Красивая и слегка беспокойная Mini-сказка на ночь. Часть 2 , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Красивая и слегка беспокойная Mini-сказка на ночь. Часть 2

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о Ливане > Красивая и слегка беспокойная Mini-сказка на ночь. Часть 2

Седарз сноубординг

Лучший горнолыжный курорт Ливана – The Cedars – находится на высоте что-то около 3000 метров (чуть выше), и там, по словам местных жителей, еще более, чем достаточно, снега для катания, кувыркания и прочего зимне-катального веселья.

Снова через заваленный мусором Триполи… на этот раз – прямо через рынок. По пути купили свежайшей клубники (1000 лир ($0.6) за кг) и спросили как проехать у таксиста.

“А вот по этой дороге все время прямо и никуда не сворачивайте,”- ответил тот, и мы помчались дальше, выше, быстрее – в ГОРЫ! Ура!

Ехать по горному серпантину, который никак не огорожен от пропасти,- удовольствие весьма своеобразное. Просто вниз глянешь – уже дух захватывает! И такое природное шоу – часы напролет, ведь добираться до самой макушки горы – дело небыстрое, несмотря на то, что ехали мы весьма и весьма шустро.

По пути иногда Саша xma притормаживал, и мы, как японские туристы, доставали камеры и дружно пополняли карточки новыми видами, после чего отправлялись дальше в путь.

Прошло около часа, и мы уже начинали постанывать: “Ну, где же снееег.. где же снееег?” – как из-за очередного поворота – пока еще вдали – появилась огромная, неимоверных размеров, снежная вершина. Вот это было счастье! А всего 15 минут назад мы проезжали маленький стихийный горный водопадик… а теперь вот – снега. Красота!

Еще 20 минут крутых горных поворотов (и идеальной горной дороги, кстати), и мы въехали в городок. “Город Призраков” – так его вслух окрестил Саша.

Действительно, очень странное место: такое ощущение, что здесь начали ударными темпами строить сотни домов, отелей и прочих зданий, готовясь к приему миллионов туристов, и вдруг все умерли: дома стоят пустые, на улицах – ни души. Изредка видны одна-две припаркованные машины… и никого. И такая картина – следующие минут 10 пути. Странное шоу.

Через 10 минут мы добрались до рядов сувенирных лавок, где и решили остановиться, чтобы спросить, туда ли мы вообще попали. Продавец был приветлив, все объяснил, подсказал, куда ехать, сделал на кусочке кедрового дерева выжигательным аппаратом надпись “Natasha” – подарок для Наташи Neosky – и нарисовал все тем же агрегатом кедр. Очень мило получилось!

Через 5 минут мы были на горной базе. Оказалось, что продавец сувениров был владельцем и этого местечка. Так что знакомиться дважды не пришлось: сразу арендовали сноуборды, ботинки, костюмы (в сумме за 1 комплект около $20) и купили перчатки Thinsulate ($25 за три пары). Мы с Сашей на снегоходе были доставлены почти на вершину трассы. Внизу, пока мы сноубордили, Наташа каталась на снегоходе.

Когда меня везли наверх, я удивлялся: “фи… какой склон горизонтальный”. Когда снегоход укатил вдаль, а я встал на доску и глянул вниз, по спине мурашки пробежали.. кхм.. Ну, не такой уж он и горизонтальный рџ™‚ Особенно для первого спуска в жизни. Перед глазами уже проносились картины сальто через голову, гор снега за шиворотом и гимнастические трюки в виде закинувшихся за голову переломанных ног :)))

– Саш, а ты уверен, что по этому склону можно съехать? Стремно…

– Не бойся. Главное езжай почти перпендикулярно склону.. туда-обратно.. и так пока не почувствуешь себя уверенно.

– Ох, на%бнусь же…

– Все на%бываются поначалу! Сам уже год не катался..

– нда… ну, млин, поехали..

Вспомнились Мальдивы, где я учился кататься на вэйк-боарде.. Там каждая ошибка выливалась в принудительное выпивание океанской водички на глубине в 1-2 метра рџ™‚ Тут снег… вроде чистый. Ну, ничего, снежку покушаем, если что.

Поначалу падал часто. Потом – все меньше. Ближе к середине склона уже стал направлять доску все больше вдоль склона. В душе – ликование. Совершенно идиотское, искреннее счастье: представляете, два с лишним часа назад мы были в гостях у Хезболлы, неслись по Триполи, по горному серпантину, а теперь вот мы здесь, на сноубордах, единственные туристы на огромном классном склоне с мягким рыхлым снегом носимся-нарезаем дуги! Это просто нереально!

Думал это, думал, отвлекся, ошибся, споткнулся и сделал головокружительное сальто через голову с тихим “хффффффрррррр” при погружении в снег. Встал, улыбнулся, оглянулся – позади нагонял Саша, у которого, как потом выяснилось, было сломано левое крепление ботинка на сноуборде..

Одного спуска было достаточно: ведь нам еще нужно было успеть обратно в Бейрут, так как дорога на Баальбек была завалена более чем 3-метровым слоем снега, и проехать в долину Бекаа через горы явно не получилось бы.

Мы сдали вещи, отказались от ночлега и, сфотографировав сказочный закат, отправились вниз по дороге – обратно в Триполи, обратно в Бейрут, чтобы принять в номере душ и отправиться в Саиду.

Бейрут-Саида, ночь

За пару дней за рулем Саша xma достаточно сильно устал, и мы решили устроить аттракцион “смертельный номер” в моем исполнении: я сел за руль. Лично для меня есть один большой плюс: терпеть не могу разных уродов, которые тебя в Москве той же с ног до головы обсигналят, ошибись ты на дороге. Здесь же, в Ливане, сигналы за двое суток стали восприниматься настолько естественно, что этот – единственный напрягавший меня – фактор потерял былое значение.

Итак, мы сели в МиниКупер и поехали. Вырулили на приморский хайвэй и поехали на юг – в сторону Саиды. В планах было добраться за несколько часов до Тира (Сура) и, может, чуть южнее – как получится. До въезда в город Саида мы доехали без приключений: не так быстро, как при пилотировании МиниКупера Сашей, но, в общем, нормально.

