Белорусская весна. Часть 1. , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Белорусская весна. Часть 1.

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о Беларуси > Белорусская весна. Часть 1.

Вот и Полоцк – вылезаем на улицу. Совсем нежарко, примерно 0 градусов и пасмурное небо. Ну да осадков нет, и на том спасибо! Фотографируемся у поезда, быстро смотрим вокзалы. Их два: старый, послевоенный (более красивый) – пригородный, и новый – пассажирам дальних поездов. Внутри оба вокзала выглядят как с иголочки, а на потолке пригородного мы любуемся искуснейшей люстрой-“сосулькой”. В новом здании – кассы дальних поездов, справочное бюро, разные киоски и пункт обмена валют на 2-м этаже. Меняем деньги (за 1 российский дают 75 белорусских рублей), покупаем 4 билета на поезд Полоцк – Минск (Евгений решил вечером остаться в гостинице Полоцка, а утром первым дизелем ехать в Витебск, откуда выбираться домой). Вообще из Полоцка в Минск есть два варианта, но в первом случае (прямой вагон Полоцк – Барановичи) надо ранее 19 часов выезжать из Полоцка и в 4.32 уже вылезать в Минске. Мы предпочли поезд Полоцк – Минск, хотя он уходит поздновато – в 0.56. Кстати говоря, железнодорожные билеты на проезд внутри Белоруссии продаются без паспортов (паспортных данных). Переходим через пешеходный мост над путями и идем в сторону Спасо-Ефросиньевского монастыря (его хорошо видно с самого пешеходного моста). Немного поблуждали по кварталам одноэтажной застройки, и вышли к извивающейся речке Полоте. Через нее перекинут небольшой мост, по которому мы и перешли к монастырю. Монастырь находится в тихом живописном месте, в Крестовоздвиженском соборе находятся мощи святых из Киево-Печерской лавры и Оптиной пустыни, а также крест Ефросинии Полоцкой.

Полоцк – один из самых древних городов восточных славян. Основан кривичами, впервые в летописях упоминается в 862 году. За долгую историю город успел побывать в составе Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой. С 1944 по 1954 годы город становится центром образованной Полоцкой области. В настоящее время население города – 83 тыс.чел.

С Полоцком связаны жизнь и деятельность Ефросиньи Полоцкой (XI в., основала два монастыря), тут родились Франциск Скорина (белорусский первопечатник, ученый) и Симеон Полоцкий (белорусский и русский общественный деятель и писатель).

После осмотра монастыря решили направиться в центр города. Перешли мост через Полоту (именно эта река дала имя городу), посмотрели остатки древнего вала, памятник Ефросинье Полоцкой. Глаза непривычно “цепляются” за белорусские названия на вывесках, к примеру “Прадукты” или “Вулица”. Порой возникает небольшое ощущение, будто их написал кто-то безграмотный, но постепенно привыкаешь к ним. А вообще белорусский язык интересен, по моим ощущениям он находится посредине между русским и украинским языками. Кстати, в продуктовом магазине на полках мы насчитали не менее 10 видов соков в ностальгических 3-литровых банках, в том числе березовый, который в России в продаже я уже не видел лет 10. Если бы не ехали в Минск, наверное, купили бы такую бутыль с собой. Цены в магазинах чуть ниже российских, но не настолько, как было в 1990-х годах.

Пока шли, с неба закапал дождик, поэтому решили укрыться и немного посидеть в кафе. Через некоторое время продолжили осмотр города. Центр выглядит очень симпатично: все ухожено, везде чисто, фонари “под старину”, здания сверкают разными красками… Вообще, центр города весьма компактен, внешне осмотреть его можно за час, основные его достопримечательности расположены между Коммунистической улицей и набережной Западной Двины. Сама река еще не вскрылась ото льда, но он уже настолько тонкий, что по льду не только не ходят жители, но и рыбаки уже сидят на самой кромке, не рискуя отойти дальше от берега. Кроме осмотра достопримечательностей, мы посетили несколько заведений: Богоявленский собор, музей книгопечатания (в сам музей не пошли, зато в кассе большой выбор сувениров и краеведческой литературы, намного больше, чем в краеведческом и других музеях), краеведческий музей (он невелик, но стоит осмотра, тем более, что в Белоруссии все музеи бесплатны студентам дневных отделений ВУЗов, а сам музей находится в здании бывшей лютеранской кирхи), Софийский собор (здание церкви не передано, там находится музей и концертный зал). Рядом с Богоявленским и Софийским соборами на берегу Западной Двины установлены большие камни-валуны. Были идеи перебраться через мосты на другой берег реки, там тоже есть что посмотреть (Курган Бессмертия, Костел святого Андрея Боболи, руины еще одного костела и др.), но время незаметно приближалось к обеду, а у нас в программе еще было посещение соседнего Новополоцка, поэтому мы пешком двинулись в сторону автовокзала (он находится рядом с железнодорожным), посетив по пути книжный магазин и закупив там различный материал по Белоруссии.

