Китай. Загадочный Тибет , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Китай. Загадочный Тибет

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о Китае > Китай. Загадочный Тибет

Как вы себе представляете Тибет? Горы, монахи в шафрановых одеяниях, величественная Потала? Наверное, так себе представляют Тибет все, кто там не был. Так его изображают в альманахах, на картинах и фотографиях. Может быть это оттого, что даже те, кто туда попал, видели эту горную страну лишь в рамках узкой программы и позже не смогли донести до остальных всей прелести этого уголка земли. Внешне Тибет не блещет красотами и богатством, если смотреть поверхностно, в основном вы увидите голую каменистую высокогорную пустыню, простейшие строения вдоль дорог и очень простой быт. Только романтикам позволено узреть здесь красоту. Не у каждого найдется сила воли и цель для того, чтобы оказаться в шесть-семь утра на склоне горы на высоте трех-четырех тысяч метров.

Рассвет, блестят влажные камни, тишина. Посмотрите под ноги, что вы там видите? Облака. Пока они еще снизу, но через какое-то время солнце нагреет воздух и все это седое воинство побежит по склону на вас со скоростью курьерского поезда. Даже немного страшно, но невозможно оторваться. Они ближе, на какое то мгновение ты в тумане, минута, другая, и они уже убегают от тебя в высь. Вдруг, шум ссыпающихся камней, что это? Вы видели когда-нибудь Яка? Вот он перед вами. Не больше коровы, только очень худой, обросший длинной черной шерстью – холодно в горах. Не бойтесь его длинных закрученных рогов, он сам вас боится. Здесь редко в горах появляется европеец, чаще в городах, в музеях, магазинах, ярмарках – там, где сувениры.

Сокровище Тибета – духовные религиозные традиции. Тибет – хранитель эзотерического буддизма, хотя последний зародился в Индии. Что удивительно, вам придется сильно постараться, чтобы найти в Индии буддийский храм или монастырь. Я не говорю, конечно, про такие места как Бодхгая или Наланда. Нет пророка в своем отечестве – не прижилось в Индии учение Будды.

На крышу мира буддизм в тантрической форме пришел в 6-7 веке, и именно это притягательное учение и стало целью нашего путешествия. Конечно, можно найти учителей и в западном мире, тем более это сейчас модно, но как впитать учение полностью, увидеть пути его развития, если вы не видели истоков.

Человеку, привыкшему к комфорту курортных городов, теплу пляжей, может показаться забавным прогулка по горам. Будьте осторожны: до ближайшей святыни надо преодолеть километр в высоту. Маршрут предполагал шести часовое восхождение, но наше желание попасть туда поскорее вознесло нас за два часа. На середине пути застал дождь. В Тибете дождь не ассоциируется с грибным дождиком, это ливень, низвергаемый небесами под звуки грома, соизмеримого по силе с взрывом ядерного заряда и зловещего блеска молний. Вы никогда не сможете забыть – каково карабкаться по скользким камням на высоте 4 550 метров.

Впереди появилась ступа. Каменное ритуальное сооружение, которое выглядит так, словно купол церкви (правда без креста) поставили на небольшой постамент. Труднодоступное место, зачем ставить здесь ступу? Редкие кусты, неподалеку сидят грифы. Подойдем ближе. Вокруг разбросаны проржавевшие в течение десятилетий ножи и топоры. Неподалеку волосы, зубы. Чьи? Человеческие! Что за капище мы нашли? Не спешите с выводами. Оказывается, мы находимся на типичном тибетском кладбище, а похоронный обряд предполагает расчленение усопшего на потребу крылатых могильщиков. А птички неподалеку. Судя по количеству разделочного инструмента, здесь “захоронен” не один десяток. В таком виде захоронения нет ничего удивительного, а как еще? Для того, чтобы кремировать нужны дрова, их нет. А копать в горах…

На самом деле тибетский, как и индусский, похоронные обряды предполагают соблюдение целого ряда ритуалов в числе которых и определение способа захоронения. Существует четыре стихии – огонь, вода, земля, воздух где может быть захоронен усопший, задача ламы или предсказателя с помощью специальных гадательных или медитативных практик установить где именно. Но в Тибете эти предписания выполняются редко.