Решили припарковаться у въезда в город, чтобы обсудить планы на ближайшее будущее. Припарковались, коробка-автомат в положении “P” – паркинг,- глушу движок, общаемся. Решаем, что покатаемся по Саиде, а там посмотрим. Завожу машину, пытаюсь двинуть рычаг АКПП… не получается. Ну, думаю, может, что не так делаю (впервые за рулем же): перепроверил все. Снова пытаюсь – ощущение, будто рычаг приварили…

– Коробка передач полетела… – после нескольких совместных попыток поехать выдает Саша.

Что делать? 2 ночи, въезд в Саиду… справа – море, слева закрывается кафе. Весело! Тут Наташа вспоминает, что у нее мобильник прекрасно роумится в Ливане, и мы звоним в CityCar с новостью о поломке АКПП и о том, что нам ОЧЕНЬ хочется быстро этот вопрос решить.

В СитиКаре дают советы по тому, как разблокировать КПП, но ничего все равно не получается. Тогда в нашу сторону высылают эвакуатор и водителя на Рено Меган в качестве замены до утра, а к 9 утра обещают подогнать к отелю новый МиниКупер.

Пока все эти господа едут в нашу сторону, мы отключаемся: час-полтора поспать – неплохо после столь напряженного времени в стране. Только заснул – стук в окно: приехал эвакуатор.

Водитель эвакуатора – чудо: английского не знает и пытается мне объяснить, что я, мол, срочно должен загнать тачку на эвакуатор. Я выхожу из машины, говорю: “Попробуй, загони. Не работает АКПП”.

Он садится в машину, спокойно переключает АКПП и показывает, что машина без проблем ездит. Весело. Но, если коробка один раз такой фокус выкинула, лучше взять другую машину: заблокируйся АКПП не в Саиде, а у Хезболлы в гостях, и черт его знает, где бы мы сейчас были…

Объясняю мужику, что в нашу сторону едет Рено Меган, и что у нас в машине полно вещей, которые мы сначала переложим в Меган, а потом уже загоним Купер к нему на грузовик. Его этот вариант не устраивает, и он начинает весьма активно просить загнать машину наверх. Ок, Саша загоняет Купер на грузовик. Мужику и этого мало: он открывает двери и начинает вытаскивать оттуда наши вещи, отдавая их нам. Периодически – в ответ на мою ругань – звонит в СитиКар по мобильнику и передает мне трубку. Я объясняю, что они охренели совсем: на улице дай бог +5, мы в футболках стоим на набережной, а тут какой-то придурок не может подождать лишние 15 минут, чтобы дождаться Меган.

Менеджер СитиКара жутко извиняется, но этот мужик – из страховой компании, и ему не подчиняется. И он, мол, обязательно подождет Рено Меган. Чтобы быть в этом уверенными, забираем из Купера техпаспорт, договор аренды и прочие документы на машину. На блеяния мужика отвечаем, что отдадим эти бумажки только менеджеру СитиКара, а он может ехать и без документов, если хочет.

К нам подруливает полицейский джип – выяснить кто мы такие и откуда. На слово “Россия” отвечают дружным: “А-а, Путин?” – “Путин-путин,” – хмуро огрызаемся мы, окончательно промерзнув на улице. Проходит еще минут 10, и к нам подъезжает новенький Рено Меган. Выбегает водитель, отдает нам документы на Рено и забирает бумажки на Купер. Все, слава богу, у нас опять есть машина.

Садимся в Меган и едем в Саиду. Перед этим Саша пытается снять машину с ручника, но ручник ниже, чем уже есть, не опускается, из чего мы делаем вывод, что ручник находится в самой нижней позиции. Отлично! Едем.

Мотор ревет, как на гоночном автомобиле, а скорость – всего 60км/ч. Что такое, непонятно. Решаем, что на такой машине далеко не уедем, и лучше поехать в отель. Поворт направо – в какой-то переулок,- из него – снова направо – на хайвэй… и тут Саша решает остановиться около некого полуразрушенного здания: с машиной что-то совсем не так.

Выходит он из машины, и тут я чувствую едкий запах. Выскакиваю из машины, смотрю – задние колеса просто полыхают огнем! Ручник все-таки не был снят, и раскалившиеся докрасна диски уже не просто накалились, а реально ГОРЯТ.

– Горим, Саша! Горим! рџ™‚

– Да-а-а.. воды нужно где-то достать срочно.

– Наташк, просыпайся, выходи из машины – горим

– Да ладно, пусть сидит в машине.

– Ок, вон море в сотне метров. Там можно воды набрать.

– Хорошо, – говорит Саша, поворачиваясь в сторону моря.

Тут мы видим полицейский джип, который быстро направляется к нам. Ну, думаю, наши знакомые “путинцы”. Но как бы не так: джип резко разворачивается около нашей машины, и из него так же резко выскакивают вовсе не полисмены, а военные: три автоматчика в масках и два их “командира”.

Ситуация идиотская: на часах более 3 часов утра, мы стоим на темной улице у полуразвалившегося здания около машины, у которой полыхают пламенем диски и которая дымит на всю улицу, в машине спит Наташка, а военные активно рекомендуют нам не двигаться с места.

Автоматчики становятся по периметру, следя за нами. К Саше подходят начальники и спрашивают, что случилось. Он объясняет. Просят паспорт у него. Затем, проверив наличие ливанской и отсутствие израильской визы, направляются ко мне (Наташу, похоже, не заметили) – тоже требуют паспорт.

Они все еще не понимают, какого черта мы делаем здесь, у СЕКРЕТНОГО ОБЪЕКТА (как нам объяснили), в 3 утра, на дымящей и горящей машине. Объясняю им про МиниКупер, СитиКар и все остальное. Они почему-то напрягаются при виде мальдивской визы, но все же отдают мне паспорт.

– В Бейрут едете, говорите?..

– Да, он ведь по этой дороге?

– Да, там Бейрут, езжайте отсюда!

Садимся и под надзором военных уезжаем домой, в Бейрут. Едем по шоссе и понимаем, что оно какое-то странное: справа и слева – высоченные заборы и колючая проволока.

– Паш, смотри, че-то колючка везде и заборы..

– Ну, тебе ж эту дорогу военные подсказали?

– Ну, да..