На автовокзале Евгений фотографировал расписания автобусов, я же тем временем пытался узнать, на каких автобусах можно достичь Новополоцка: оказалось все просто, надо сесть на городской маршрут №5 или №10, а остановка их рядом – на Октябрьской улице. Сначала мы хотели сесть в маршрутку №5 (проезд 600 белорусских рублей), но на нас пятерых свободных сидений не было, поэтому сели в следом идущий сочлененный МАЗ-105 (проезд 350, оплата кондуктору). Автобус еще в Полоцке переехал через реку, поэтому мы ехали левым берегом Двины (маршрут №10 идет правым берегом). Примерно через полчаса начинаются многоэтажки Новополоцка, а вскоре слева я увидел сквозь деревья трамвайное депо. 

Новополоцк – город областного подчинения, возник в 1958 году как одна из крупных социалистических строек СССР: тут был построен нефтехимический промышленный комплекс во главе с Белорусским нефтеперерабатывающим заводом. Уже сейчас по населению город обогнал Полоцк: 102 тыс.чел. В перспективе Новополоцк и Полоцк объединятся в крупную агломерацию.

Тем, кто хочет осматривать только “старинности”, в этом городе делать нечего: лучше подробнее осмотреть Полоцк. Нам же (в первую очередь мне и моей супруге) было интересно посмотреть на этот юный город, особенно на его “изюминку” – единственный трамвайный маршрут, который соединяет городские кварталы с промышленной частью, отделенной солидным сосновым лесом. 

Автобус долго ехал по Молодежной улице (дело в том, что Новополоцк представляет собой мини-Волгоград: он очень сильно вытянут вдоль реки, но имеет узкую “талию” в поперечнике), пока я не принял решение вылезать на площади Строителей. В глаза бросилось кафе, куда мы все единогласно и направились, так как уже было 15 часов и пора было подкрепиться. 

Хорошо посидев там, через полчасика мы вышли на улицу и глазам не поверили: все свинцовые тучи с неба сдвинулись в сторону, а сквозь белые облака порой уже пробивалось и солнышко. Настроение мгновенно поднялось, а город сразу засверкал разными красками зданий! Мы пошли по Молодежной улице в сторону Полоцка. Все здания выглядят очень красиво, почти каждое раскрашено на свой лад и сверкает неповторимыми оттенками в солнечном свете. Дома тут 5 и 9-этажные, с разными орнаментами в национальном стиле. Не знаю, как остальным, а нам с супругой город очень понравился своей городской архитектурой, нам вообще нравится большинство зданий, построенные в годы “развитого социализма” (1970-е – 1980-е). Особенно понравились красные девятиэтажки! А еще можно отметить озелененность города, и что больше всего нравится мне – нетронутые сосны прямо в жилых дворах. Да, конечно, экологическая обстановка тут далеко не идеальна из-за нефтехимзаводов, но архитектура в стиле “дома в лесу” мне очень импонирует. 

Долго осматривали местный “Дом книги”, потом решили перебираться дворами в сторону параллельной Комсомольской улице – именно там в 1974 году и была проложена единственная в городе линия трамвая. Иногда в литературе приходилось читать, что новополоцкий трамвай является скоростным, но на практике оказалось, что вагоны передвигаются не так уж быстро, даже в лесной части, где остановок почти нет. Мы вышли по Олимпийской улице как раз к конечной трамвая. На линии тут используются исключительно одиночные вагоны КТМ-5. В тот субботний день ходило 5 вагонов (разглядел бортовые номера 020, 041, 048). Проезд стоит 220 бел.рублей (3 рубля на российские), а (вот неожиданность!) для студентов – вообще 110! Проехали полный маршрут: сначала линия идет по городским кварталам, потом резко уходит влево и примерно в течение 3-х километров “прорезает” лес, после чего выскакивает в промышленную часть и идет вдоль сплошных заводов. На конечной выходим только мы (остальные немногочисленные пассажиры вышли раньше), вагон уходит на кольцо и там ненадолго замирает. В обе стороны уходят сплошные промышленные здания, дымящиеся трубы, заборы – индустриальный пейзаж покорения природы человеком. Запах, конечно, совсем не сосновой смолы. Кстати, самих людей вокруг вообще нет, разве редкие проезжающие машины. Конечно, в будние дни, народ тут должен быть и немало, и трамваи, наверное, забиты под завязку, но сейчас, в выходной, мы будто стояли на другой фантастической планете роботов, без людей, но сплошь утыканной разными заводами – только ради этих незабываемых ощущений уже стоило приехать сюда! Постояв в одиночестве на остановке минут 7, погружаемся в наш же вагон и едем обратно в жилую часть. За окном, позади темных силуэтов различных труб и зданий, уже виден солнечный закат. На первой же остановке в жилой части выходим, ребята неторопливо шагают по улице Ктаторова, я же подкарауливаю на фотоаппарат встречный вагон. Уже почти темно, но на остановке кадр получается неплохо. Догоняю остальных, и вскоре мы уже сидим в очередной кафешке, так как теперь нам торопиться совсем некуда. Чисто, уютно, миролюбивая обстановка – приятно провели там почти час.