Продолжаем подъем, на пути небольшой монастырь, где мы видели буквально трех-четырех человек, присядем отдохнуть. Вокруг потрясающий вид: здесь начинает разбег горный ручей, небольшой но очень шустрый, то и дело пытающийся стать водопадом. Умел же Гуру-римпоче, как называют Падмасамбхаву (драгоценный лотосо – рожденный учитель) выбирать места для духовной практики. Отсюда уже недалеко, но предстоит самый крутой участок. Годами кто-то камень за камнем выкладывал на склоне порой почти в 45 градусов тропу с подобием ступеней. Камни и кусты увенчаны уже ветхими украшениями, рядом развиваются разноцветные флажки лунг – та (воздушный конь), которые как считается, насыщают своей энергией пространство, очищая последнее.

Ну, вот подъем закончен. Справа, едва прикрытый камнями обрыв. Высоко, но не страшно, так как все внизу задернуло белым покрывалом облаков. Дверь в скале. Монах-проводник из монастыря возится с замком. Трепета уже никакого – устали и ждем. Внутрь, по крутой деревянной лестнице наверх и вот она – пещера “Шел Драг”. В этой пещере практиковал не только Гуру Ринпоче, после него более ста человек превратили свое физическое тело в тело света достигнув, таким образом, последней свободы – освобождение от страданий. Заглянем внутрь. Алтарь отличается простотой. Из-за стекла смотрит строгий Падмасамбхава в окружении “торма” – жертвенных фигурок из муки и масла.

Но есть в пещере атрибут, который вы вряд ли увидите где-нибудь в обычном храме или монастыре. В углу на небольшой подставке покоится крышка человеческого черепа, и служит она емкостью для слабоалкогольного, в данном случае ритуального, напитка “чан”. Язык не поворачивается проводить параллели, но – дальше начинается “причастие”. На свой лад конечно: чан (нечто среднее между квасом и пивом), символизирующий нектар, наливается небольшой ложкой в ладони, сложенные лодочкой в мудре полноты, делаете небольшой глоток, затем оставшимся смачивается лоб и горло. Это символизирует очищение тела, речи и ума. Именно здесь мы останемся для изучения и практики великого наследия древних – искусства продления жизни. Кайа – Кальпа (санскр. “вечное тело”) – наука омоложения физического тела с использованием трав, металлов, минеральных солей, диеты, дыхательных и особых упражнений разработанная и применявшаяся в Древней Индии и впоследствии в Китае и Тибете.

Кайа-Кальпа – традиция, уходящая своими корнями в глубокое прошлое, возможно, в мохенджо-доарийский (хараппский) период. Историки отмечают, что хараппская цивилизация существовала задолго до Вед и за несколько тысячелетий до начала христианской веры. Именно к этой эпохе относят появление ордена Ситаров (который впоследствии был переименован в школу Расаяна), который долгое время являлся одним из основных, нее хранителем традиции Кайа-Кальпы. В отличие от большинства религиозных орденов, Ситары прежде всего своей целью ставили продление жизни практикующего. “Человек способен преодолеть пять барьеров: нарай (седина), тирай (замутненное видение), муппу (старость), ной (болезнь), маранам (смерть), и вечно оставаться молодым. Тело человека представляет собой своеобразный механизм, имеющий психоэнергетические центры, известные как чакры, которые под воздействием специальных йогических техник постепенно пробуждают высшие духовные способности.

Впоследствии учение Ситаров стало основой для учения тамильской школы Сиддхантачара. Добавив учение о слиянии с божественным, сиддхи также развили и систематизировали идеи и методы Кайа-Кальпы. Один из авторитетов этой школы – Тирумулар – называл следующие средства лечения болезней: Лечебные травы (муликай); Твердые соли (уппу); Кислоты (тинир); Голодание (упавасан); Компоненты тела (ударпорул); Мышьяк (паданам); Кальцинированные, переженные металлы (локам); Экстракты, эссенции (саттху); Ртутные таблетки (раса куликай); Йога, медитация, мантры.

А четкое определение медицины сиддхов дал Тирумулар: “Медицина – это то, что излечивает физическое тело. Медицина – это то, что излечивает ум. Медицина – это то, что предотвращает болезнь. Медицина – это то, что дает возможность бессмертия.”

Остается только удивиться прозорливости древних, сумевших предугадать разделение медицины на терапевтическую, психоневрологическую, профилактическую и гериатрическую.