– Наверное, они нас сразу в тюрягу и отправили :))) Таких идиотов, как мы, только там и надо держать в этой стране: Хезболла, сноуборд, Бейрут, убитый МиниКупер, а теперь вот тачку запалили около секретного объекта.. ну, и кто мы после этого? :)))

– Фак.. слушай, а, может, развернемся?! – Прямо тут? Через бетонную разделительную полосу?

– Да ну их нахрен.. лучше другой дорогой поедем..

– Да ладно.. поехали уж этой рџ™‚

Доехали. Оказалось, это просто параллельное более современное шоссе до Бейрута. Выспались в отеле, а утром нам пригнали новенький МиниКупер. А это только что-то типа вторых суток в Ливане началось.

Макдоналдс в Ливане

Кстати, о МакДоналдсе в Ливане: въезды и выезды из него охраняются двумя парами автоматчиков. Система та же, что и на блок-постах: подъехал, остановился, они на тебя внимательно смотрят, и если ОК, машут “проезжай”. Мусорных баков снаружи МакДи нет. Только внутри.

Прежде чем выбросить что-то пакетообразное в мусорку, надо показать содержимое пакета охране МакДи (еще один охранник). Парковаться на территории МакДи нельзя. Только на парковке, которая расположена в 50 метрах от МакДи. Залы этого “рэсторана” в полдень и вообще днем абсолютно пусты. Ни души.

Работает 1 менеджер и 1 кассир. Вот такие дела.

Туристическое завоевание юга Ливана. Саида, Шато дель Мар.

Как же хорошо просто поспать! Если б вы знали! Просто вот так вот часов с 3 утра до 9 выспаться, а к 9-30 получить к подъезду новый МиниКупер, отдав обратно жуткую опаленую жертвенным огнем не снятого ручника колымагу РеноМеган (машина тоже хорошая, но совершенно без настроения).

Ну, что… снова едем на юг под смешки и хиханьки на тему “обратно в гости к нашим любимым военным, к тому самому секретному объекту, да?”

Выезжаем. Лететь утром над хайвэем на скорости 150 – это классно! Купить по пути пару килограммов СВЕЖИХ мандаринов (они продаются с зеленой веточкой и листиком! это так классно!) по 1000 лир за кг (1000 лир тут, похоже, разменная монета на все удовольствия мира:)… ммм! Доброе утро! Доброе!

Мандарины – с косточками, но это мелочи. Вспоминается осуществление вчерашних мечтаний: когда мы ехали в Бейрут после катания на сноуборде в Седарз, несясь по набережной, мы были совершенно, тотально, почти абсолютно счастливы, но все же вздыхали: “чего-то не хватает.. вот мелочи какой-то…” – и тут, резко: “САШ! ТОРМОЗИ!!!”

Саша притормозил у тротуара, а я побежал покупать… угадайте, что? Кукурузу! Вареную! С солью! Обернутую в кукурузные листья! По 1000 лир за штуку :).. А-А-А! Вот теперь счастье стало абсолютным. О-о-о, какой же кайф лететь по набережной и есть горячую вареную соленую кукурузу… ммм! рџ™‚ Не хотите кукурузки?..

О чем я? Да, мы едем обратно в Саиду. Утром туда ехать куда интереснее: справа море плещется, на дороге народу немного, и можно погонять. Через 20 минут мы в Саиде. Первое, что видно справа по курсу – это крепость Шато дель Мар, вынесенная прямо в море. К ней мы и направляемся. Входной билет стоит что-то около 6000 лир (4 доллара) и действителен в течение всего дня.

Сделав первый десяток фотографий, вспоминаем, что у меня не заряжен аккумулятор, а Саша забыл дома камеру, и едем обратно в Бейрут.

Плюс Ливана еще и в том, что здесь все рядом: надо смотаться в Бейрут? Мелочи – садись, и через полчаса-час ты уже там. И вот через час мы уже снова в Шато дель Мар, с новыми аккумуляторами, с камерой и готовностью излазить здесь все. Я начинаю перепрыгивать с одних построек на другие (у одних есть лестницы, а у других – нет. А мне (ну, шило-то в одном месте…) непременно для фотосъемки нужно быть на среднем каменном кубе. И я с разбегу прыгаю на него, удачно приземляюсь, фотографирую. Но тут сверху выбегает мужик в военной форме и начинает громко и нецензурно меня ругать за слишком вольное передвижение по крепости рџ™‚ Приходится спрыгнуть на площадь и отправиться в соседнюю башню – с глаз его долой.

Шато дель Мар – очень красивая крепость. Странные стены с цилиндрическими вставками, просторные комнаты в башнях.. да и вообще оригинальная конструкция: крепость, вынесенная в море. Естественно, здесь есть и пристань, и амбразуры… И вид на город отсюда хорош… Саша xma заметил над входом скульптурки, которые опознал как вавилонские. Знаток! рџ™‚

Из Шато дель Мар мы движемся дальше – в некое старинное здание. К сожалению, названия не помню: постройка с большим двором и массой комнат. Скорее, похоже на место обитания властьпридержащих прошлого. Несколько веков назад, может, здесь и было интересно. Сейчас тут скучновато: стены да площадь, в комнатах – только начавшийся ремонт… не хватает экшна.

Проходим дальше: там в старинном-старинном доме живут современные ливанские семьи. Арки, подвальчики, окошки – все выдает старину… и типичные восточные шумные семейки, магазинчики, пекарня прямо на улице – это все ближе к современности.. но если бы не припаркованные машины, то можно было бы ощутить себя там – в далеком прошлом. И это здорово.

Купив шоколадки с классным названием “МУРА” и томатную колу (кхм.. весьма оригинально:), отправляемся обратно в машину – чтобы двигаться дальше на юг – в Тир (он же Сур), и далее – до городка Рмейш, на пути к которому стоят последние блок-посты ливанской армии. Пока что это все напоминает приключение. Страшно будет потом. рџ™‚

Туристическое завоевание юга Ливана. Тир: город и ощущение себя в тире.

Выехав из города Саида, мы двинулись дальше на юг, по пути решив (а потом передумав) заехать в городок Набатия.

Дорога до Тира(Сура) нас слегка удивила: ехали мы себе по хайвэю, ехали… и вдруг поворот направо – дорога на Тир. Узенькая. 2 полосы. Повернули, поехали по ней, минут 20, наверное, ехали… а вокруг – поля, редкие гаражи, где-то вдали – море плещется… в общем, деревня деревней. А должен был быть большой город.

