Наше путешествие по Абхазии. Часть 2. , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Наше путешествие по Абхазии. Часть 2.

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > Наше путешествие по Абхазии. Часть 2.

Нам посоветовали посетить 2 водопада неподалеку. К верхнему нужно пройти через тоннель в горе, пересечь железную дорогу на Сухум и идти по реке вверх. Правда, у Ксюши разболелась нога и мы дошли только до ж/д станции. Она интересна тем, что находится сразу между двумя тоннелями, раньше, электричка выезжала из горы, высаживала толпу туристов, и снова въезжала в тоннель. Платформа была сделана богато –симпатичный мини-вокзал, колонны и т.п. сейчас, это разумеется все разгромлено. Спустились к нижнему водопаду. Впечатляет. Это не какие-то струйки, стекающие с горы, а настоящий полноценный водопад; чтобы услышать друг друга нужно кричать во все горло. Слева от водопада заброшенное здание бывшей ГЭС. Поднялись до Новоафонского монастыря – смотрится он, конечно, шикарно и не привычно: во-первых, на горе, во-вторых, в окружении настоящих пальм, а не берез. 

Дорога назад далась нелегко. Дело в том, что расписания транспорта в Абхазии просто нет. И маршрутки, и автобусы отправляются с конечных пунктов по заполнению. Соответственно, с промежуточных пунктов, коим и является Новый Афон уехать непросто. К тому же вечером в сторону Псоу никто и не едет – местным в основном нужен рынок, а он работает до обеда. За сорок минут ожидания мимо пронеслись лишь 2 заполненные маршрутки и ни одного автобуса. Зато в обратную… Попробовали стопить машину, несмотря на неплохую позицию результат нулевой – поток слабый, да и тот сплошной «локал». Удача улыбнулась нам еще через 40 минут в виде раздолбанного рафика, ехавшего в Гудауту. Он довез нас до места, откуда отправлялись маршрутки до Псоу. Маршруточники стояли, но ехать никуда не хотели. По их словам они никого не возьмут на обратном пути. Однако после 20 минут раздумий один из них все-таки согласился ехать, чему мы несказанно обрадовались. Помимо нас этому факту обрадовалось еще примерно 15 человек. Теперь основная проблема была в том, чтобы 17 человек уместились в микроавтобусе, в котором было 12 мест. После нескольких рокировок сидящих и стоящих это удалось, и мы неспеша поехали по направлению к России. Народ практически весь вышел в деревнях, до границы же доехали 5 человек, включая нас. Процедура въезда в Россию также проста, как и выезда. Единственное, на выезде досматривают багаж, как в аэропорту. Российские таможенники и пограничники поголовно интересовались, где мы были в Абхазии, и понравилось ли нам там. Наверное, тоже туда собираются. Мы же решили назавтра остаться в России и съездить в Красную поляну. Поездка в Красную поляну была ничем не примечательна. Я еще раз убедился в ущербности российского общественного транспорта. Дело в том, что сидячих билетов не было до вечера, а стоячие места не продают. Маршрутки туда не ходят. У автостанции стояло штук 5 машин такси, готовых за 500 рублей/машина отвезти в горы. При том, что билет на автобус стоил 25 руб. Но нам повезло, двое туристов, решили не трястись в убогом ПАЗике, а поехать на машине и продали нам свои сидячие места. Разумеется, места 24 и 25 оказались в разных концах автобуса. В Красной поляне достопримечательностей немного, зато созданы все условия для вытрясания денег из туристов. Прогулки на лошадях в горы, сплав по Мзытме, полеты на параплане, ну и, естественно, так горячо любимый нашим великим президентом подъемник в гору за 500 рублей. По возвращении в Адлер поняли, что уже соскучились по Абхазии. Запланировали на следующий день сразу 2 мероприятия – поездку на электричке по полузаброшенной Абхазской железной дороге и посещение оз. Рица. Сложности возникали с поездкой к озеру. Никаких объявлений в Адлере об экскурсиях в Абхазию к тому времени мы еще не встретили. Знающие люди подсказали, что турфирмы могут «тусоваться» в Сочи возле дендрария или парка Ривьеры. С утра съездили туда, и действительно, обнаружили у вокзала какую-то фирмочку, организующую по субботам поездки в Абхазию. Поскольку в субботу планировали быть уже на пути в Москву, этот вариант нас не устроил. Решили снова ехать дикарем. В 13-40 с Сочинского вокзала отходила электричка на Сухум. Объявленная как частная