МонZа или дорога края непуганых зайчиков , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

МонZа или дорога края непуганых зайчиков

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > МонZа или дорога края непуганых зайчиков

МонZа или дорога края непуганых зайчиков МонZа или дорога края непуганых зайчиков

Курят в тамбуре люди,

Друг другу врут, друг друга бьют в профиль и в фас.

Знаешь, всех их завтра не будет,

Ну, а для нас их уже нет даже сейчас. (Дмитрий Гузь – «Поезд»)

Краткая историческая справка о Монзенской железной дороге от Сергея Болашенко (подробнее на его сайте):

«Монза», пролегающая по территории Вологодской и Костромской областей – одна из крупнейших в России ведомственных железнодорожных линий. Ее строительство началось осенью 1933 года с целью массового вывоза древесины для снабжения московских предприятий дровами. Линия постепенно удлинялась, причем ее строительство не прекращалось даже в годы войны. К концу 1950-х годов гудок прибывшего поезда впервые за свою многовековую историю услышал город Солигалич. Однако главная магистраль дороги оставила город в стороне: в 1960 году был открыт участок Ламса – Гремячий, возводился крупный Гремячинский лесопункт. В 1980-х было принято решение о продлении дороги до города Никольска, но наступивший в стране экономический кризис привёл к консервации стройки. По данным на 2000 год, в составе Монзенского леспромхоза (АО «Монзалес») находилось 6 лесопунктов, на дороге действовали 14 станций (Вохтога c «районом» Таёжный, Монза, Истопная, Каменка, Стеклянка, Побоичная, Ламса, Солигалич, Гремячий, Карица, Ида, Кунож, Юза, Кема). Насчитывается 22 малых и средних моста. Работают 11 тепловозов ТЭМ различных модификаций. Протяжённость Монзенской железной дороги составляет 268 километров (238 км – основная магистраль ВохтогаII–Кема, 17 км – ветка Истопная–Каменка, 13 км – ветка Ламса–Солигалич).

В эту поездку у нас случилось довольно много случайностей, причем поездка могла несколько раз сорваться, но в последний момент судьба становилась к нам милостива. Эта загадочная «Монза» не раскрывает свои секреты сразу, зато потом она пытается не отпустить вас о себя. Попробую рассказать подробнее…

«Продолжается посадка на поезд номер 68 Москва–Абакан с третьего пути» – несколько раз сообщил всему Ярославскому вокзалу Москвы диктор, пока я двигался вдоль этого состава. Над Москвой уже чернела ночная мгла, а вдали – за нашим электровозом – красовался светлый ореол солнечного заката. «Хороший знак! Ведь где-то там и находится Монза» – думал я.

Руслан уже был в вагоне. Руслан – это мой относительно недавний знакомый, с которым мы имеем много общих интересов: БАМ, путешествия, Байкал. Именно он и подал идею поехать на Монзу в июне 2005 года: с учетом гарантированного лишь ночного поезда наиболее полезно ехать туда именно в месяц самых коротких ночей: за меньшее время можно увидеть больше. Руслан уже давно занимается сотовой связью и является специалистом в этой области: еще перед поездкой он почти наизусть сообщил, что основными действующими операторами на Монзе будут МТС со стороны Вохтоги и Би-лайн в районе Солигалича.

Прибыли на станцию Буй точно по графику – в 6.48. Когда за две недели до поездки мы брали билеты, это было оптимальное время, так как отправление пригородного поезда на Вологду в 7.40. Но с 29 мая вступило в силу новое расписание. Буквально за несколько часов до отъезда я получил от Александра Мерщикова (за что огромное спасибо ему и его сайту) письмо и ознакомился с новым расписанием. Выяснилось, что теперь пригородный уходит ровно в 7.00, то есть нам на пересадку отводилось всего 12 минут. Но, прибыв на станцию, мы не сразу поняли подвох: нас приняли на 2-й путь от вокзала, а пригородный был на третьем. Мы неторопливо зашли в вокзал, посмотрели на очереди в кассы и решили, что купим билеты в поезде у кондуктора. Также неторопливо залезли на пешеходный мост и дойдя до третьего пути с ужасом обнаружили, что… с моста нет спусков на промежуточные платформы! «С третьего пути отправляется пригородный поезд Буй–Вологда» – раздалось из громкоговорителей. Мы кинулись бегом назад, рассчитывая попросить проводниц абаканского пропустить нас через тамбур к пригородному, но вновь зазвучал громкоговоритель: «Со второго пути отправляется поезд Москва – Абакан». И тут нас охватил ужас. Мы находились в середине довольно длинного скорого, проводницы уже запирали двери, а нам нужно было перебраться через него. Прыгать под вагоны было опасно, и оставался единственный шанс – успеть обежать скорый сзади. Добежав до последнего вагона, я увидел открывшийся зеленый светофор пригородного и в этот момент синий электровоз ВЛ60 дал свисток отправления. Но фортуна была в этот день на нашей стороне и мы успели впрыгнуть во второй сидячий вагон. Пожилая проводница в тамбуре строго выполняла указания и спросила что у нас за проезд. Раздираемый злостью от поистине БУЙной, или даже бУЁвой организации посадки на поезда я хотел сказать что-то злое, но сдавливаемое от бега дыхание смогло выдавить лишь одну фразу: «Деньги!». Проводница сообщила, что за оформление билета в вагоне она возьмет 15 рублей сверху, но мы ее уже не слушали и ввалились в сидячий вагон набиравшего скорость поезда. Хотелось найти общий вагон и мы двинулись по составу. Пройдя сидячий третий, мы обнаружили четвертый общий, но там как назло все ячейки были заняты. Честно говоря, я даже как-то не придал значению, что двери из 4-го в 5-тый была закрыта на защелку («Мало ли кто побаловался и закрыл») и, прорвавшись сквозь сигаретный дым тамбура, вошли в пятый вагон, который был тоже общего типа. Вагон был… абсолютно пуст! «Слушай, кажется, сюда не пускают пассажиров» – сказал Руслан, но мы все еще не могли отдышаться и просто упали в одну из ячеек. За окном уже было видно, как наш поезд отклонялся от главного северного хода Транссиба, как уже было отсыпано песчаное полотно под второй путь линии Буй – Вологда. Эта, пока еще однопутная, дорога в последние годы стала чрезвычайно загруженной из-за того, что все грузы из Питера в Сибирь и обратно пошли именно тут, а не через Москву, как было ранее.