Остановились у магазина шин. Спрашиваем у продавца:

– Is this the right road to get to Tyr?

– Tyre? What size of tyre do you want?

– :))) no, Tyr… Tyr City..

– a-ah, Tyr city.. yes, right there, 15kms more..

Вот так-то Тайр у продавца тайров спрашивать: ишь, шустрый, сразу размерами нашими интересуется. рџ™‚

Тир и правда появился километров через 15. До этого мы успели проехать по местности, на которой царил очень приятный запах. Саша опознал в этом запахе жасмин. Затем запах жасмина сменился запахом паленого – где-то в полях жгли костры.

Тир – город небольшой.. но чем-то он совершенно точно особенный. Ощущение странное в нем: люди более суетливые, но при этом более серьезные.. мм.. как бы это описать… Они продают мандарины, а в 50 метрах от них стоит закамуфлированная зенитная установка. Они идут по улице, а на другой стороне в полной боеготовности стоят танки. С юга в их город ведет дорога, проходящая через огромные мандариновые поля… дорога, перегороженная очень серьезным блок-постом, так как на юге периодами неспокойно.

У меня появилось ощущение, что они живут данным конкретным моментом: СЕЙЧАС хорошо, и ладно! Шаурма по пути в Тир – мы если настоящую шаурму, ура! – готовится на электро-печах, она там безумно вкусная! В Тире же и далее на юг ее готовят только на настоящем огне: наверняка вкус другой, ЕЩЕ более “настоящий”.. Не знаю, не пробовали.

Дети искренне радуются, увидев МиниКупер. Бегают, пальцами на нас показывают. Вокруг – обшарапанные старенькие машины. “..И тут мы, на белом коне..” – то ли радоваться, то ли огорчаться, не знаю.

Видели что-то типа штаба: здание-коробка из железобетона, с двориком, накрытым во всех 4 направлениях, камуфляжной сеткой и окруженное забором. Ворота открыты, из-за стены в небо смотрит ствол зенитной установки. А в 5 метрах от штаба – магазинчик с Кока-колой, чипсами и шоколадками. C est la vie!

Продвигаемся дальше, минуем блок-пост и отправляемся южнее, сквозь мандариновые поля, их дурманящий запах и зелень листьев, укутывающую дорогу с обеих сторон…

Чем дальше от Тира, тем меньше городки и холоднее взгляды жителей этих городков. Шоссе переходит в горный серпантин. Мало-помалу возникает ощущение, что мы заблудились: указателей больше нет, есть только отличного качества дорога, зеленые склоны гор и взгорков, долины где-то внизу, редкие здания и еще более редкие автомобили.

За всю нашу поездку мы не видели ни одного подбитого или спаленного автомобиля и тем более бронетехники: все-таки тут не война. Тут ее то ли предвкушение, толи послевкусие. Здесь всегда готовы взять в руки оружие и проехать десяток-другой километров на юг, но пока что – и это лучше и для самих ливанцев – они на юге живут в относительном мире.

У одной из развилок решаем спросить дорогу у местного жителя. Он смотрит на нашу карту (она на русском), примерно показывает, куда нам ехать, т.к. названий он не понимает (я ему перевожу). Затем просит ручку и бумажку. Я спрашиваю: “Рмейш?” – и он пишет на ней: “40km”. До Рмейша – 40 километров по этой дороге. Отъезжаем десяток метров, достаем камеры и снимаем красивейшие горы. Парень, увидев это, несется к нам, размахивая руками:

“NO! NO CAMERA! HEZBOLLAH! HEZBOLLAH!”

Благодарим, переглядываемся, отдаем камеры Наташе Neosky… “Наташ, убери их там подальше, окей?..” – “Ок!” – дальше мы поедем без фото- и видеосъемки.

Взгляды людей и пустынность городов напрягают. В воздухе витает напряжение и легкий страх. На самом деле страшновато: на дорогах появились белые джипы ООН, с патрулями чернокожих ребят. Они колесят по улицам, наблюдают.

– Наблюдатели из ООн… если нас тут замочат у них на глазах, они не вмешаются: их задача – наблюдать. рџ™‚ Отметят где-нибудь у себя: “Во столько-то замочили трех придурков из России на МиниКупере,” – и их миссия будет выполнена. Они поедут дальше… – сидим, нервно посмеиваемся.

Перед нами на дороге вырастает следующий город. На дороге стоят обтянутые черной тканью ворота. Сверху развеваются два зеленых флага Хезболлы, а по центру ворот – фотография кого-то из предводителей, я так понимаю…

Выглядит это весьма устрашающе.

– Ну, что… едем дальше?

– …хм… …поехали, конечно… фигли нам, кабанам, раз уж мы тут?..

Въезжаем в первый официально обозначенный Хезболлой город. Никаких существенных изменений нет: те же презрительные взгляды людей, мало машин и горожан на улицах.. достаточно тихо. Разве что нам навстречу по дороге теперь едут не джипы, а БТРы ООН с пулеметчиками на крыше. Саша машет рукой чернокожему пулеметчику, и тот машет в ответ, улыбаясь.

По пути Саша говорит что-то типа: “Спокойно тут…” – отвечаю: “Да.. вроде все нормально. Последние минут 15 посматриваю в заднее зеркало: хвоста вроде нет,” – посмивается в шутку: “Параойя?:)” – “Может быть. Но вчера мы уже были у Хезболлы на севере, и теперь приперлись на юг… есть повод напрягаться…”

Едем дальше. Постепенно дорога становится все более раздолбанной, и мы приезжаем к блок-посту, и нас останавливает солдат. Он не говорит по-английски, но пытается объяснить, что ему нужен документ. Саша протягивает ему техпаспорт на машину. Солдат смотрит на техпаспорт, смеется. Показывает, чтобы мы отогнали машину на парковку.

Отгоняем. Начинает объяснять, что нужно что-то другое. Без английского сложно: знаками такие вещи не объяснишь. Тут приезжает его друг – он знает язык. Начинает переводить: снова вопросы о том, кто мы, откуда мы, что нам здесь надо, и какого мы вообще едем в сторону Рмейша? Есть ли у нас пропуск на эти территории? Пропуска нет, и поэтому у нас забирают паспорта и относят местному командиру. Минут 10 мы стоим без паспортов.

