Озерное чудо , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Озерное чудо

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > Озерное чудо

Рассказ был опубликован мною в журнале “Мир Севера” (№ 4-6, 2003) под названием “Озерное чудо” и с небольшими изменениями в журнале “Встреча. Культурно-просветительная работа” (№10.2003) под названием “Лики Коневца”

На крохотном островке Ладожского озера, расположенном чуть более двух километров от западного берега, надежно укрыто от посторонних глаз уникальное место: Коневский Рождественско-Богородичный монастырь. По сравнению с поистине всемирно известным и прославленным Валаамом, что на той же Ладоге, о Коневце, к сожалению, мало кто знает. Но было время, когда на Коневец стремились не только простые паломники. В последней трети XIX века. монастырь посещали писатель Н.Лесков и его не менее известный в те годы собрат по перу В.Немирович-Данченко, брат знаменитого основателя МХАТа; поэт Ф.Тютчев и архитектор А.Горностаев, активно строивший православные церкви в Карелии и Финляндии. И даже известный на весь мир Александр Дюма, во время своего визита в Россию нашел время, чтобы специально заехать на Коневец.

Что же влекло столь разных людей, как и тысячи других, на этот крохотный островок?! Ведь отнюдь не только праздное желание увидеть легендарный Конь-камень, на котором в древности язычники закалывали коней. На Коневце благодаря своей “забытости”, оторванности от больших троп и проторенных дорог (до монастыря и сейчас, в начале XXI в. совсем непросто добраться), удалось сохранить поистине уникальную атмосферу спокойствия и умиротворения, наполненную обретением Высшего Смысла и стремлением к Вечности.

Бесконечная суета сует крупных городов, отчетливо ощущавшаяся уже во времена Лескова и Достоевского, не давала человеку ни минуты покоя. А Коневец как магнит притягивал страждущих, ищущих душевного спокойствия и тишины. Что уж говорить про наш век бешенных скоростей… Коневец – и есть то место, где отдыхаешь душой.

Коневец – это край белых ночей, которые дольше и сильнее петербургских. Поразительно, но в час ночи солнце светит также ярко, как и в час дня. Кроме того, у Коневца очень богатая и интересная судьба. Прошлое и настоящее тесно переплелись на этом крохотном клочке суши. Монастырь пережил буквально все: времена подъема и упадка, вражеские нашествия и полное забвение, пребывание в составе другого государства и новое возрождение. Маленький остров хранит в своей истории столько разнообразных событий, что на их основе можно писать историю страны. Обратимся же к славному, хотя порой и драматичному (а другого в истории России просто и нет) прошлому этого уникального места.

Чудесное спасение

Инок Арсений возвращался с Валаама домой на далекий Афон. Путь предстоял неблизкий. Только до берега, где стояла новгородская Корела, почти день пути по воде. Но ехать, а вернее плыть, все равно надо. Благо день был чудный: ярко светило солнце, да и на озере почти что штиль. Монастырская ладья отчалила от скалистого берега и вскоре архипелаг скрылся из виду. Кругом, куда ни глянь, до самого горизонта была одна вода. Арсений закрыл глаза и представил Грецию. Как похоже: те же островки, бухточки, кругом вода, только намного теплее и не бывает снега. Вот бы открыть глаза и оказаться на Афоне!

Но открыв глаза, Арсений увидел, что погода начала портиться. На небе появились тучки, и по озеру пошла рябь. Вскоре к ним добавился и ветер, небо стало затягиваться уже свинцовыми тучами, и на озере поднялась волна. Плыть дальше становилось опасно, нужно было срочно приставать к берегу. Но его нигде не было видно. А на коварной Ладоге, где так внезапно меняется погода, начался настоящий шторм. Волны усилились и начали заливать лодку, грозя перевернуть утлое суденышко. Арсений стал горячо молиться о спасении. Целиком погрузившись в молитву, он отдав свою жизнь в руки Всевышнего.

