Древнерусская сторона , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Древнерусская сторона

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > Древнерусская сторона

Древнерусская сторона Город основан на слиянии реки Которосль с Волгой примерно в 1010 г. – во всяком случае, именно в 2010 г. жители города собираются праздновать 1000-летие. Предание приписывает основание города киевскому великому князю Ярославу Мудрому, который, видно, был парнем не промах – расширяя границы своего княжества, и продолжая славное дело своего отца, Владимира Красное Солнышко (того, кто крестил Русь «огнем и мечом»), он надумал покорить земли вдоль Волги, и встретил сопротивление со стороны жителей языческого поселения «Медвежий угол», а когда жители выставили на поединок свой тотем – медведя – князь поразил зверя и стал повелителем здешних земель. А чтобы помнили, нарек город собственным именем. А бедное животное стало с той поры символом города. Неподалеку от Красной площади в скверике посреди цветочной клумбы стоит медведь, как будто вырезанный из куста – с картонной секирой в лапе – секиру сию, как рассказывают, воруют с завидной регулярностью местные хулиганы. Поединок же князя с медведем увековечен на постаменте памятника князю напротив Спасского монастыря.

После смерти князя Ярослава могущественное государство Киевская Русь (а оно было поистине могущественным, и имело влияние на историю Европы, учитывая, что дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия – за венгерским королем Андреем I, Елизавета – за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским, а польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава) перестало существовать: распалось на мелкие удельные княжества, возглавляемые вечно выясняющими между собой отношения князьками. Ярославль же сначала вошел в состав Владимиро-Суздальского княжества, затем стал столицей Ярославского княжества (1218). С 15 века Ярославль в составе Великого Московского княжества.

В период борьбы против польской интервенции в 1612 в Ярославле находилось Народное ополчение под руководством К.М. Минина и Д.М. Пожарского, именно отсюда оно двинулось на Москву. В 17 в. Ярославль – крупный торговый и ремесленный центр, расцвет экономики сопровождался расцветом в искусстве – именно тогда были созданы практически все увиденные нами шедевры зодчества, кои и поныне можно увидеть в Ярославле. В 1750 в Ярославле актёр Ф.Г. Волков основал первый в России профессиональный театр.

Навечно вписаны в летопись русской культуры имена великих людей, связанных с Ярославлем: основателя первого русского театра Федора Волкова, русских поэтов Николая Некрасова, Леонида Трефолева, оперного артиста Леонида Собинова, ученых: индолога Герасима Лебедева и экономиста, поэта, этнографа М. Чулкова, основоположника русской научной педагогики Константина Ушинского, первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.

Прогулки по городу

Вероятно, мы бродили по городу довольно бездумно, ныряя то в какую-то подворотню, чтобы заснять понравившийся дворик или шпиль церкви, который лучше всего виден именно отсюда, перебегая дорогу в неположенных местах, дабы убедиться, что и отсюда этот купеческий особняк тоже хорош, но в целом старались больших крюков по городу не делать, так что совершить прогулку по нашим «стопам» все же можно попытаться.

Полюбовавшись строгим зданием вокзала и поморщившись на толпу, выползающую из подземного перехода, мы потопали к справочному бюро, дабы узнать, как нам добраться до Толгского монастыря. Оказалось, что такого понятия, как справочное бюро, в Ярославле нет, и как ехать до монастыря, никто не знает, хотя в путеводителе «Ле Пти Фюте» (далее – просто ЛПФ) было четко указано – электричкой с вокзала. Ну что ж, городским властям есть над чем задуматься в преддверии 1000-летия города и наплыва туристов, а накладки путеводителя пусть остаются на совести его редакторов, так и не удосужившихся, кстати, издать новую версию, с поправками.

Но карту мы все же увидели – в киоске прямо на вокзале, 60 рублей. Она большая и не очень удобная, но основные культурные ценности там найти можно. Муж, который по ней меня и водил (я держала путеводитель и фотоаппарат), утверждает, что к действительному расположению улиц карта имеет примерное отношение, как будто городские власти сначала издали карту, как Ярославль должен выглядеть к славной и круглой дате, а потом стали подгонять под нее город. Пока еще не совсем получилось.