Через 10 минут меня зовут в штаб. Захожу туда под конвоем из двух автоматчиков. За спиной снова закрывают дверь. Автоматчики мило, но ехидно улыбаются. Спрашиваю: “does anybody speak english here?” – отрицательно качают головами. Весело… Командир говорит на арабском по телефону.

Минут через 5 передает мне телефонную трубку. Удивляюсь, но беру. Объясняет на ломаном инглише: “saut lebanon komandant. speak”.

Разговариваю с командантом саут либанона. Начинается допрос: кто, откуда, зачем приехали, каков маршрут движения, почему едете через Рмейш, а не через другие города, из России, а откуда именно, где остановились, когда, когда улетаете, марка машины, где брали машину, есть ли спецпропуск, пресса или нет, что в машине,.. и так далее.. отдаю трубку командиру.. они снова говорят на арабском. Приходит англоговорящий друг, начинает что-то рисовать на бумажке (оказывается, Саша попросил его что-то нарисовать тут для командира:). Слегка облегченно вдыхаю: какая-никакая связь с внешним миром рџ™‚ Снова дают мне трубку – снова общаюсь. Снова называю наши имена, нет, в Ливане раньше не были, в Израиле? Боже упаси :).. Что успели натворить в Ливане: на сноуборде покатались, фруктов поели.. вообще мы белые и пушистые, просто хотели посмотреть Рмейш рџ™‚

Похоже, мой собеседник не очень доволен ответами. Что-то рявкает на арабском. Просит передать трубку командиру. Говорит с ним еще. Командир листает наши паспорта, сверяют с чем-то. В углу шуршит рация, из окошка торчит спутниковая антеннка… Жду, улыбаюсь солдатам. Они натянуто улыбаются в ответ. Командир договорил с комендантом, передает мне трубку: “you will not go further. turn back and go back to Beirouth. fast”. Мне отдают паспорта.

Возвращаюсь к ребятам, садимся в машину и едем обратно.

…когда мы проезжали блок-пост на въезде в Тир, постовой пристально посмотрел на нас, затем произнес: “a-ah! Mini-Cooper!” – и начал смеяться.

– Похоже, о нас уже и тут доложили.. видишь, как смеются..

– Может быть. Я с комендантом южного округа общался – может, он тут и заседает.

– даа рџ™‚ какие-то придурки из России приперлись в Ливан, чтобы приехать на южные границы с Израилем,.. на МИНИКУПЕРЕ! В футболочках, без бронежилетов, без оружия, поооооооооооолные иидииииоооты! Это ж просто пиз%ец! :)))

– да.. наверное мы тут в вечерние новости попадем. рџ™‚ ну, зато у солдат еще недели три будет что вспомнить.

– это точно, – говорит Саша и придавливает педаль газа.

Мы несемся на север, по пути решая заехать еще в пару маленьких городков. Заезжаем, смотрим на людей, на улицы, стоим в вечерней пробке, заблуждаемся в тупиках и переулках… едем обратно в Саиду и оттуда – в Бейрут… постепенно “отпускает”: снова дышится легко, снова шутки-прибаутки… снова туристическая зона страны.

Все. Хватит экспериментов. Завтра едем в Библос. В настоящий Библос, а потом – на пляж и, если успеем, в Баальбек.

Ночной Бейрут

Ночью Бейрут практически полностью вымирает… но это не касается даунтауна, клубной улицы Mono Street и массы маленьких магазинчиков, которые работают круглосуточно: здесь все только начинается.

Как только лампочку солнца выключают (примерно в 18-50 темень такая, как в Москве в полночь-в час ночи), на дороге к даунтауну (центру города, в котором полно модных бутиков, кафе, ресторанчиков и т.д.) образуется пробка, которая пробкой и остается примерно до 1-2 часов ночи. Затем вдруг – также неожиданно – она сама собой рассасывается и пропадает, и по улочкам даунтауна можно ездить на весьма больших скоростях.

Каких только машин здесь нет: это просто еженочная выставка достижений автопрома! Да и молодежь подтягивается более стильная, чем та, которую можно увидеть днем: и, кстати, для вас это одна из немногих возможностей в Бейруте увидеть красивых девушек (с красотой у ливанских девчонок большие проблемы…). А вот парни, хоть и пытаются одеваться как-то по-модному,выглядят весьма убого. Забавное зрелище, когда из Порше выходит некое чудо-юдо а-ля “измайловский вещевой рынок”-стайл, и с ним – девушка “только что купила и надела самые классные вещи, какие нашла в дорогущих бутиках”.

Очень странное отношение у ливанской молодежи к кафе: они тусуются ОКОЛО стильных мест общепита, а не В НИХ. Если в Москве друзья встречаются, садятся за столики, шумно обсуждают разные стороны жизни, то в Ливане народ тусуется на площадях около кафе, на улицах, на автостоянках (!) и т.д. Кафе пустуют, хотя вокруг – толпы людей! Забавно это выглядит…

Одно из самых чудесных мест в даунтауне – Virgin Megastore. Это 5-этажный торговый центр компании Virgin, в котором: на минус-2 этаже продаются компьютеры, околокомпьютерные финтифлюшки, игры, и тд, на минус-1 – музыкальная, ТВ и видеотехника, мягкие игрушки, настольные игры, нулевой уровень – бутики EYE-Q (оптика), одежда и пр., первый уровень – книги, DVD, видеокассеты, второй – музыкальный гипермаркет с неимоверным выбором музыки, со сценой (!) для живых выступлений групп, третий+четвертый уровень – салат-бар и интернет-кафе, а на крышке – DJ Cafe с фонтаном, столиками и небольшим танцполом… Что тут говорить о немощных “СОЮЗ”-ах и прочем подобном детском лепете? рџ™‚

Кафе, суши-бары и рестораны в даунтауне предлагают то же, что можно попробовать и в Москве: европейскую и японскую кухню. Скучно.

Из даунтауна выдвигаемся на разрекламированную нам ресепшнистом MONO STREET. Улица очень даже стерео, кстати! рџ™‚ Слева, справа, куда ни глянь, – клубы, клубики, бары, диджей-кафе и т.д. И так – на протяжении сотен метров длины улицы. Машины здесь тоже стоят в вечной пробке, продвигаясь на 5 метров в минуту. Паркуемся и идем гулять.