…Когда Арсений очнулся, то обнаружил себя на берегу. Обрадовавшись чудесному спасению, инок надеялся, что волны вынесли его на берег озера. Увы, он оказался на маленьком островке. К тому же тот оказался необитаем. Правда, с него на горизонте еле виднелся какой-то незнакомый берег. Как потом оказалось, это был уже действительно берег Ладоги.

Но остров, на который вынесли волны Арсения, пользовался дурной славой. Окрестные жители избегали посещать его. На гигантском, поражающем воображение валуне, весом почти 46 тысяч пудов (!) местные язычники издавна приносили в жертву коней. А кое-кто поговаривал, что и не только коней. Оттого огромный валун, схожий по форме с черепом коня, и прозвали Конь-камнем.

Арсений загорелся желанием просветить светом Истины местных жителей и покончить с кровавыми жертвоприношениями. В честь своего чудесного спасения он решил основать на острове монастырь. Было это в 1393 г.

Монастырская быль

Перво-наперво, дабы навсегда покончить с языческими жертвоприношениями, Арсений освятил Конь-камень. Согласно житию, нечистые духи в образе больших черных воронов вылетели из камня и покружившись с дикими воплями над ним, улетели в сторону бухты.

В первый год пребывания на острове Арсений поселился на горе, где водрузил крест и, подобно многим основателям обителей, сам построил келью. Позднее эта гора стала называться Святой. Слава о Арсении и строящемся на острове монастыре стала распространяться далеко за его пределами. К Арсению начали приходить странники, составившие первую братию монастыря. Через год Арсений перешел на юго-западную часть острова к бухте Владычная лахта, названной в память о посетившим Арсения владыке Евфимии Новгородском. Здесь же Арсений и начал из окрестных деревьев сооружать собор в честь Рождества Богородицы.

Чуть позже, Арсений задумал сделать собор каменным. Камни терпеливо везли с материка – на острове своего камня не было. Работа была трудной и опасной: несмотря на то, что Коневец виден с ладожского берега, нагруженные лодки плыли несколько часов. К тому же в проливе, отделяющим остров от материка, даже при ясной погоде могла подняться волна, делавшая путь строителей не только опасным, но и порой просто смертельным. Волны, перехлестывавшие через край, запросто могли отправить людей с камнями на дно. Но работа спорилась, и за два года (1398-1399) Рождественский собор стал каменным.

Благодаря Арсению монастырь стал почитаемым и известным не только на Руси, но далеко за ее пределами. О нем узнали даже на Афоне, куда наведывался Арсений. Оттуда и привез он привез чудотворную икону Богородицы, получившей название Коневской. Отличительной особенностью ее является голубь (символ очищения), которого держит в руке младенец.

Арсений наладил в монастыре и летописание, сделав обитель, наряду с Валаамом, одним из столпов православия на северо-западных рубежах Руси. При Арсении была написана Коневская Псалтырь (конец XIV в.), хранящаяся ныне в Российской Национальной библиотеке.

При жизни Арсений указал и новое место для соборного храма. Старый, расположенный у берега, часто подвергался наводнениям. В 1421 г. Арсений перенес Рождественский собор на более возвышенное место, разобрав старый храм.

Коневец в русско-шведском противостоянии

Когда две державы схлестнулись в битве за Карелию, Коневец оказался в центре драматических событий. Шведы дважды: в 1577 и 1610 гг. захватывали остров и разграбляли монастырь. После поражения в Смуте по условиям Столбовского мира (1617), среди прочих земель Россия уступала Швеции Корелу с округой. В эту округу входил и Коневец, попавший под шведское владычество.