Храм Владимирской Богоматери на Божедомке (17 век)

В славном путеводителе ЛПФ указано, что храм на пересечении улиц Рыбинской и Мышкинской. Наверное, это был юмор, которого мы, циничные туристы, не оценили – ибо церковь стоит на пересечении улиц Рыбинской и Лисицына.

Церковь славная: аккуратная, с синей крышей, колокольней, чем-то напомнившей Коломенское, и тремя небольшими маковками куполов с другой стороны. Никогда не задумывалась, что означает название «Божедомка», помните «Ира на Божедомке? Друг,а это не Соболевская, часом?». Так вот, прочитала, что «божедомкой» называли пригородную слободку для бедных и безродных. Вот оно как.

Рыбинская улица донельзя контрастная: то киоск, вокруг которого бомжи устроили посиделки, кучи строительного и обычного мусора, лужи по колено, и довоенного вида дома, то район со свеженькой застройкой, где снаружи окон висят горшки с геранью, и офисные здания, блестящие тонированными стеклами. Обогнув школу, окруженную рябинами и бревенчатый домик, мы попали на улицу Салтыкова-Щедрина. На ней мы намеревались осмотреть

Церковь Никиты Мученика с колокольней (17 век),

Но не тут-то было – по указанному в ЛПФ адресу Салтыкова-Щедрина, 40 спокойно стоял жилой дом, причем очень старый (версия о том, что на месте колокольни построили новый дом, отпала сразу). Благо, что на пороге дома беседовала пара мужичков, из общения с которыми мы выяснили, что искомый объект расположен дальше на 50-60 метров – по адресу Салтыкова-Щедрина, 32, или на пересечении с улицей Победы. Интереееесные авторы у ЛПФ.

Сама церковь практически не сохранилась, от нее остался безликий кусочек, зато колокольня видна даже через безобразный промышленного вида забор. Лучше всего снимать ее, кстати, со стороны, противоположной той, откуда мы вышли – это выяснилось на следующий день. Колокольня являлась одной из первых в Ярославле звонниц ярусного типа, и выглядит очень оригинально – ярусы постепенно уменьшаются кверху и увенчаны малой главкой, что зрительно увеличивает высоту колокольни.

Еще один ляп ЛПФ – на карте рядом в колокольней обозначен Дом врачей, хотя на самом деле он на Волжской набережной.

***

Отсюда мимо стадиона, где завтра планируется футбол, мы потопали к своей гостинице, на ул. Некрасова. Поселились, и пошлепали дальше осматривать центр.

В 5 минутах приятной прогулки мимо старинных деревянных домов с резными ставнями – Красная площадь. В отличие от московской тезки, она не впечатлила. Вправо уходит небольшой бульвар, где ощутимо пованивало навозом – стайка девочек то ли прогуливала двух лошадей и парочку пони, то ли предлагала покататься. На бульваре – прекрасно выполненные яркие цветочные клумбы, а в центре одной из них стоит медведь, как будто вырезанный из куста, с секирой в лапе. Перед зверушкой вчистую вытоптана клумба – наверное, туристы каждый день фотографируются «на фоне».

За домами виднеются золотые купола – это

Казанский монастырь и собор (1610)

Зело велик и впечатляющ: величественные белые стены, свежий ремонт снаружи и пока еще разруха внутри. Но перед центральным входом – опять ухоженные цветочные клумбы (смотреть приятно), и часовня, куда туристам ходить было нельзя – тут женский монастырь. Названы собор и монастырь в честь образа Казанской Божьей Матери, защитившей город от поляков в начале 17 века. В 1612 году этот образ сопровождал ополченцев Минина и Пожарского в походе на освобождение Москвы. Здание собора построено в 1845 году. Вероятно, в советское время монастырь был закрыт и с практическими целями использовалась только соседняя церковь Покрова Богородицы – классическая, с колоннами по фасаду и круглым куполом, но без креста – с другой стороны монастыря на ней еще вылеплены буквы «Планетарий». Кажется, там у входа даже расписание висело – часы работы и список лекций…

Часовня Александра Невского (1892)