Настоящий заповедник стильных людей! Опять же: перевес в пользу девчонок. Парни здесь ОЧЕНЬ любят вываливать гель на голову банками, отчего становятся такими блестящими и прилизанными рџ™‚ Девушки ведут себя весьма забавно: с одной стороны, они всячески флиртуют с друзьями. С другой – никого близко к себе не подпускают: возможно, из соображений веры не идут на интимные контакты особо. И получается эдакий “танец” девушек и парней, в котором парни изначально проиграли. рџ™‚

Попробовали мы зайти в пару клубов, звуки музыки из которых соответствовали нашим желаниям. Увы, нам сообщили, что оба клуба были забиты до отказа. С одной стороны, в это верится: очередь у клубов весьма длинные. С другой, – скорее всего, нас не впустили из соображений фейс-контроля. Туристов на Моно-стрит я особо не заметил. И, думаю, клубы просто не хотят впускать приезжих, чтобы не отпугнуть локальных постоянных клиентов. Так что пришлось нам наслаждаться праздником электронной жизни снаружи рџ™‚

Самым крупным клубом, похоже, является CRYSTAL на той же Моно Стрит. Туда стремятся все, словосочетание “Кристал клаб!” можно услышать в пробке десятки раз. Это крайне популярное место, у которого только на парковке машин – на миллионы долларов.

Кстати, в отличие от российской “золотой молодежи”, ливанские юноши и девушки не источают мегапафос. Они ведут себя свободно и непринужденно, их беседы не вызывают ощущения напряженного подхихикиванья “где надо” и вообще натянутого желания присутствовать в данном обществе. Атмосфера напоминает один большой клуб, в котором разные люди стоят, намереваясь войти в большие залы этого огромного заведения… весьма уютно. Ярко и интересно. Моно Стрит определенно достойна посещения.

В маленьких магазинчиках же собираются знакомые владельца и играют то ли в нарды, то ли во что-то еще… или смотрят футбол по ТВ. В общем, общаются и “тусуются” по-своему.

Цены на все здесь выше, чем в других местах в Ливане, но все равно ниже, чем в Москве. Та же модная одежда известных брендов, все же слегка, но дешевле Москвы. Полиции не видно, но есть пара-другая военных с автоматами. В целом: мегапозитивно. Будете в Бейруте, обязательно заскочите на Моно Стрит и в Даунтаун.

В Библос, к руинам и пляжам!

Вернувшись в отель в последний раз и выспавшись, мы с утра собрали вещи и, доплатив $30 за трое суток за номер (т.к. зарегистрирована была одна Наташа Neosky, а в номере тусили мы втроем:), мы выписались из отеля, сложили все наши вещи в машину и отправились в Библос. Я выспался, проснулся с отличным настроением, готовый к труду и обороне, и потому с радостью сел за руль. рџ™‚

Мы снова двинулись в сторону Триполи, на этот раз собираясь отыскать Библос, а также – обязательно! – посетить пещеры Жейта. Посмотрев на карту, мы поняли, почему в прошлый раз не нашли Библос: искать надо было указатель не на “BYBLOS”, а на “JBEIL” (Жбейль) – городок, который и построили рядом с древними развалинами!

На этот раз найти нужный поворот не составило труда, и, еще немного бесполезно покатавшись по окрестностям в поисках археологической зоны Библос, мы нашли-таки и крепость, и останки стен и храма. Много лазили по всему этому безобразию, фотографировали, а на обратном пути закупились горами сувениров для друзей рџ™‚

Солнце в этот день припекало – было что-то около 30 градусов – и мы решили, что пора уже и искупаться. Ближайшим рекомендованным нам пляжем был HOT SPOT, который находится рядом с Библосом – по пути обратно в Бейрут. Valet Parking, платный (летом) вход, бассейн и чистый песчаный пляж.. ммм! Отлично!

Мне вода в море показалась слишком холодной, а Наташа, а затем (после долгих раздумий) и Саша решились-таки поплавать в средиземном море. А я – чуть позже – окунулся в бассейн, вода в котором была чуть-чуть теплее.

Чтобы успеть в пещеры, нам пришлось поспешить: всего 40-50 минут на пляж и бассейн, затем – в ресторанчик – надо же попробовать ливанскую кухню! – и в Жейту.

В ресторане Хот Спот были заняты все места, и мы решили найти что-нибудь по пути в Жейту. И нашли! Отличное место – Borge Al Fidar – в 2 минутах езды от Хот Спота.

Столы в ливанском ресторане – длиннющие. Сначала мы попросили столик покороче, но нас усадили именно за этот – “на 10 человек”, как мы думали – стол. Увидев туристов, засуетился сам менеджер заведения. На вопрос, есть ли у них рыба, меня тут же отвели к полке, где во льду лежало видов 6 свежайшей рыбы. Выбрал пару рыбешек, заказал салат, хумус и колу (почему-то сделать свежевыжатый сок из имеющихся в наличии апельсинов они не могут).

Саша и Наталья заказали разные виды мяса. Прошла пара минут – и стол начали накрывать. Тут мы поняли, почему он такой длинный! :)))

Тарелки, салатница, хлеб в лепешках, кола, хумус, орешки такие, орешки сякие, какие-то еще бесплатные закуски – каждая на своей тарелке… Через 3 минуты стол был занят наполовину! А еще не приносили жаркое рџ™‚ Пока мы перекусили салатом и попробовали хумус (ммм!! весчь!:) повара уже приготовили рыбу и мясо. Рыбу здесь готовят просто отлично: прожаривают ее так, что ВСЕ кости совершенно становятся безопасными: просто хрустящими, как и плавники рџ™‚ Мясо на деревянных палочках (как мини-шашлык) – тоже выше всяческих похвал.

Ели мы долго, много и – что удивительно! – совершенно не возникало ощущения типа “объелся”. Как-то так умудряются ливанцы готовить все, что нет тяжести, совершенно никаких негативных ощущений! Затем мы вспомнили, что к каждому заказу здесь бесплатно подаются фрукты, сладости и кофе, и с досадой вздохнули: все это в нас просто не влезет! рџ™‚ Но отказаться от холодного арбуза, грушевого варенья, лукума, свежих фруктов – просто не смогли. И все это удовольствие на троих стоило… $45! Удивительно… рџ™‚

Поблагодарив хозяина ресторана, мы двинулись дальше – к пещерам Жейта.