де-юре (чтобы не сильно портить отношения с Грузией), де-факто она принадлежала МПС. К тому же днем раньше мы наблюдали ее прибытие из Туапсе в Адлер (случайно запомнил номер). Проезд в этом электропоезде стоит 15 рублей по территории России и столько же по территории Абхазии, независимо от расстояния поездки. Билеты продают ходящие по составу две тетки. Придя за 10 минут до отправления, ожидали увидеть толпу штурмующих состав абхазов. Вместо толпы, к счастью, на всю электричку было порядка 10 человек. Сразу после отправления прошли сотрудники доблестной милиции. Приметив в нас злобных террористов из отряда Масхадова, потребовали документы, и, разумеется наличие регистрации. На мой вопрос почему я должен регистрироваться последовал ответ, что согласно Кодексу об Административных нарушениях(?) все приезжающие в Краснодарский край обязаны в трехдневный срок оформить регистрацию. Мой ответ, что КоАП я изучил вдоль и поперек, но не нашел там такой глупой статьи, поверг их в некоторое смятение, но «все равно мы сейчас высадим вас в Адлере и продержим сколько надо». Вот так в Сочи любят туристов. В Адлере про нас странным образом забыли, электричка подобрала еще несколько человек и тронулась в сторону пограничной станции «Веселое». На границе стоянка 50 минут, машинист попросил всех выйти из вагона и проследовать на таможенный досмотр. Что мы и сделали. Помимо нас на таможенный досмотр вышло еще аж 15 человек. На все про все ушло 10 минут, электричку перегнали на 100 метров вперед, и мы опять загрузились. Наконец-то тронулись. Вот и пограничная река. Ржавый мост, очевидно, принадлежит уже Абхазии. Снова стоянка, уже на Абхазской территории, к счастью недолгая. Населенность электрички увеличилась, а мы попросились к машинистам в кабину. Железная дорога находится в полузапущенном состоянии. Столбы перекошены, заросли вьюном, шпалы прогнили, тем не менее, кое-как едем. Светофоры работают только на подъездах к крупным станциям. Туннели не охраняются, зато видели охраняемый ж/д переезд через какую-то полузаброшенную дорогу. Видимо, чтобы не допустить столкновения электрички с какой-нибудь телегой. Вид на море и горы потрясающий. К Гаграм опоздание составляло 30 минут. В полшестого вечера покинули электропоезд, не доезжая 1 остановку до вокзала, но уже в черте Гагр. Купили перекусить, и стали думать, что делать дальше. Идея ехать до Рицы автостопом была отвергнута ввиду предполагаемого отсутствия машин в том направлении. Пришлось обращаться к услугам таксистов. Цена естественно, была непомерно завышена и составила 600 рублей. Попробовали скинуть, сказав, что либо мы едем за 500, либо вообще не едем и идем на маршрутку на Псоу. (Уходим). Увы, цена не падает. Единственное, таксист согласился за 700 рублей свозить нас на Рицу, все подробно рассказать и привести вечером на Псоу, поскольку маршрутки к тому времени ходить уже не будут. Пришлось согласиться, слишком сильно манило нас озеро. К чести водителя, свои 700 рублей отработал честно, останавливался у каждой достопримечательности, рассказывал много интересных легенд, подсказывал, где и как лучше фотографировать. За проезд к озеру взимается плата в размере 100 руб. с машины и по 40 с человека, его же, как местного пропустили бесплатно. Горная дорога безумно живописна, от пропастей, в которые периодически кто-то падает, гор, заснеженных вершин захватывает дух. Такое впечатление, что мы были первые, кто проехал на машине к озеру в этом году – дорога усеяна камнями, падающими с верху, некоторые пришлось отодвигать, чтобы проехать. В одном месте река в прошлом году смыла кусок дороги, пробили узкий кусочек грейдера в горе. Перед озером дорога становится серпантином и резко поднимается вверх. Вот и Рица. Красота неописуемая. Кроме нас никого. Наслаждаемся горной природой, горным воздухом и тишиной. Дорога еще километров 20 идет в горы, после пограничного поста превращается в тропу и выходит в Россию. Постояли, повздыхали, бросили по монетке и поехали назад. Ни одной машины по пути к озеру и обратно мы не встретили. Автостоп весной тут бесполезен… Водитель покатал нас еще по вечерним Гаграм, рассказал про войну, про жизнь и т.п. В 10 вечера были на границе. Стандартная процедура пересечения, через пол часа мы уже «дома». Перевариваем увиденное, ложимся спать. 