От монастыря в сторону Советской площади ведет замечательная улица: почти все здания по ней – ювелирные магазинчики и кондитерские. Запахи там – закачаешься! Но закачались мы не от пленяющего аромата свежайшей выпечки, а от потрясающе красивой часовни, скромно стоящей на краю площади у дороги. Вокруг нее раскопали тротуар, высились кучи песка и банальной грязи, а она стояла себе свечечкой… Внутри в малюсенькое пространство умудрились впихнуть два внушительных прилавка и витрины со свечами-крестиками-иконками и «правоверной литературой», за ними монахинь с ног до головы в черном не было даже видно. Так что на красивые росписи на голубом фоне мы любовались, притулившись у порога. По одному А снаружи она настолько нарядна, что напомнила мне кокошники для новогодних утренников – с резьбой, узорами, шатрами крыши, изразцами… Если пройти чуточку вправо, то там будет еще одна похожая на часовню церковь – Сретения Господня в Депутатском переулке. Но мы дойдем до нее только завтра

***

На самой же площади стоит посмотреть еще на фасад гостиницы «Волга». Так называемый провинциальный модерн, внесенный, говорят, в учебники русской архитектуры. Удивило меня только одно – гостиница уже довольно длительное время называется именно «Волга», а в ЛПФ ее именуют все еще «Бристолем».

За большим и непонятно как тут оказавшимся зданием на просторной Советской площади стоит до того красивая церковь, что я и на административные здания по краям площади-то и не обратила внимания. Она похожа на… пирожное – кремового цвета стены, нежно-зеленые купола – фрукты в корзиночке К ней двигалось несколько групп интуристов, которых только что привезли сюда на автобусах, и их было столько, что я невольно ускорила шаг – дабы обогнать их и первыми зайти в

Церковь Ильи Пророка (1647-1650)

Внутри очень, очень красиво: резной золоченый иконостас, изразцы целыми панелями, много золотой церковной утвари, но лучше всего – фрески, кажется, будто стены покрыты ярким ковром. Рассматривать все это можно бесконечно, но за плату – 60 руб. со взрослого, 30 – для льготных категорий, 100 – фото- и видеосъемка (дальше я буду просто писать так: 60/30/100).

Церквей, еще не переданных РПЦ, и принадлежащих музею, в Ярославле еще много, и все они стоят примерно столько же. Особенно радует плата за съемку – в темноте внутри и увидеть-то что-то проблематично, а уж снимать… Те же церкви, которые уже переданы церкви (и расположены в центре), радуют хорошим освещением, бесплатным входом и относительной приветливостью персонала – так, может, отдать все церкви РПЦ? И туристам хорошо, и прихожанам…

В данной же церкви у входа примостилась какая-то «народная художница» (мы так и не поняли, работник музея она, или так, торгует своими работами), которая, увидев, как мы зависли, рассматривая фрески коридора, в довольно грубой форме сообщила нам, что «вы мне мешаете, молодые люди!» Удивительно, но группы иностранцев, заслонявшие фрески еще более массово, ей не мешали. Интересно, до каких пор персонал российских музеев будет пресмыкаться перед иностранцами и третировать российских туристов? Или это уже в крови и, может быть, пройдет поколения через три? Вспомнилось мне, как году эдак в 1997, когда мы с родителями проводили лето в Массандре, выбрались мы в Ливадию, так вот там кассирша дворца сообщила, что прибыла большая группа «европейцев» (произнесено это было с придыханием), и поэтому пока их не пропустят вне очереди, продавать билеты она не будет. Тетеньке не повезло – народ, приехавший в тот день, попался боевой, и тут же поставил ее на место, иностранцы были поставлены в общую очередь, да они и не возражали-то… Этой же (ярославской) хамке я (не сдержалась) сообщила, что вообще-то музей существует не только за счет иностранных туристов, и если она будет продолжать наглеть, то я буду вынуждена написать жалобу администрации музея. Ошалевшая тетка что-то еще пыталась пробурчать типа «ну надо же – мы живем за счет туристов», но мы уже шли смотреть церковь снаружи…

Церковь Николая Надеина (1620-1622)

Тоже принадлежит музею. 30/10/100. Стоит буквально за соседним домом, во дворе. Первый каменный посадский храм Ярославля, построенный по заказу активного участника земского ополчения 1612 г., “государева гостя”, торгового агента царя Надея (Евфимия Андреева) Светешникова и посвященный Николе – чудотворцу – покровителю торговли и путешествующих.