Вот уже снова идем по улицам ночного Новополоцка, особенно ярко освещена Молодежная – центральная улица города. Кстати, центральная площадь тут тоже никогда не носила имя Ленина, она всегда была в честь Строителей. Все это, а также современность города и его расположение “в лесу”, мне очень напомнило далекую Тынду, еще больше сходство упрочилось, когда мы перешли реку в направлении железнодорожной станции (в Тынде город и вокзал также находятся на разных берегах).

Для возращения в Полоцк у нас было два варианта: сесть на автобус или дойти пешком до станции Ропнянская и оттуда в 21 с минутами уехать дизель-поездом. Поначалу большинство из нас склонялось к автобусному варианту, так как до станции еще надо было шагать километра 2. Но свободного времени было еще много, мы ушли на Парковую улицу, с намерениями выйти на берег Западной Двины, но это удалось уже только на мосту, а оттуда разница выбираться на автобус или на станцию уже совсем небольшая. Поэтому решили все же пойти на дизель. Река тут тоже была еще покрыта льдом. Сам мост, как и вся улица Калинина, ярко освещен оранжевыми натриевыми лампами, но как только мы дошли до автодороги Р20 и въездной стелы “Новополоцк”, освещение кончилось. В почти кромешной темноте нам предстояло найти эту тропинку станции и пройти по ней метров 400. Но не успели наши глаза привыкнуть к темноте, как сзади послышались чьи-то торопливые шаги. “Скажите, а как пройти на станцию?” – раздался молодой женский голос. “Да мы вот сами эту дорогу ищем” – ответил Евгений, идущий впереди всех. “А вы не на дизель в Бигосово?” – “Нет, нам в Полоцк”. Девушка поспешила во тьму, а мы удивились: “И не боится же одна! Смело в такой тьме подошла к толпе, спросила. Наверное, в Белоруссии ситуация с преступностью куда лучше нашей”. Вскоре мы нащупали нужную дорожку: в темноте виднелись силуэты букв рядом с тропинкой: “РОПНЯНСКАЯ”. Да еще был слышен перестук колес поезда. Через пару минут навстречу прошло человек 5, это шли люди с последнего на сегодня дизель-поезда Полоцк – Бигосово (что на границе с Латвией), причем при виде нас они перешептывались: “И эти опоздали” (думая, что нам тоже надо было в Бигосово – никто из жителей Новополоцка в Полоцк на дизелях не ездит). Вслед за людьми мы увидели и ту самую девушку, она по мобильному телефону сообщала кому-то, что опоздала и приедет в другой день.

Вот и небольшой вокзал, темный перрон. Вдали виднелись яркие огни Новополоцка. Я поднял голову в небо, боже мой… “Ребята, смотрите!” – и все тоже вскинули головы. На небе светились десятки поблескивающих звезд, будто какой-то волшебник бросил на темный бархат множество бриллиантов!

Купили билеты, через 20 минут прибыл дизель-поезд ДДБ-1 (это который состоит из прицепных демиховских вагонов для электричек и секций тепловоза 2М62У по концам). 12 минут без остановок – и мы вылезаем на вокзале в Полоцке. Пригородный вокзал закрыт, точнее там какая-то гулянка в ресторане. До поезда на Минск еще более трех часов, поэтому идем гулять по ночному городу. Улицы ярко подсвечены, никаких сильновыпивших личностей, в общем, отличная прогулка, хотя уже начинают уставать ноги, да и спать немного тянет. В центре города прощаемся с Евгением – ему утром рано вставать и он отправился в гостиницу “Двина”. Катя с Иваном тоже решили закончить прогулку и пойти на вокзал. Мы же с супругой продолжили гуляния под Луной, и пришли к вокзалу около полуночи. Решили заглянуть в кафешку, принадлежащую местным железнодорожникам, и обнаружили там Ивана и Катю. Совместно попили кофейку с пирожными, а вскоре уже и посадку объявили на наш поезд Полоцк – Минск.

Расположились (народу было не очень много), постелили белье и быстро легли спать.

Утром просыпаюсь перед станцией Беларусь, что расположена в Заславле. Вокзал там огромный, оригинальной конструкции. Ребята уже встали и завтракают, я тоже присоединяюсь. На улице снега совсем нет, зато льет неприятный дождик. Вскоре мы уже едем по окраинам Минска.

Всеволод Назимкин
<



Прочитайте еще Отзывы о Беларуси:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.