Мистика Цфата или всемирный центр по распространению тайного учения Каббала , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Мистика Цфата или всемирный центр по распространению тайного учения Каббала

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > Мистика Цфата или всемирный центр по распространению тайного учения Каббала

Если бы я был поэтом, посвятил бы этому городу балладу. Был бы я композитором – написал бы в этом Б-гом избранном месте скрипичный концерт. А был бы я художником, скульптором или фотографом – просто собрал бы вещички и перебрался в Цфат, в живописный квартал, населенный талантами.

Он так и называется: Квартал художников. Прохаживаешься по узким улочкам-лабиринтам, вдыхаешь бодряще-чистый воздух – и ощущаешь себя счастливым. Хочется превратиться в птицу, расправить крылья и взлететь в лазурное небо, чтобы оттуда, из заоблачных высот, насладиться земными красотами.

– Что за расписные ворота ведут в уютный дворик? – спрашиваю я своего экскурсовода, Зеэва Перела.

– О, это дом Рони Бар-Эля, величайшего романтика и путешественника! – отзывается Перел.

На первый взгляд, этот высокий статный мужчина кажется типичным обитателем Квартала художников: густые с проседью волосы стянуты в косичку. Яркие, волевые черты лица, размашистые, уверенные движения, сдобренная метафорами речь – все это свидетельствует о незаурядной натуре. Трудно поверить, но с начала 90-х Перел 10 лет занимал в Цфате пост городского головы, а расставшись с хлопотной – и крайне неблагодарной – должностью нисколько не расстроился, потому что тут же погрузился в любимое с детства дело: водит экскурсии по городу, где ему знаком каждый камень, каждый дом, каждая травинка, – и вдохновенно, взахлеб рассказывает об истории Цфата и живущих здесь людях.

– Бар-Эль – человек удивительный, – сообщает Перел. – Он весь мир объездил, жил в Таиланде, в Европе, в Америке… Возвратясь из дальних странствий на родину, уверовал в Б-га, увлекся каббалой и перебрался из Рамат- Гана в Цфат. Купил добротный светлый дом, принадлежавший семье художников. И открыл прямо у себя на вилле ресторан. Кухня Бар-Эля в высшей степени оригинальна: помесь таиландской с французской. Атмосфера в доме-ресторане – семейная: переступив порог, попадаешь в роскошную библиотеку и лишь оттуда – в просторный зал с украшенными витражами окнами и верандой, после чего приступаешь к трапезе. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Зайдем?

Нам повезло: день сегодня будний, посетителей (по сравнению с выходными) не так уж много. Шведский стол возбуждает фантазию самого изысканного гурмана: хочется попробовать и суши, приготовленные по таиландскому рецепту, и экзотический салат из свежих овощей (изобретение французов), и лосось в чесночном соусе. На десерт мы лакомимся шоколадным тортом с лимоном, запивая его отменным кофе-эспрессо.

Зеэв тем временем оседлал своего конька и самозабвенно излагает историю родного Цфата.

Эстетика и духовность

– Мистический дух Цфата известен во всем мире, – говорит мой гид, с аппетитом поглощая шампиньоны с помидорками-шерри. – В последние 10 лет Цфат превратился во всемирный центр по распространению тайного учения Каббала. Им увлекаются отнюдь не только евреи, но и великое множество христиан, в том числе такие звезды, как Мадонна. В Цфате ежегодно проходят фестивали клейзмеров, здесь творят одаренные живописцы и скульпторы, поэты и композиторы. И все эти чудеса происходят в относительно небольшом (28 тысяч жителей) городке. Кстати, известно ли вам, что четверть населения Цфата составляют репатрианты из СНГ, так что по-русски здесь изъясняются повсеместно!

– Нет, Зеэв, я слышу об этом впервые. Знал, что в Цфате, как и в любом населенном пункте Израиля, имеется российская прослойка, но не думал, что столь солидная.

– Вот видите… Кстати, а вы-то сколько лет в Израиле?

– Почти четырнадцать…

– И до сих пор не бывали в Цфате?

– Отчего же?.. Бывал. Провел однажды два дня на фестивале клейзмеров и вернулся домой в полном восторге. Больше всего меня растрогали юноши и девушки, всю ночь напролет бродившие по городу с запрокинутыми головами.

– Ясное дело: на звезды смотрели! – восклицает Перел. – Да, звезды на нашем небосводе крупные, такие увидишь только в пустыне Негев… А известно ли вам, что Цфат – одно из древнейших иудейских поселений? В первом веке новой эры, в ходе Великого восстания против римского владычества, город был укреплен и превращен в крепость. Однако в ходе неравных боев она была захвачена и повержена крестоносцами, впоследствии также построившими здесь немало выдающихся сооружений. В 1188 году Цфат захватил Саллах Ад-Дин, но вскоре и его владычество бесславно завершилось. В тринадцатом веке город-крепость покорили мамелюки. Они сравняли с землей все постройки, возведенные крестоносцами. Тем не менее, независимо от того, кто стоял в Цфате у власти, здесь во все времена, при любых обстоятельствах существовала мощная еврейская община…

Распрощавшись с гостеприимным Рони Бар-Элем, выходим на залитую лучами ласкового зимнего солнца улицу.

– Райское место! – восклицаю я, не в силах сдержать эмоции.