Внутри стоит взглянуть на массивный золоченый иконостас, выполненный, согласно легенде, по рисунку основателя русского драматического театра, прихожанина храма, Ф. Г. Волкова, что вполне вероятно, так как вся композиция носит театральный, декоративный характер. Фрески 17 века. Снаружи церковь скромная, но тоже радует глаз, особенно своей многоэтажностью – такое впечатление, что там кто-то живет/работает.

***

Несмотря на то, что с утра покрапывал дождик, погода, наконец, решила порадовать туристов и свадебные процессии солнышком. На набережной, откуда ни возьмись, появилось множество автомобилей, изукрашенных белыми и розовыми цветами, большеглазыми пупсами, кольцами и сердечками. Молодожены решили не мудрствовать, и вся свадебная съемка происходила вдоль реки в стиле «жених на ладошке у невесты», «невеста в траве», «я и Маша на фоне «мерса». Тем не менее, гулять по набережной исключительно приятно: Волга, понимаешь, белые стволы берез на том берегу, белые чайки на волнах, ослепительно белый пароход. А еще на набережной целых две беседки-ротонды – возле Речного вокзала и дальше, у стрелки на стыке Волги и Которосли.

Красоты-красотами, но пропускать

Церковь Рождества Христова (1636-1644)

все же не годится. Состоит из церкви и колокольни, стоящих отдельно, но после осмотра осталось стойкое ощущение, что когда-то они были соединены, и беспощадное время выгрызло из середки единого строения целый кусок. Весь ансамбль – сплошной шедевр: резной крест над небольшим Казанским приделом является одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников; колокольня не имеет аналогов в русской архитектуре (в одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь и венчающая ее колокольня, имевшая ранее часы), а еще это первый храм в Ярославле, где в декор стен главного барабана были введены изразцы. А ось колокольни обрамлена небольшими минаретиками!

***

Тут бы нам еще пройти дальше по набережной и посетить церковь Благовещения (Волжская наб., 51), но не сложилось – отвлеклись на пароход, наверное Чуть дальше у реки в тени густых деревьев пришвартована гостиница «Волжская жемчужина» – весьма уютного вида. Помню, когда мы летели в Тунис в 1993 году (а я тогда училась в школе и жила не в Москве), ночевали мы на теплоходе, кажется, «Александр Блок». Меня тогда очень смешили малюсенькие каюты и оранжевая обстановка, радовал красивый ресторан на верхней палубе, а ночью немного пугал плеск волн о борт судна… Интересно было бы совершить круиз на теплоходе, для начала, скажем, по Москве-реке или Волге, дабы понять окончательно – на всех ли видах транспорта меня укачивает Так вот, выглядит гостиница весьма пристойно, и как оказалось, не запредельно (http://www.riverhotel-vp.ru/default.html).

Прямо из набережной вырастает Волжская башня (вторая из двух сохранившихся крепостных башен города, которых изначально было 16; первая, Власьевская, доступна для осмотра на площади Волкова). Мимо проносится кто-то на роликах… в прокат их дают тут же, на набережной, во множестве палаток. Час катания – 100 рублей. За одной из таких палаток грустно стоит

Ильинско – Тихоновская церковь (1825-1831)

Согласно преданию на этом месте в начале XI века был срублен по указу князя Ярослава Мудрого первый храм Ярославля. В XVII веке деревянный храм был заменен каменным – в классическом стиле. На большом куполе нет креста, отчего церковь какая-то неприкаянная…

Дальше по набережной –

Митрополичьи палаты

На этом месте когда-то стоял ярославский Кремль… Палаты, возведенные по повелению ростовского митрополита Ионы Сысоевича, со всеми служебными постройками целиком тоже не сохранились, но и то, что осталось, внушает уважение – особенно толщина стен 2 метра Я датировала постройку 17 веком – уж больно палаты напоминают палаты Строгановых в Усолье.

***

Вообще, красивых домов в Ярославле очень много, есть и старинные, и 18-19 века. Идешь-идешь – бац! – потрясающей красоты фасад в новорусском стиле (это не то же самое, что новорусский стиль в Москве 21 века!). Или дом исторический, с сенями, подклетями и амбаром. Или особняк в тихом месте, который хочется немедленно купить у хозяина (банка или турфирмы) и жить в нем самому… Кстати, и современная застройка не подкачала – домов, в которых я бы не отказалась купить квартиру, было достаточно много.