Монахи бежали в Новгород, где поселилась в Деревяницком Воскресенском монастыре. Меж тем шведы не только разорили монастырь, но и решили уничтожить следы пребывания русских на острове. К этому делу они подошли с европейской педантичностью и расчетливостью. Задавшись целью основательно укрепить Корелу, переименованную ими в Кекскольм, чтобы русские не смогли впредь ее отвоевать, шведы решили возвести новые стены взамен обветшавших старых. Но где взять камни на строительство?! Вести из далека: и дорого, и хлопотно. И тут шведов осенило  а русский монастырь на что! Так, ничтоже сумняшеся, интервенты разобрали по камню Рожественский собор, а заодно и остальные каменные постройки Коневца. А затем, в течении нескольких лет методично перевозили их в Кегскольм, строя шведскую твердыню, символ своего могущества в Карелии.

Для Коневца наступили черные дни. От монастыря действительно не осталось камня на камне. Фундаменты построек стали зарастать травой. Шведы вывезли даже валуны, положенные в основание Рождественского собора. Увезли бы, наверное, и Конь-камень, если бы смогли его сдвинуть с места.

Ровно сто лет длилось шведское владычество в Карелии. В 1710 г. в ходе Северной войны, Петр I взял Кексгольм, освободив от шведов Карелию. А в 1718 г. Петр Великий, заботившийся о восстановлении православной жизни на русском северо-западе после шведского владычества, своим указом возрождает Коневецкий монастырь. Правда, начинать пришлось буквально с нуля.

Восстановление и расцвет монастыря

Постепенно Коневец оправляется от разрушений. В 1786 г. в монастыре принял постриг под именем Зосимы З.В.Верховский, будущий основатель Троице-Зосимовой пустыни. Именно его вывел на страницах своего романа “Братья Карамазовы” в образе старца Зосимы Ф.М.Достоевский.

С конца XVIII в. монастырь активно отстраивается. Это было связано с тем, что Коневец вновь начинает приобретать известность, и следовательно, в него стали притекать паломники. В 1794 г. на Святой горе, там, где в первый год своего пребывания на острове Арсений построил келью, возвели Казанский скит. В 1799 г. начали строить на старом месте двухэтажный каменный Рождественский собор. Работы по отделке храма закончились в 1809 г. Интересно, что хотя собор был спроектирован светским архитектором, но творчески переработан монахом Сильвестром, который являлся и руководителем строительства. Иконы соборного храма принадлежали кисти знаменитого В.П.Боровиковского.

В первые десятилетия XIX в. формируется основной комплекс монастыря. Рождественский собор находится в центре четырехугольника, образованного из каменной ограды и флигелей. Входом в монастырь служат Святые ворота с 35 метровой колокольней. Она была видна уже при приближении лодки к берегу. Внутри колокольни сохранились фрески, изображающие драматические события русско-шведского противостояния и встречу Арсения с владыкой Евфимием.

К середине века, в связи с увеличением числа паломников, возводится каменная гостинца, а с появлением на Ладоге пароходов сооружается и гавань. Гостей обители встречала у гавани Никольская часовня (1815). В этом же году соорудили часовню на Конь-камне, на которую вела дощатая лесенка.

В последней трети XIX в. Коневец переживает необыкновенный расцвет. В ту пору среди значительной части русской интеллигенции происходит обращение к православию, вызванное желанием составить единое целое со своим народом, возвратиться к своим корням и истокам. По времени этот духовный поиск совпал с общим экономическим подъемом в стране, что вызвало резкое увеличение числа паломников, обеспечив приток средств в монастырь. Кроме того, монастырь вел и хозяйство, занимаясь рыболовством и животноводством.

Слава Коневца вновь, как и при Арсении, расходится по России. Число паломников, страждущих душевного спокойствия и очарованных красотой и величием монастыря на маленьком острове, увеличивалось год от года. Побывавший в 1873 г. на острове Н.Лесков написал проникновенный очерк о Коневце. Не оставил равнодушным Коневец и знаменитого Александра Дюма, очарованного северным величием и суровой простотой этого места.