Решили взять паузу 1 день. Гуляли у моря, загорали на пляже, катались на аттракционах. В предпоследний день решили доехать до столицы Абхазии – Сухума. Встали пораньше, снова доехали до Псоу, снова привычный забор. В этот раз нам не очень повезло – граница только открылась после получасового перерыва и попасть в Абхазию пыталась целая толпа, с тюками, телегами и т.п. Особо умные перелезали через забор, чем увеличивали хаос. Слегка помятые, пересекаем границу и идем к привычным маршруткам. На Гагры их штук 10, на Сухум – одна. Еще минут 30 ждали, пока она заполнится. Наконец, поехали. Проезжаем уже знакомые нам Гагру, Новый Афон. Дорога резко ухудшается, идет в гору, снова серпантины, красивый мост через реку Гумиста. Вот и Сухум. Чувствуется, боевые действия здесь шли вовсю. Обстрелянные дома, рамы вставлены в шахматном порядке, много квартир пустует. Тем не менее, жизнь налаживается, ходят троллейбусы, маршрутки. Город красивый, широкие проспекты, приятно по нему просто гулять, что мы и делали. Машин мало, воздух чистый. Зашли в обезьяний питомник, в разваливающийся музей, посмотрели на обезьян (или они на нас посмотрели). Погуляли по ботаническому саду – Ксюше понравилось, она любит всякие растения, мне так себе. Прошлись по книжным магазинам в поисках упомянутых на сайте вольных путешественников топографических карт Абхазии, отпечатанных несколько лет тому назад в Казани. Их уже раскупили. Продаются лишь советские путеводители. Сели в троллейбус, доехали за 2 рубля до вокзала. Троллейбусы в Сухуме, старые, как в Крыму, только более убитые. Деньги собирает водитель, никаких билетов нет и в помине. Вокзал не действует, хотя выглядит впечатляюще. Электрички только до Сочи (в 6-00, упомянутая российская) и до Гагры (примерно в 5 вечера, абхазская, но информация неточная). В другую сторону ничего не ходит, т.к. в районе Очамчиры было украдено несколько километров проводов. Правда, местные говорят, что скоро должны прийти российские МЧСовские поезда – восстанавливать взорванный мост на границе с Грузией, через реку Ингури. После этого, возможно, пойдут поезда из Москвы в Тбилиси, Ереван и т.п. Сели в маршрутку, она была уже почти заполненной. 2 часа в пути, снова потрясающие виды моря и гор и опять мы на КПП Псоу.

В последний день помимо всего прочего сходили в Сочинский дендрарий. Он нас сильно разочаровал. Почему-то в ботаническом саду небогатого Сухума находятся средства, чтобы убирать мусор из урн и срезать засохшие листья с пальм, а руководство Сочинского дендрария считает, что туристам «и так сойдет», при этом не забывая неизвестно за что сдирать с них по 50 руб. В нижней части дендрария мы не увидели ни одной птицы, аквариум с редкими видами рыб был до безобразия грязен, соответственно, экзотических рыб мы тоже не увидели, если они вообще там были. Зато перед входом кто-то организовал выставку каких-то птичек в клетках. Еще за 40 руб. Туристы посмеивались, что птиц просто взяли в аренду в том же дендрарии и теперь зашибают свою «нелегкую копеечку». В-общем, дендрарий постепенно превращается в обыкновенный лохотрон, чтобы не портить впечатления об отдыхе, ходить туда не советую.

Какие же выводы можно сделать по Абхазии? Самый главный – это то, что ездить туда стоит, и обязательно. Не нужно думать, что это дикая страна, а по улицам ходят боевики. Возможно, в месте Вашего отдыха в Абхазии не будет ночных дискотек, крутых баров, и т.п., зато гарантированы великолепная природа, чистые воздух и море, незабываемые достопримечательности и спокойная обстановка. Желаю приятного отдыха в Абхазии, Стерлин Евгений.

P.S. Чего мы не посмотрели и о чем немного жалеем?

А) горное озеро Амткел. Находится на Военно-Сухумско й дороге (Сухум – Домбай), относительно недалеко от Сухума, но не имея собственной машины туда добраться нелегко. По красоте, говорят, не уступает озеру Рица. Правда, где-то я вычитал, что туда несколько опасно ездить. С другой стороны кое-где тоже предостерегают от поездки в Абхазию, однако, как мы видели, все спокойно, все обошлось. 

Б) высокогорное село Псху (не путать с Псоу). Находится высоко в горах, недалеко от реки Бзыбь. Вроде бы туда есть даже труднопроходимая дорога. Населено исключительно русскими. Село было основано еще во времена российско-турецких войн; природа отличается необыкновенной красотой. Кто-то из знакомых рассказывал мне, что недавно видел даже телесюжет о нем. На упомянутом сайте Вольных Путешественников сказано, что туда вроде бы 2 раза в неделю летает рейсовый вертолет(!) из аэропорта Сухума (находится недалеко от н.п. Бабушара). К сожалению, проверить эту информацию нам не удалось, хотя водители, с которыми мы общались, ее подтвердили.

Евгений
<



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.