Прогулочным шагом мы выходим к тому месту, где пересекаются Волга и Которосль. Тут скопление палаток с сувенирами (шкатулки из бересты, большие деревянные карандаши, керамические колокольчики, тарелки с изображениями города), вниз к реке ведет лестница, откуда открывается потрясающий вид на стрелку – на небольшом участке земли цветами выложена красная цифра 996 (через 4 года у города 1000-летие) и большой медведь. Наверное, «ПРЕВЕД, МЕДВЕД» может стать частью символа города

Хорошо сидеть на лавочке, глядя на Волгу! Мимо несутся, отчаянно сигналя, автомашины свадебных процессий, из кафешек доносится шансон, а бабульки на соседней лавочке обсуждают очередной сериал про «любовь в богатом доме с хорошим концом».

Сбоку от нас видна огромная каменюга – он символизирует место, где основан город – на нем так и написано «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль». Видимо, есть разные мнения, где он был основан, потому что за последние несколько лет его перетаскивали несколько раз, видимо, в поисках более живописного места. Кстати, местные жители так и называют этот камень – «Булыжником». За ним – небольшая аллея, облюбованная парочками, которая заканчивается памятником Троице. Его «прозвали «Трое непьющих» за их скорбные лица и субтильный вид язвенников; Троицу также кличут «Касперами», в честь приведения: по каким-то причинам фигуры долгое время провели под простыней, дожидаясь официального открытия».

Теперь наш путь продолжается вдоль реки Которосли. Аккуратная, будто игрушечная церковь – это

Церковь Николы Рубленого (1695)

Единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля 17 в. выстроена на средства посадских судостроителей на месте древней надвратной деревянной часовни. Она скромна по декоративному оформлению, выделяется среди других храмов города гармоничностью и изысканностью пропорций и служит лучшим украшением набережной.

За небольшим стадионом виднеется

Церковь Спаса на городу (1672)

Кто сказал, что терем-теремок должен быть разноцветным? Теперь я считаю, что он должен выглядеть именно таким – белым с зелеными куполами, устремленными вверх, компактным, но в то же время домом-крепостью. Как в воду глядела – оказывается, церковь выстроена на месте Зелейной башни – самой мощной крепостной башней ярославского Земляного города. Внутри церкви сохранились кусочки фресок 17 века (она передана РПЦ и посему входить внутрь можно бесплатно), а снаружи – прекрасная клумба, на которую, видимо, покушались не раз – ибо в центре среди цветов прикреплена табличка следующего содержания: «Люди! Побойтесь бога! Оставьте цветы в покое!» Когда мы вышли из церкви, на колокольне появился человек в темном, и на набережную хлынули звуки колокола – тревожные, зовущие – то ли на ратные подвиги, то ли на защиту града от супостата. И звуки эти были такой мощи и такой красоты, что несколько групп иностранцев, ведомых бойкими гидшами, остановились посреди дороги и, подняв головы, стояли все то время, что звуки колокола таяли в воздухе где-то посреди Волги…

Церковь Михаила Архангела (1657-1682)

По преданиям первую церковь во имя Михаила Архангела (покровителя воинов) построил «в большом граде, у врат, брусяную» ростовский князь Константин Всеволодович в 1216 г. и простояла она 79 лет. А затем княгиня Анна создала на этом месте новый деревянный храм. Новый каменный храм строился на средства прихожан двадцать пять лет, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества 17 века. Выглядит она необычайно высокой – высоченный подклет служил складом для товаров. Интерьер расписан в 1731 г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым в декоративно – повествовательном стиле.

Во дворе церкви, как гласит плакат снаружи – выставка-ярмарка колоколов ежедневно 11-21. Колокольные звоны в будни в 18.30, в выходные в 12 и 18.30. Вход свободный. Наверное, то, что мы увидели – выставка и была – большой колокол, висящий отдельно, и под крышей небольшого павильона – штук 20 поменьше.

Поборов искушение дернуть за веревку колокола, мы направились к Спасскому монастырю, стоящему через дорогу.

Окончание с полезным приложением следует.

Древнерусская сторона: окончание

nat_ka   



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.