Впоследствии школа Сиддхантачары разделилась на несколько направлений (упачар): собственно Сиддхантачара, предназначенная для узкого круга последователей, Йогачара, позднее представленная школой Натхов, и Агхорачара – представленная школами капаликов и канпхатов. Традиция Кайа-Кальпы в какой-то степени вошла в каждую из этих школ, но наиболее полно она была представлена в школе Натхов в виде так называемого “ритуала тела” – кайа-садхана. Также, в двенадцатом веке нашей эры, алгоритм Кайа-Кальпы перекочевал в Рахасья-Каула-Сампрадайю – кашмирскую школу тантризма, основанную легендарным сиддхом Ватуланатхом, который проходил обучение в школе йоганатхов. Сиддхантачара, помимо своего распространения в Индии, оказала большое влияние на становление в Китае алхимии, йоги и других дисциплин, направленных на продление жизни.

Хроники жизни тамильских сиддхов говорят о том, что как минимум двое из девяти основателей школы Сиддхантачара (наванат-садху) в различные периоды жизни посещали Китай . Считается, что именно они принесли в Китай учение, впоследствии оформившееся в даосскую алхимию. Также следы учения сиддхов о достижении бессмертия можно найти в тибетском тантризме Ваджраяна. Достаточно лишь упомянуть, что один из авторитетнейших деятелей тибетского тантризма Нагарджуна был автором нескольких трактатов по алхимии и считался современниками одним из величайших адептов школы Расаяна. Можно предположить, что как учение Ситаров в Индии явилось основой для развития традиционной медицины Аюрведа, так учение школы Расаяна послужило основой для развития тибетской медицины, а школы даосской алхимии стали основой развития традиционной китайской медицины.

В древней Индии, как и в Китае, практиковались дыхательные упражнения, сексуальная гигиена (практика воздержания от эякуляции) и алхимия во имя обретения здоровья, долголетия и бессмертия индийских школ Сиддхантачара и Рахасья Каула Сампрадайа.

Мы же за три недели должны научиться практикам останавливающим процесс старения в адаптированной для западного человека форме без потери сути учения. Для этого получив благословение в священном Шел Драге у самого Падмасабхавы мы отправляемся дальше в Самье.

Самье – это первый монастырь Тибета, основанный самим Падмасамбхавой, который датируется седьмым веком. Он находится в междуречье двух рек, одну из них, великую Брахмапутру нам предстоит переплыть. Кажется, что другой берег недалеко, но плыть предстоит два часа, и на чем! Лодка – плоскодонная деревянная баржа без сидений. Их роль выполняют деревянные перекрытия между бортами, которые сантиметров 10-15 в ширину. Вмещает приблизительно 20 человек, загружается до отказа тюками, и являет чудо – плывет. Кое-где подтекает вода, позже ее станет чуть больше – опять пойдет утренний дождь. Вода в реке желтая как в Хуанхэ, много песка и глины. В некоторых местах глубина достигает ста метров, а в некоторых, даже на середине можно увидеть грязевые отмели и островки.

После плавания путникам-европейцам предстоит поездка, пока еще в автобусе по тому, что здесь называют дорогой. Тибетских же и китайских паломников ждет поездка в кузове грузовика. Пейзаж чуть изменился, появились деревья, мы им рады, так как давно не видели. И вот вдали рассекая пространство яркой вспышкой солнца блеснула крыша Самье. С высоты птичьего полета он представляет собой вид мандалы (идеальной модели мира, сферы божества). Стена – четкий овал с четырьмя воротами по сторонам света. В центре главное здание монастыря, оно возвышается золотой крышей над близ стоящими строениями.

Вокруг него симметрично расположились четыре ступы. Кроме того, на территории монастыря вдоль стены есть несколько храмов. Теперь появилось еще одно здание – гест хауз для паломников.

Окрестности монастыря – зеленая долина в окружении гори, песчаные барханы и пойма реки. Если рискнуть проехать на грузовике по основанию соседней горы, а затем совершить многочасовой подъем, можно посетить еще одну святыню – пещеру Чен по. Устройство всех монастырей в Тибете одинаково: обычно в долине между высокогорными пиками и рекой, где она есть, строится монастырь. А в нескольких часах пути (подъема) в труднодоступных горах устраивается ритод для отшельников, прототип нашей пустыни.

Как правило, для этой цели используют небольшие пещеры и пустоты в скалах, которые снаружи застраивают каменной кладкой из местного камня и глины, изредка устраивая окна и двери – дерево здесь на вес золота. Ритоды пустуют редко, как правило в них поселяются отшельники, практикующие самые эзотерические направления тантры и дзог-чена. Живут они в таких условиях от шести месяцев и более, нередко перевалы полностью блокируются снежными заносами. Из пищи чай и цамба. В таком ритоде поселилась и наша группа под руководством профессора Ю. Захарова.

Андрей
<



Прочитайте еще Отзывы о Китае:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.