пещеры Жейта

Опущу рассказ о том, как я впервые вел машину по горному серпантину. рџ™‚ Сразу – к пещерам.

Мы почти опоздали. Почти! Касса закрывалась у нас перед носом, но мы быстро рассказали жалостную историю о том, как издалека мы прилетели, чтобы посмотреть на пещеры, которая тронула сердце кассира, и девушка заговорщически сказала нам: “Давайте, только быстрее – последний вагончик канатной дороги отходит!”

Мы заплатили по 18000 лир (12 долларов) за человека за вход и побежали к канатной дороге. Вагончик так тихо подкрался к Саше сзади, что чуть не сбил его рџ™‚ XMA успел вовремя отскочить.

Погрузились мы в это чудо техники, и полетели над горной рекой ввысь – к верхней пещере. Что такое пещеры Жейта описать невозможно… это просто другой мир! Фотографировать внутри запрещено – специально ведь, чтобы только квадратными глазами и можно было показывать свое восхищение!

Люди, побывайте в пещерах Жейта! Это просто НЕЧТО! ОГРОМНЫЕ, НЕМЕРЕНЫЕ пещеры, со сталактитами и сталагмитами, с бесконечными провалами вниз и с высоченными потолками! В ОДНУ часть пещеры могут запросто поместиться ВСЕ крепости, которые мы посещали за 3 дня путешествий! А таких частей в Жейте очень много… дух захватывает!

Выйдя из верхней пещеры, мы сели на авто-поезд (как для детей в парках развлечений) и были приятно удивлены приветствием на русском языке от водителя – он знал пару слов на русском. Он же объявил по внутренней связи, что на борту – русские (а затем и поприветствовал друзей из Ирана, которые также приехали посмотреть на пещеры). И мы поехали вниз – ко второму, нижнему, уровню.

Что нас ждало там, мы и предугадать не могли. Там – ОЗЕРО. Внутри горы. С лодками. Всех туристов сажают на эти катера и проводят экскурсию по чистейшей воды горному озеру, которая завершается эффектным разворотом лодки на 180 градусов с креном на левый борт и идеальной парковкой у причала! Пассажиры не могут сдержать эмоций после такого мини-шоу и дружно аплодируют “капитану”. Это правда неописуемо!.. И настолько захватывающе… Пещеры Жейта – чудо природы, не меньше, и 12 долларов – смешная цена за возможность увидеть их.

Dream Park

На обратном пути мы заехали в парк аттракционов, который увидели еще по пути в Жейту. Это была маленькая мечта, которой – как и многим другим мечтам – было суждено сбыться здесь, в Ливане. Мы очень хотели побывать в парке развлечений! Очень!

Саша с Натальей пошли на аттракционы SkyJump и на американские горки. Меня больше тянуло к картингу. К сожалению, из обещанных 5 л.с. в машинах была от силы одна полудохлая лошадь рџ™‚ В общем, картинг в Ливане – обплеваться… напоминает гонки на газонокосилках: медленно и шумно.

Ходили, радовались, пили молочные коктейли, я стрелял по мишеням из пистолета и узнал, что я все еще неплохо стреляю рџ™‚ Веселились и смотрели на людей… настоящее беззаботное детство, много радости и улыбок!

Дорога домой

Поотрывавшись в Дрим Парке, мы поняли, что в Баальбек в любом случае уже не попадем: путь неблизкий, а самолет через несколько часов. Решили не рисковать, оставив этот лакомый кусочек на следующий раз – а мы уже были уверены, что следующий раз обязательно будет.

Сели в МиниКупер и решили двинуться в сторону Бейрута: там есть даунтаун, магазинчики (вспомнилось, что в Ливане есть хорошее вино, и его стоит купить), любимый Virgin Megastore, уже ставшие любимыми улочки и – а как же без этого – кафешка Дяди Джо с его супер-энергетическими булочками.

Весьма долгое время я честно старался ехать по ливанским дорогам в темное время суток, но, когда на дороге в 4 полосы я по третьей слева полосе объезжал вставших на левый поворот, и какой-то старичок, двигаясь по четвертой полосе, вспомнил, что ему тоже надо налево, и резко нарисовался под 45 градусов перед нашим МиниКупером, я понял, что все-таки лучше будет, если ночью за рулем будет Саша :)))

Возвращаться нам было уже некуда: из отеля мы выписались еще утром, и потому “домом родным” на время стал Virgin Megastore, где мы с Сашей погрузились в недра Интернета, а Наталья – в недра самого магазина, вернувшись из этих самых недр в новой стильной футболке.

Приятно сидеть в ICQ, видеть в онлайне друзей… и, знаете, это ощущение… ощущение полного ОТРИЦАНИЯ, что прошло всего трое суток, а не неделя, две, три… это ощущение делало всю эту поездку волшебной. Совершенно нереальной. Казалось, сейчас откроешь глаза, и проснешься дома. Никуда ты не ездил. Не было Хезболлы, не было пляжа, не было снежных склонов, по которым ты несешься вниз, к парковке, где можно наткнуться на припаркованные БМП, не было тысячи километров дорог и ночного, дневного, утреннего Бейрута, Триполи, Жбейля, Библоса, Набатии, дороги на Рмейш и еще сотни других точек маршрута. Свежайшей клубники, ливанского ресторана, сладких-сладких мандаринов с зелеными листочками и холодных долек арбуза… не было крепостей и Моно Стрит. Ты просто сидишь в ICQ и болтаешь с друзьями…

– Паш, у них время на час перевели, прикинь!

– А куда?

– Не знаю.. куда-то перевели.. назад, наверное..

– А что-нибудь у них там еще происходит?

– Не знаю.. а у твоих что-то происходит?..