На растущие доходы монастырь создает свои подворья. Одно было в Петербурге, неподалеку от Владимирского собора, а другое – в Кексгольме. Но с приходом нового века мирная идиллия безмятежного существования Коневца превратилось в тихое и светлое воспоминание о прекрасном.

Драматичный XX век

По декрету Ленина в самом конце 1917 г. Финляндия получила независимость. Еще в середине XIX в. в состав Финляндии была приписана Выборгская губерния, в состав которой входил и Коневец. Совсем как Крым при Хрущеве! Ведь никто и подумать не мог, что когда-то Российской империи или СССР настанет конец. Так Коневец оказался за границей.

Финны существенно урезали течение монастырской жизни. Службы стали совершаться только в нижнем соборе В гостинице разместился штаб, а на острове поставлены две береговые батареи. Монастырь стал приходить в упадок.

Во время советско-финской и Великой Отечественной войн монастырские постройки серьезно пострадали. В 1944 г. последние монахи, опасаясь преследований и обвинений в пособничестве врагам, уехали в Финляндию. С собой они вывезли утварь, старинные иконы и главную святыню – Коневскую икону. В 1956 г. оставшиеся в живых монахи Коневца переехали в Ново-Валаамский монастырь, основанный в Финляндии бежавшими с Валаама монахами после советско-финской войны.

Ну а на Коневце разместилась советская военно-морская часть. Гостиница и монастырские кельи использовались для проживания, а храм и часовни как склад для боеприпасов. Благодаря расположению военной части на острове монастырь хотя медленно разрушался, но все же сохранил все свои основные постройки, т.к. новым обитателям Коневца и их технике нужна была крыша над головой.

В новейшей истории монастыря четыре знаменательных события. В 1990 г. монастырь был возвращен церкви, а военные начали медленно выводить свое имущество с острова. Второе и самое главное – обретение в 1991 г. мощей Арсения, находившихся под спудом в основании Рождественского собора с 1573 г. в виду угрозы шведского нашествия. Третье – в 1993 г. монастырь отметил свое 600-летие. И, наконец, в 1997 г. монастырь отпраздновал 550 лет со дня преставления преподобного Арсения Коневского.

Наши дни

Сейчас монастырь активно занимается восстановлением своей территории. Обветшавшие постройки требуют ремонта. Да и следы пребывания военных видны повсюду. Здесь вполне можно снимать фантастический фильм о погибшей или исчезнувшей цивилизации. На маленьком острове можно наблюдать уникальное сочетание: Рождественский собор соседствует с полуразрушенной радиостанцией, монастырская гостиница с почти целыми автобусами и уазиками. В скиту еще совсем недавно был склад боеприпасов, а бывшее монастырское кладбище служило для военной части футбольным полем вместе с плацем в придачу, на заросших травой плитах которого ныне безмятежно пасутся коровы и овцы. Сочетание вроде бы несовместимого создает поистине фантасмагорическую картину.

Но временные трудности преодолимы. Число паломников медленно, но неуклонно увеличивается год от года. В Петербурге и Приозерке (бывшей Кореле-Кексгольме), как и сто лет назад, активно действуют монастырские подворья, принимающие паломников и отправляющие их на Коневец. Старый учебный катерок, подаренный военными монастырю, стал основным транспортным сообщением Коневца с Большой землей. Медленно, словно в старину, рассекает он ладожские волны. Монастырь приближается постепенно, неспешно, и в таком ставшем уже непривычным для нашего времени движении, ощущаешь себя паломником теперь уже позапрошлого, XIX века, героем очерков Лескова. На Коневце кажется, что время остановилось где-то там, во временах Достоевского. Но великолепно разработанный монастырский сайт возвращает нас к реальности. Там есть прекрасные строки:

Коневец, Коневец, Остров чистых сердец,

Тишины и молитв, Уносящихся к Богу.

Ты для нас, Коневец, Отдаляешь конец,

Как заблудших детей, Выводя на дорогу…



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.