Поездка в Ориссу. Часть 3. , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Поездка в Ориссу. Часть 3.

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о Индии > Поездка в Ориссу. Часть 3.

Как рассказывают очевидцы, башня была построена таким образом, что когда первые лучи восходящего солнца касались верхушки башни, блеска металла был настолько силен, что на какое-то время создавалась иллюзия, что весь храм растворился в их лучах солнца. В этот момент бог Сурья и возносился на своей колеснице на небо. Когда в начале семнадцатого века здесь появились мусульманские завоеватели, они решили, что “калаша” сделана из золота и похитили ее. Это положило начало разрушению башни, поскольку металл предотвращал проникновение воды в стыки между камнями. Окончательно башня рухнула после сильнейшего урагана в 1848 году. Позднее, читая в газетах об уже упоминавшихся мною о необычайной силы ураганах, обрушившихся на прибрежные районы Ориссы в 1977 году и в 2002 году, я каждый раз с замиранием сердца искала в сообщениях известия о том, что храм в Конараке разрушен. К счастью, таких сообщений я не увидела. Надеюсь на чудо – храм устоял перед натиском очередных гигантских волн и штормовых ветров и по-прежнему каждое утро колесница бога Сурьи уносит его в путь по небосклону. Но боюсь, что если в ближайшие годы не будет предпринято никаких мер по защите здания, то недолго еще нам удастся любоваться красотой храма солнца.

К счастью одна из достопримечательностей храма, уже давно находится в более надежном месте. Это статуя самого бога Сурьи. Раньше она находилась в святилище внутри здания. За несколько лет до вторжения мусульман местный махараджа, справедливо опасаясь за ее сохранность, велел перенести статую в музей в Пури. Статуя была сохранена, но правда после этого храм потерял большую часть своей притягательной силы для верующих. Популярность Конарака еще больше упала после его осквернения мусульманами. Постепенно о храме вспоминали все реже и реже, все меньше народа посещало его и он начал приходить в запустение.

Несмотря на значительные разрушения, которые здание претерпело за семь веков, большинство барельефов и статуй, покрывающих стены, прекрасно сохранилось. Обычно по низу индийских храмов идет растительный орнамент, выше барельефы с изображениями животных, птиц и змей, а еще выше – сцены из индийского эпоса или различные сюжеты из жизни того или иного божества, которому посвящен храм. Создатели храма Солнца придерживались традиций. Действительно, на фризах храма внизу идет растительный орнамент, который иногда прерывается изображениями животных. Даже обода и спицы колесницы покрыты растительным орнаментом и изображениями животных. Но уже рассматривая колеса, я вдруг заметила, что многие животные изображены в весьма специфических позах. Помню, не поняв сразу в чем дело, я даже сказала Игорю, показывая на изображение двух слонов один из которых стоял, взгромоздив передние ноги на спину впередистоящего слона:

– Ой, смотри, уже тогда слоны выступали с теми же номерами, что и сейчас в цирке!

Игорь, вглянув на изображение, хмыкнул и снисходительно обронил:

– Даже если предположить, что в данном случае и присутствовала публика, то уверяю тебя, в отличие от обычного циркового выступления, на этот раз слоны получали не меньшее удовольствие от своего занятия, чем зрители.

Посмотрев на фризы под этим углом зрения, я быстро убедилась, что по изображениям нижнего яруса можно было смело изучать способы соития в животном мире. Не могу сказать, чтобы они отличались большим разнообразием.

Судя по скульптурным изображениям, находившимся выше, человек, хотя бы в этом плане, сильно продвинулся вперед по сравнению с животными. Во всяком случае говорить об однообразии позиций не приходится. И люди, и боги на стенах храма заняты или любовью, или приготовлением к ней. Если в нижней части здания изображения небольшие, то наверху фигуры, я думаю, достигают десяти метров, если не больше. Надо сказать, что фигуры не только выполнены с огромным мастерством, но их создателей еще отличало и чувство юмора. Например, мне запомнился один барельеф. На нем были изображены три женщины, каждая на свой лад ублажавшая стоявшего мужчину, который избрал так и оставшийся непревзойденным метод стимулирования их изобретательности – в поднятой руке он держал мешочек с деньгами. Помню с каким сожалением я была вынуждена оставить в Калькутте даже все свои фотографии с “эротическими” сюжетами, отснятыми в Конараке. Если бы их обнаружили при прохождении таможенного досмотра, то могли бы обвинить в попытке провоза порнографических материалов.

Скульптурные изображения Конарка – это своеобразная иллюстрация к приобретшей столь скандальную известность книге “Кама Сутра”. Девяносто девять процентов людей, знающих о существовании этой книги никогда ее не читали. И я в том числе. Правда я знаю, что Кама – это бог любви. Но если вы спросите, что такое “Кама Сутра”, большинство без колебания ответит, что это книга, в которой изображены все, или почти все положения, в которых можно заниматься любовью. Долгое время эта книга рассматривалась как эротическая литература и была запрещена к ввозу в Советский Союз. Так же как и книги, посвященные храму Кхаджурахо, недалеко от Дели , стены которого как и стены храма Солнца в Конараке, покрыты барельефами, иллюстрирующими богатые возможности занятий любовью.

