"Зона русских барби". Часть 1. , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

"Зона русских барби". Часть 1.

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > "Зона русских барби". Часть 1.

Целый день стирает прачка,

Муж пошел за водкой.

На крыльце сидит собачка

С маленькой бородкой. 

Целый день она таращит

Умные глазенки,

Если дома кто заплачет

Заскулит в сторонке.

А кому сегодня плакать

В городе Тарусе?

Есть кому в Тарусе плакать

Девочке Марусе.

Опротивели Марусе

Петухи да гуси.

Сколько ходит их в Тарусе,

Господи Исусе! 

Вот бы мне такие перья

Да такие крылья!

Улетела б прямо в дверь я,

Бросилась в ковыль я! 

Чтоб глаза мои на свете

Больше не глядели,

Петухи да гуси эти

Больше не галдели!

Ой, как худо жить Марусе

В городе Тарусе!

Петухи одни да гуси.

Господи Исусе!…

Это Николай Заболоцкий сочинил в пятидесятые. Очень он любил Тарусу, но… написал Городок . Нет, конечно, и в наши дни здесь есть кому ходить за водкой. Гусей и петухов тоже достаточно. Одну мою знакомую козёл чуть не забодал. Шла девушка из школы по высокому бережку. Учебник в рюкзаке. Козлище злободливый сзади рогами р-р-раз!!! Учебник насквозь, девушка к Оке покатилась. Отделалась синяками и легким испугом.

Поэтому, если кто-то вам в Тарусе кричит: “Козёл!” , – это не значит что-то обидное. Может, предупредить хотят. Как в анекдоте. Едет мужик на машине. Девушка из встречного авто кричит: Козёл! . А он ей в ответ: Дура! . Поворачивает за угол, а там посреди дороги здоровенный козёл. Авария, бампер всмятку.

Дороги на окраинах такими же остались, как не то, что во времена Заболоцкого, а ещё раньше во времена Марины Цветаевой и даже её отца (который ГМИИ им. Пушкина основал, точнее имени Александра III ). То есть, по сути, вообще дорог нет. Так, слабопересечённая местность.

Да и вообще Таруса эта – маленький заштатный городок. Таких урюпинсков на Руси, что на Украине крыжополей. Но это на первый беглый взгляд. Потому как есть города, которые красит архитектура. А есть города, единственным сокровищем которых являются люди, здесь жившие или живущие. Таруса – Русский Барбизон. Поясняю: это не зона кукл Барби, а аналог французского городка Барбизон, где в XIX веке обосновалась колония художников, писателей и поэтов.

Мы живём вообще во времена интересных тенденций. Москва стремительно обыдливается и обуржуазивается (что накрепко связано одно с другим во времена дикого капитализма), а интеллигенция перебирается подальше от столицы. Сейчас отарусившихся москвичей в городке чуть ли не половина. По крайней мере, создаётся такое впечатление. И это, наверное, очень рационально: однокомнатная квартира в Москве стоит столько же, сколько особняк с участком в 15 соток. Вот и выбирай: тридцать кв.м жилой площади против ста пятидесяти. А с развитием средств телекоммуникаций физическое местонахождение человека не имеет принципиального значения. Особенно это касается людей творческих профессий или с этими телекоммуникациями связанных, как то компьютерщики.

Кстати о телекоммуникациях. Первый русский телефон был создан в притарусском сельце Почуеве инженером Павлом Голубицким. И угольный микрофон он же изобрёл. В 1892 году его мастерскую сожгли американские агенты, которые хотели полностью заполучить российский госзаказ на телефонные аппараты.

Вот что пишет Константин Паустовский о Тарусе и её обитателях ( Письмо из Тарусы , 1956):

Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта. Недаром ещё с конца XIX века Таруса стала городом художников, своего рода нашим отечественным Барбизоном. Здесь жили Поленов и тончайший художник Борисов-Мусатов, здесь живут Крымов, Ватагин и многие наши художники. Сюда каждое лето приезжает на практику молодёжь из московских художественных институтов.

За художниками потянулись писатели и учёные, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки.

Вообще, Константин Георгиевич наш человек. В смысле, по идеологии. Закоренелый романтик. Сам признавался, что в школе его любимым предметом была география. Написал программный манифест – эссе Муза дальних странствий . А вот строки его первого романа Романтики (1923):

…- Странствия лучшее занятие в мире. Когда бродишь, – растёшь стремительно, и всё, что видел, откладывается даже на внешности. Людей, которые много ездили, я узнаю сразу из тысячи. Скитания очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь. Они роднят нас с небом. Если мы получили ещё недоказанное счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю.

Сейчас Паустовского читают мало. А ведь после Шолохова он был наипервейшим советским писателем. Жил в Тарусе до своей кончины в 1968 году. Но музея Паустовского в Тарусе нет. Остался дом в самом конце спускающейся к реке Таруске Пролетарской улицы, на которую надо свернуть с улицы Розы Люксембург , что от площади Ленина поднимается к старому кладбищу. Скромный темно-голубой домик под рыжей крышей. Памятной доски сразу не заметить; нынешние владельцы дома соорудили заборчик, с воротами, за которым паркуют автомобиль. Если за заборчик заглянуть, то доску можно увидеть. Ещё сложнее, чем дом, найти могилу Паустовского. Можно просто пройти мимо. На кладбище на высокий обрыв над берёзовой рощей ведёт дорожка, на обрыве крест, но он не над его могилой. А его надгробие в сторонке. В два раза ниже человеческого роста. Вспоминаешь помпезные памятники павшим браткам с их портретами в полный рост. С одной стороны человеческая мутная пена, с другой великий писатель…

Могилу Марины Цветаевой уже никто не найдет. Как и место упокоения Моцарта. Кладбище в Елабуге снесли. И для цветаеваманов осталось два культовых места на земле Таруса, где она провела детские годы, и Елабуга. Начало и конец. Над высоким берегом Оки на огромном валуне выбита надпись: Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева . Каждый день к нему приходят дамы бальзаковского возраста с воодушевлённо-романтическими глазами, с фотоаппаратами и видеокамерами. Их маршрут неизменен: дом-музей Цветаевых, цветаевский камень, древо желания над родником.

Повязывание ленточек на священное дерево и загадывание желаний суть чистый шаманизм. Но сейчас как-то всё смешалось у неофитов… Поставил в церкви свечку, потом пошёл к ручью, повязал ленточку и тут же перекрестился. Ну да Бог с ними, с деталями. Главное, чтобы помогало.

Слава Русского Барбизона притягивает сюда как богемных дачников, так и заезжих туристов из числа любителей вербальных и изобразительных искусств. На улицах Тарусы и её дачных окраин у людей вызывающе благородные лица. Даже у пьяниц проскальзывают черты опустившихся интеллигентов. Попадаются вообще уморительные типажи… Идёт мужик по берегу Оки. В руках дубина. На плече старенький фотоаппарат. Босой, рубаха нараспашку. Волосы, борода всклокочены. Взгляд задумчив. Классический образ странника. Но на бродягу всё же не похож. Уж слишком лицо холёное. Видно, приехал из большого города припасть к истокам , странником пройтись по Руси. И найти вдохновение.

Nikolai Balandinski

18.07.2004 11:



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.