Отдых по-абхазски. Часть 6. , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Отдых по-абхазски. Часть 6.

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > Отдых по-абхазски. Часть 6.

6. Голубое озеро, Гегский водопад и озеро Рица

19 августа. Встали в 6 утра, темнота за окном. Я отчетливо слышал пронзительный гудок электровоза ВЛ8 – это пошла “абхазская электричка” Цандрипш – Сухум. Поели, собрались, и в 7 часов вышли, только рассвело. Дошли до вокзала, оттуда по железной дороге пошли в центр. В зарослях посмотрел на заброшенные вагоны с кодами дороги “056” на бортах и надписями “ВЧД-1 Сухуми. ДР 25.06.91” (вагонное депо Сухуми, деповской ремонт сделан летом 1991 года, еще в другом государстве). Пути все ржавые, поросли колючими кустарниками.

В 7.30 были в центре. На улицах почти никого. Здание бывшей гостиницы ” Абхазия ” вызывает те же самые противоречивые удручающие мысли, что и вокзал Гагры, и многие другие видные здания в Абхазии. Конструкция самого здания цела, на крышу даже поставили спутниковую тарелку, но все стекла выбиты, внутри зияющие дыры, в номерах гуляет ветер. Мы прошли по 1-му этажу. Когда-то тут встречали и размещали туристов по номерам, сейчас же все огромные стекла выбиты, остальное разломано, лестницы на верхние этажи завалены чем-то тяжелым сверху. Позже нам говорили, что во время войны здание было занято солдатами грузинской стороны. Восстанавливать его вроде как никто не собирается, зато по некоторым данным земля под ним выкуплена нашим московским руководством, которое в будущем хочет все снести и построить навороченный отель.

Около 8 часов подошли к бюро, там уже стоял УАЗ-“буханка”. Мы сначала удивились, почему не автобус, но потом нам подсказали, что на Гегский водопад никакой автобус не залезет: горная дорога с крутым подъемом. Задние и переднее места были мягкими креслами, остальные – деревянные лавки. На наше желание сесть назад какой-то дядька с золотой цепью брякнул, что все занято. Ну да ладно, сел спиной за водителем и потом всю дорогу сидел в пол-оборота (чтобы смотреть вперед), а Маринку отправил к самому водителю: пусть хоть она нормально полюбуется дорогой. Надо заметить, что потом, в горах, температура понизилась, всех сидящих сзади задуло в щели окон холодным ветром, в то время как нас грел теплый мотор. Имейте это ввиду!

Экскурсовод (он же водитель) Назим с первых минут покорил всех пассажиров. Всю дорогу он рассказывал про историю Абхазии, ее традиции, легенды, природу, шутил всевозможные шутки и отвечал на вопросы. Вообще, сам он уже 27 лет работает в Пицундском бюро обслуживания туристов, но на наше счастье его на две недели августа направили помогать гагрским коллегам. Он мастерски вел микроавтобус, параллельно рассказывая в подвешенный к нему микрофон (в салоне стоял громкоговоритель). На экскурсию ехали 10 взрослых и 3 детей (кроме нас были еще жители Челябинска и Екатеринбурга, все отдыхали в частном секторе Гагры).

Довольно скоро мы свернули с основного шоссе. Дорога на Рицу начинается вдоль реки Бзыбь, и была проложена в 1930-х годах в виде грунтовки, потом в 60-х реконструирована и стала асфальтовой. Первая остановка – небольшое Голубое озеро. По цвету воды оно скорее изумрудное. Считается, что его глубина достигает 75 метров, но Назим сказал, что приезжавшие в прошлом году московские водолазы не смогли опуститься ниже отметки 46 метров, дальше шла сплошная глина. Здесь же, по совету Назима, купили у бабки пол-литровую бутылку чачи (виноградная водка) за 50 рублей. Бутылка успешно доехала до Москвы, но чача меня совершенно не впечатлила: натуральный самогон и только.

Далее проехали тоннели и сразу после четвертого свернули налево. Остановка на 5 минут. Далее пойдут 8 километров труднейшего подъема по склону гор. Назим сказал, что нормально дорогу осиливают только вездеходы (4х4), хотя мы встретили по дороге ВАЗ-2106. С другой стороны, он рассказал, что “Газели” тоже залезают, но при этом в трех местах по 100 метров все пассажиры идут пешком.

Проехав половину из этих 8 км, мы забрались на гору. Еще одна остановка, вид оттуда очень красивый, фотографируемся. Оставшиеся километры машина едет почти по ровной поверхности через лесок, и вскоре мы уже идем по лесной тропинке к водопаду. Интересные ощущения, когда ты уже слышишь шум мощного падения воды, но его еще не видно за деревьями. Деревья резко расступаются, впереди возникает деревянный мостик через ручей, за которым во всей своей красоте виден водопад. Не торопитесь сразу к водопаду, очень красивые фотографии получаются на самом мостике с задним фоном падающего с гор потока воды.

Река Гега падает из расщелины горы с высоты 75-80 метров. Раньше поток падал с самого верха, сейчас он проточил себе трещину. Все-таки, какая силища у воды – точит даже твердый камень! Со слов Назима, смельчаки залезают под водопад и принимают холодный массажный душ, впрочем, но у нас таких не было. Напор очень сильный: тебя обдувает ветром от движения водного потока, а в радиусе 30 метров летают плотной массой мельчайшие частички ударившейся о камни воды. Еще можно залезть в расщелину чуть левее водопада, и сфотографироваться там. На камнях у водопада можно увидеть много греющихся ящериц.