– Именно поэтому здесь в шестнадцатом веке поселились сефардские евреи, изгнанные из Испании, – подтверждает Зеэв Перел. – Сотни людей преодолели немыслимое по тем временам расстояние только ради того, чтобы остаток дней провести в Цфате. В те времена город переживал небывалый расцвет – он превратился во всемирный духовный центр иудеев. Самые светлые умы бежали сюда из Европы, пытаясь спастись от преследований инквизиции. Здесь расцвел талант раби Ицхака Лурье-Ашкенази, сегодня известного как рав Ха-Ари. Он-то и основал в Цфате в шестнадцатом веке школу тайного мистического учения – Каббалы. Здесь рав Йосеф Каро написал «Шулхан Арух» – свод нравственных норм иудеев. В 1578 году здесь была издана первая книга на языке иврит…

– Что было дальше?

– В конце восемнадцатого века в Цфате поселились ученики рава Бааль Шем-Това, а в девятнадцатом столетии их примеру последовали представители школы Гаона из Вильны, – говорит Зеэв Перел. – Времена были крайне тяжелые: бедность, эпидемии инфекционных болезней, невыносимые страдания. К тому же на город дважды обрушивалась стихия. Построенный на возвышенности, Цфат в 1759-м и в 1837-м годах был до основания разрушен сильнейшими землетрясениями: тысячи людей были похоронены под обломками. И дважды город возрождался из руин…

В 1929 году по территории подмандатной Палестины прокатилась беспрецедентная волна погромов. Толпы разъяренных арабов вырезали обитателей Еврейского квартала Цфата, сожгли их дома, разворовали имущество. Но, несмотря на смертельную опасность, евреи вернулись в Цфат. Как будто манила их туда какая-то высшая, божественная сила. Правда, до провозглашения в 1948 году государства Израиль основную массу населения города составляли арабы, а Еврейский квартал располагался лишь в одной его – северной – части.

В апреле 1948 года вооруженные отряды арабских боевиков атаковали Еврейский квартал. Бойцы ПАЛМАХа и Хаганы героически отразили эту атаку. Бои за город и освобождение Цфата – одна из самых драматических страниц Войны за независимость.

В начале 50-х в Цфате разворачивается строительство: возводится больница, школы, гостиница. С прибытием новых репатриантов в городе появляется Квартал художников, сегодня переживающий по случаю реконструкции вторую молодость.

– При населении в 28 тысяч человек этот город в среднем за год посещает порядка семисот-девятисот тысяч туристов, – сообщает Зеэв Перел. – Практически каждый иностранец, оказавшийся в Израиле, считает своим долгом посетить Цфат – город мудрецов и творцов, вселенский центр изобразительного искусства и каббалы.

Квартал художников

За разговорами время летит незаметно. Мы прохаживаемся по Еврейскому кварталу Старого города. Основную часть его обитателей составляют сефарды, в том числе известные раввины-каббалисты. В синагоге имени рабби Ицхака Абуаба хранится свиток Торы, «возраст» которого – 600 лет. В просторном зале идет молитва. Всматриваюсь в одухотворенные мужские лица – и испытываю ощущение, будто на моих глазах творится таинство…

– Вы правы, – говорит Зеэв Перел. – Цфат – город святых и пророков. Старое кладбище – место паломничества десятков тысяч верующих евреев со всего мира. Впрочем, убедитесь в этом сами!

И действительно, с холма, на котором высится древний город, открывается головокружительной красоты панорама. Окаймленное виднеющимися на горизонте синими горами, старое кладбище производит впечатление чуть не самого оживленного в этом заповедном краю места. Между каменными надгробиями снуют ортодоксы, их черные лапсердаки и шляпы отчаянно контрастируют с мягкой пастелью камня и яркой зеленью травы. Складывается впечатление, что машина времени перенесла тебя из двадцать первого века в седую старину.

– Вечером мы посетим Всемирный центр каббалы, – обещает Зеэв, – и вы удостоверитесь, что рано или поздно все тайное становится явным.

– До недавнего времени считалось, что изучать премудрости каббалы вправе только мужчины – женщин к мистической словесно-цифровой эквилибристике не подпускали на пушечный выстрел… – замечаю я. – Но в последнее десятилетие в группах по изучению каббалы все больше и больше прекрасных дам…

– А почему бы нет?! – восклицает Зеэв запальчиво. – В интернете сотни сайтов предлагают широкой публике – причем по-английски и по-русски, а не только на иврите – ознакомиться с основами тайного учения и вникнуть в его суть. Предназначение каббалы – самосовершенствование, а женская половина человечества стремится стать лучше не меньше нас с вами. Основанный в Цфате Центр изучения каббалы открыт для всех. По вечерам в исполнении одаренных музыкантов там звучит удивительная музыка, проходят лекции и семинары, ведутся страстные дискуссии.

Зеэв сдержал свое слово: когда над городом сгустились сиреневые сумерки, мы оказались в поистине волшебном, магнетическом месте – Центре изучения Каббалы. В полутемном зале горели свечи, отбрасывая причудливые тени, звучала музыка – тихая и радостная…

Каково же было мое изумление, когда в соседнем помещении я обнаружил… огромный монитор. На экране – под крайне эмоциональный рассказ жизнерадостного рава Эяля Шапиро – мелькали сделанные на иврите надписи.

С урока Каббалы, ставшей стараниями цфатских учителей одним из самых популярных в современном мире учений, я вышел новым человеком: теперь и мне хотелось стать лучше, чище, благороднее и милосерднее.

От прохладного горного воздуха кружилась голова, дышалось легко и упоительно, на душе было светло и покойно.

– Вы были правы, Зеэв, – сказал я Перелу. – Цфат – место уникальное, главное – с головой окунуться в его атмосферу и попытаться понять его характер.

– Слышу речь не мальчика, но мужа! – отозвался бывший городской голова.

Мне кажется, в тот день Зеэв был доволен собой.

Леонид Келлер

Леонид Келлер

21.09.2003 20:



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.