках или каноэ, один из пунктов проката есть около моста Дьюргадсброн. Жаль, он поздно попался нам на глаза, непременно воспользовались бы. Второй – аэротур на дирижабле или подъём на воздушном шаре, коих в погожие безветренные дни висит над городом около десятка.

А. Горбунов

25.01.2005 9:03:13



Прочитайте еще Отзывы о Швеции:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.