На обратном пути Назим как бы невзначай завез к своему знакомому на пасеку, там дали попробовать местного меда, и предложили его по цене 250 рублей за 1,5-литровую бутылку. Туристы из Челябинска купили себе 8 бутылок, но никаких скидок за это не получили.

Вернулись до автодороги на Рицу. В пути сделали остановку в каньоне “Юпшарские ворота”. Тут останавливаются все туристические автобусы, поэтому очень много народа на небольшом пространстве. А вообще, место очень интересное, будто ты находишься в каменном мешке – со всех сторон это место окружено высоченными горами, хотя на самом деле есть небольшие два проема для проезда автобусов по дороге к Рице. Еще в этом месте стоит огромный камень, названный “камнем Поля Робсона” после того, как знаменитый певец по дороге на Рицу залез на него и спел свою песню с горной акустикой. Сейчас на этом камне установили горного козла, и за 20 рублей каждый желающий туда залезает и фотографируется.

Вот уже и Рица. Про Рицу – озеро легенд – много всего написано, повторять нет смысла. Скажу только, что представлял ее более необычной. Скорее всего, общую удивительность этого горного озера портит обилие людей в месте высадки из туристических автобусов. Ну совершенно не чувствуешь гармонии и единения себя и этой красоты: запахи готовящейся еды, шум людей, мусор… Наверное, если продвинутся вдоль Рицы еще дальше на северо-восток, то там можно получить совсем другие впечатления от озера. А дорога поднимается дальше в горы, в район курорта Ауадхара (повсеместно продают бутылки с данной минеральной водой, но нас она не впечатлила), а там уже почти рядом перевал – граница с Россией. Также есть ответвление дороги, которое опоясывает 75% периметра Рицы, где-то там даже есть прокат водных велосипедов.

Рядом со стоянкой автотранспорта построено большое бетонное здание (до 1970-х оно было меньшего размера и деревянным): наверху смотровая площадка, а внизу готовят горячую еду. На все процедуры у Рицы Назим нам дал час. После долгой дороги почти всех туристов обычно манят эти запахи, вот и мы поддались животным инстинктам вместо любования сказочной природы (хотя предварительно все-таки немного прошлись вдоль озера и сделали несколько фотографий): купили шашлык из форели (120 рублей), мясной шашлык (80 рублей), хачапури (50 рублей). Для Абхазии эти цены высоковаты, но сюда привозят целыми огромными “Икарусами-255” туристов из Сочи , поэтому за всем сразу выстраиваются огромные очереди. Впрочем, еда тут хорошего качества, ее делают при вас.

Но пора ехать обратно. Общая картина дороги на Рицу: она живописна, особенно интересно ехать по тоннелям (их 4) и верхние 10-15 км, когда идет сильный набор высоты и дорога петляет по склонам. Назим знал многих встречных водителей, всегда их приветствовал подъемом рук вверх, но так, что большие пальцы продолжали держать верх рулевого колеса (одно неловкое движение водителя на горных дорогах может привести к крайне трагическим последствиям). Еще интересно, что российских номеров на машинах тут намного больше абхазских (это старые белые номера Абхазской АССР), но не торопитесь делать выводы: Назим пояснил, что местная ГАИ не сильно следит за тем, чтобы купленные в России подержанные авто регистрировались и получали местные номерные знаки. Номера тут самых разных регионов, преобладают московские городские и областные, а также соседний Краснодарский край. Позже в Сухуме мы видели, как на набережной рядом стояли 4 машины с регионами 99 и 97 RUS на номерах, при этом водители были абхазами и ждали клиентов (такси).

Около 15 часов нас высадили там, где посадили – у гагрского экскурсионного бюро. Оставшееся до вечера время было потрачено на купание в море и прогулку по старой Гагре. Эта часть города более живописна и уютна, немного напоминает центр Феодосии. Одной из целей был осмотр пассажирского здания на платформе Гагрыпш ( Гагра -Павильон). Здание с похожей на станцию Гагра красивой архитектуры, а внутри тоже сильно разрушено. С городской стороны на здании висит плакат: “Дайте Кавказу мир и не ищите рай на Евфрате… он здесь.

Бестужев-Марлинский”. Перрон, плитки которого постепенно заросли растительностью, очень длинный – во времена СССР тут останавливались все скорые поезда (хоть это и не станция, а платформа), есть даже подземный переход под железной дорогой. 

Рядом со зданием Павильона находится кафе “Кавказская кухня”, которое часто хвалили в рассказах. Может быть из-за того, что мы были вечером, почти ничего из меню заказать не удалось. Но из того, что попробовали, все очень понравилась и обслуживание на уровне. В районе площади Конституции снова искупались, посмотрели знаменитую гагрскую колоннаду с фонтаном (он работает, но напор слабоват), заброшенный дом культуры с мотками старых кинопленок внутри.

В 20 часов решили ехать домой. Вообще тут ходит маршрут автобуса №2 почти до нашего дома, но движение очень редкое (на линии всего 1 автобус). Как раз рядом с нами женщина остановила маршрутку “Фольксваген”, мы попросились тоже, и водитель довез нас до самого вокзала станции Гагра (20 рублей с каждого). Местные жители называют это место Гагра-вокзал. Как раз тут мы услышали гудок электровоза ВЛ8. Побежал к путям, так и есть – прибыла “абхазская электричка”. Именно так обычно называют этот несамоходный электропоезд (была 4-вагонная ЭР2-975, двери ее совсем не закрываются, часть окон выбита – класс!), ведомый электровозом ВЛ8 (в этот раз ВЛ8-1557). Разумеется, сфотографировал это чудо техники, и появилось огромное желание прокатиться на нем! Тем более что на следующий день у нас в программе была…

сПутник
<



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.