На самом деле текст “Кама Сутры”, где описываются “позы любви” является лишь частью одной из 35 глав книги не считая вступления. Очень мало достоверных сведений о “Кама Сутре”. Известно, что написана она была в Индии человеком по имени Ватсийана, который, как он сам утверждает, в момент ее написания находился в Бенаресе и был целиком посвящен размышлениям о сущности божественного и в первую очередь, о божественной сущности любви. По мнению большинства людей, анализировавших книгу (и надеюсь ее читавших), Ватсийана писал ее будучи человеком весьма преклонных лет.

На мой взгляд вполне возможно, что они ошибаются, исходя из ложной посылки что молодой человек не мог обладать столь обширными познаниями в области сексуальных отношений. Но поскольку большая часть людей, давших себе труд прочесть книгу, жила задолго до нашего “продвинутого” в этом плане века, то чему тут удивляться. Хотя продвинутость продвинутостью, но если учесть, что “Кама Сутра” была написана в Индии где-то между первым и шестым веком до нашей эры, т.е. почти две тысячи лет тому назад (!), то я думаю, все согласятся, что пик изобретательности человека, по крайней мере в этой сфере человеческой деятельности, явно остался позади.

Описание различных “поз любви”, как это видно даже из соотношения глав, меньше всего занимало Ватсайану. Его больше волновал вопрос: что такое вообще любовь, каковы ее проявления. Когда я рассказывала о кришнаизме я уже говорила, что в индуизме большое место отводиться проповеди любви ко всему сущему, необходимости любить всех и вся. И лишь постольку поскольку она является естественной составляющей любви между мужчиной и женщиной, физическая любовь важна для Ватсайану. И он пытается понять как она возникает и как проявляется. Ватсайану очень откровенно касается всех тех тем, которые даже в наше время находятся под запретом во многих странах, в том числе и в Индии и при этом его книга, как отмечают все кто ее читал, не имеет ничего общего с порнографией и эротикой в западной интерпретации этих понятий.

Возвращаясь к Конараку, отмечу, что с культом Бога Солнца не связано и никаких специфических традиций и культов, намеки на которые встречаются иногда в книгах европейских авторов. Единственным “экзотическим” элементом индуистской храмовой культуры можно с натяжкой назвать “девадасис” – храмовые танцовщиц. Орисса славилась своими танцовщицами, создавшими особый стиль танца, который существует и поныне и так и называется “орисси”. В комплекс многих храмовых построек Ориссы входили здания, которые назывались “Натамандир” или “Зал для танцев”. Кстати, именно в Конараке сохранился прекрасные экземпляр такого здания. Его стены, как снаружи, так и внутри, покрыты барельефами, изображающими различные музыкальные инструменты, музыкантов, играющих на этих инструментах, танцовщиц, застывших в танцевальных позициях стиля “орисси”.

До сих пор раз в год, в начале декабря древний храм оживает на несколько дней. Сюда, в Конарак, со всей Индии съезжаются танцовщицы на традиционный фестиваль классического танца. Я представляю насколько это должно быть незабываемое зрелище. Вечер, солнце зашло и небо полно звезд. Шумят пальмы. Двор храма. На стенах статуи, застывшие будто в своеобразных танцевальных позах. И танцовщицы, в красочной разноцветной одежде, позванивая многочисленными браслетами на руках и ногах, как будто соперничают с богами в красочности поз и замедленных движений. Индийский танец – это не просто танец. Это и целое представление, рассказ. Существует целый язык жестов. Движения рук, язык пальцев, выразительная мимики, движения ног, особая ритмика, голосовое и музыкальное сопровождение – используя все это, индийская танцовщица рассказывает зрителям целую историю, чаще всего какой-нибудь эпизод из жизни все тех же Богов.

К сожалению, нам не суждено стать свидетелями этого, судя по всему, уникального зрелища. Когда мы приехали в Ориссу, фестиваль уже закончился. Но мы увидели еще много интересного. Побывали в пещерах в Удайягири и Кандагири, вырубленных джайнистскими монахами в первом – втором веках до нашей эры. Эти пещеры также как и местечко Даул, где сохранились выбитые на скале указы царя Ашоки, заслуживают отдельного описания, но я боюсь, что мои мемуары уже и так стали больше напоминать путеводитель по уникальным местам Ориссы. Поэтому ограничусь советом побывать там, если вы когда-либо окажетесь в Бхубанешваре.

Н. Беглова

04.05.2002 10:



Прочитайте еще Отзывы о Индии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.