– Да вроде ничего…

– Вот и у меня ничего…

Как я писал в самом начале, когда ты находишься в спокойном и таком гостеприимном, красивом до невозможности и до невозможности же парадоксальном Ливане, именно Москва выглядит тем самым страшным местом, где что-то взрывают, кто-то гибнет, что-то рушится, а здесь, в Бейруте, строят новые, современные, дома, прокладывают дороги, лечат следы уже ставшей давней истории – войны,- открывают клубы и катаются на досках… А через месяц уже начнутся диджей-пати на крыше Virgin Megastore и на пляже HotSpot. И если там, в Москве, 90% людей так и продолжают закатывать глаза на слова: “Где я? В Ливане!”- и с ужасом вопрошают, жив ли ты, и как там вообще, полностью ассоциируя Ливан с Ираком… то здесь, в Ливане, можно точно также закатить глаза при словах: “Мы возвращаемся в Москву…”

Мы закрыли инет-сессию и пошли прогуляться напоследок по Верджин Мегастору. Наталья показала Саше, где купить стильные ливанские футболки и он, покорив одним взглядом девушку-сейлза, которая не разрешала примерять покупаемое до покупки, добился-таки от нее робкого: “Ну, ок, примерьте, только быстро!” Когда же Саша принялся снимать футболку, девушка смутилась и быстро-быстро запротестовала: “Нет-нет! Прямо на футболку! Не надо раздеваться!” :))) Так Саша стал обладателем отличной ливанской t-shirt.

Попрощавшись с любимым монстромагазином, мы двинулись в поисках ливанского вина и еще пары важных вещей: манго и авокадо. По слухам, ночью вино продавалось где-то в районе Dora… там же мы нашли и огромные фруктовые развалы рџ™‚ На одном из них продавец убеждал нас, что авокадо в Ливане не водится, а на другом это самое авокадо через пару минут нам уже взвесили и упаковали. *пожимая плечами* Ливан…

Дорога в аэропорт

Последними делами в Ливане для нас было помыть машину (ее нужно сдавать в прокат чистой, а мы разве что на свинофермах за свиньями на ней не гонялись), что, как оказалось, сделать в 22 часа почти невозможно: все автомойки закрываются в 18 часов! Тогда на одной из заправок мы попросили служащего полить машину из шланга, а в магазине при АЗС я купил “Коврик для ванной” :))) – мягкий такой, пушистый… Этот коврик отдал свою пушистую жизнь за чистоту нашего МиниКупера.

Вообще, в этом магазине в то же время затоваривался местный полисмен, и он на пару с продавцом удивленно взглянул на меня, когда на кассе мне пробивали набор: Коврик для ванной, журнал ELLE, 2л питьевой воды и шоколадку.

А машину мы помыли, спрятавшись в темном переулке рџ™‚

Вторым и последним (как мы думали) этапом на пути домой была дорога в аэропорт на свежевымытой машинке. Ощущение, что “куда-то мы не туда едем” появилось, когда мы уже почти доехали до Саиды (35км от Бейрута). Развернувшись через провал в бетонной разделительной полосе, мы поехали обратно в Бейрут (еще 35км) и, пробравшись через окраинные районы города (где, впрочем, была припаркована еще одна Феррари:), мы нашли еще одну дорогу на юг – в аэропорт (еще 20км). Помянули добрым словом Сусанина и иже с ним, и, доехав до парковки, обнаружили, что, т.к. машина была мокрой, на нее налипла вся пыль, которую можно было собрать. “Ниче не знаем: тачку мы помыли,” – посмеялись мы и пошли отдавать машину в прокат.

Вылет

И все же трижды любимый по всей камасутре “Аэрофлот” преподнес нам последний сюрприз: нашего рейса №518 не было в расписании. Был только рейс №509, но вылетал он не в 2-40, как “наш” 518-ый, а в 2-10! На часах – 1 час 50 минут. Мы в шоке. Бегу к пограничникам, меня пропускают, и я спешу к аэрофлотовской стойке.

Местный представитель авиакомпании возражает мне: “А у меня на экране 518-ый есть! Да, в 2-10 летит.. не знаю, почему в билетах 2-40.. Ну, поспешите же, опоздаете ведь!” Рядом стоит пилот “Аэрофлота”: “Да вы не волнуйтесь, рейс на самом деле 510-ый, это он раньше 518-ым был.. да у нас всегда так: это просто объединенный рейс, вот и номер другой.. а в билетах пробили 518 потому, что, когда вы улетали, он еще был 518-ым.. а теперь он 510-ый.. это нормально. Тут всегда так”.

Бегу обратно, хватаем вещи, быстро проходим таможенный контроль, несемся к стойке “Аэрофлота”, чек-инимся, и – бегом по длиннющему залу до гейта №6. По пути оказывается, что нужно еще заполнить карточки выезда из страны. Заполняем. Снова бегом. Прибегаем, рожи красные, протягиваем служащему аэропорта бумаги для посадки на рейс (на табло горит “рейс 510”), и он, удивленно так: “Да вы не торопитесь.. ваш рейс только что совершил посадку .. он только в 2-40 и вылетит”. Тихо материмся и садимся ждать. Здравствуй, Россия! Дух твой и здесь чувствуется… за сотни, тысячи километров.

“Пока наша страна остается страной идиотов, она остается великой!” – изрекаю я, глядя, как к тому же работнику несется на всех парах пожилая пара. Тоже русские. Тоже на рейс № 509, 510, 518 в одном флаконе. Тоже матюкаются, когда понимают, что их зря гоняли.

Но это мелочи. Удивление наступило позже – когда мы устроились в креслах Ту-154 и услышали: “…наш рейс совершает полет по маршруту Бейрут-ДАМАСК…” – тут уже просто “все упало”. “Как в Дамаск?! Нам в Москву вообще-то!”

Оказалось, что сначала мы залетим в Дамаск, дозаправимся, а оттуда уже – в Москву. Хамовитые стюардессы, капитан корабля, который не представляется своим пассажирам и выбитая-таки из стюардесс конкретика: “раньше 11 утра прилететь в Ш-2 можете и не рассчитывать!” (на билетах время прилета: 7-40). Ну, что делать… спим.

Приземлились все же в 9-30, и уже в 9-40 прошли все процедуры и направились в сторону автостоянки… Москва встретила нас температурой +1, холодным ветром, серыми пейзажами и дорогой на работу…

Ощущение, что это все приснилось, только усилилось. Так не бывает. И все же так было.

И, сколько ни оглядываюсь на это путешествие, моя уверенность непоколебима: никто из нас не поверит, что мы отсутствовали в Москве всего три дня. Там прошла целая жизнь. Другая. Не лучше, не хуже. Просто другая.

И я знаю: мы вернемся в Ливан еще раз… или не раз… но обязательно вернемся.

THE END

Shyan Paul   

 



Прочитайте еще Отзывы о Ливане:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.