Постепенно наше состояние нормализовалось. После Шушкодома нас совершенно неожиданно посетила проводница 4-го вагона: «Ой, да а чего же вы тут сидите? Этот вагон холодный, пойдемте в соседний! Там и места есть». Параллельно она выяснила, что у нас нет билетов и обилетила на 12 рублей с каждого. Вспоминая про 15 рублей дополнительного сбора первой проводницы, мы посмеялись меж собой, что хотела Северная дорога стрясти с нас побольше, а получила за это поменьше.

Вылезаем в Вохтоге. Это самая населенная станция между Буем и Вологдой. Осмотрев вокзал и закупив провизии, идем смотреть депо Монзенской дороги, после чего отправляемся к диспетчеру в деревянное здание станции Вохтога-2 поинтересоваться ожидается ли что в сторону Ламсы. «Сегодня до пассажирского точно ничего не будет. Ну, если только кого-нибудь не убъют» – констатировала она местное расписание. Эх, Россия XXI века! Мертвые теперь почитаются больше живых?! В общем, удалось только уточнить, что уходит пассажирский в 20.00, а возвращается утром в районе 7.00.

До пассажирского еще 10 часов времени и решаем, что сидеть нам тут негоже, а лучше будет пойти пешком, сколько сможем. Изначальная прикидка была на 32 км пути до станции Истопная, что впоследствии и оправдалось.

Постепенно осталась позади Вохтога вместе с местным деревообрабатывающим комбинатом (ДОК). И как прав Сергей Болашенко: глядя на эти пути, уходящие в Вохтоге вбок от основных, даже сложно представить насколько далеко они протянутся по лесам Вологодчины и Костромской области!

Через 4 км добрались до разъезда Таежный с домиком дежурного. На всех действующих разъездах и станциях Монзы был как минимум один человек, а то и больше. Причем они не просто сидели, а подчищали стрелки или пути. В Таежном нас впервые в тот день облил дождь. В дальнейшем мы еще раз пять попадем под него, а в промежутках нас будет сушить солнце. «Эта загадочная Монза».

Не успели мы перекусить на 8-м километре пути, как со стороны Ламсы показался поезд: ТЭМ2 толкал перед собой пустой вагон для леса. Вообще, вспоминая текст из книги Сергея, что местные мотовозы ДМ («Дээмки») гоняют по 100 км/час, старались чаще оборачиваться и подкалывали друг друга подпрыгивающими на рельсах и летящими мотрисами.

Изначально мы думали, что дорога проходит больше сквозь через хвойные леса, но как раз хвойные породы нам почти и не встретились. Кроме того, ожидавшаяся романтичность дороги оправдалась далеко не везде: часто встречались делянки спиленных деревьев, где оставшиеся части деревьев уродовали пейзаж. Зато все километры отмечены знаками, из-за чего проще ориентироваться, сколько уже пройдено пути. Правда и тут не обошлось без загадочности Монзы: некоторые километры нам показались виденными дважды (например, «15» или «30»), то есть первый раз проходишь знак не особо запоминая и потом вдруг чувствуешь, что это вроде как уже было. Чудеса!

Примерно в середине нашего пути встретили идущих навстречу двух мужчин и женщину. Они подивились нам и сказали, что незачем нам идти пешком и лучше подождать на остановке вечерний поезд, а вот они опоздали на утренний и теперь пытаются до вечера достичь Вохтоги. Но мы их слушать не стали и путь свой продолжили. Кстати, имея летом преимущества по всем статьям над зимой, есть одна особенность со знаком «минус», а именно комары. Я предчувствовал их и попросил Руслана захватить спрей «Москитол». Надо сказать, что эта вещь нам помогла, но дикие полчища монзенских комаров (лес и небольшая заболоченность – идеальная для них среда) это останавливало лишь первые 5 минут, после чего они снова наваливались на нас. Речи о привале в лесу не могло и быть, если они даже не дают шнурки завязать.

На отдельных станциях имеются светофоры (прожекторные или обычные, но двузначные, что непривычно), а кое-где еще и семафоры остались, но похоже, что они не работают. Система блокировки – жезловая: то есть, чтобы отправится на перегон, машинист должен получить от дежурного по станции жезл, который по прибытии на следующую станцию обменивается на жезл следующего перегона и т.д.

Примерно к 19.30 дошли до станции Истопная. За полчаса до этого на приличной скорости промчался встречный товарняк с минераловозами: видимо, этот состав ехал с Солигаличского известкового завода. На путях Истопной стоит «дээмка» (мы все хотели увидеть своими глазами ее) и пассажирский вагон без стекол (как пояснил местный дядька, раньше он школьников в Каменку возил, а теперь их всего трое осталось, вагон отставили, после чего в нем выбили стекла. Кстати, этот же дядька дважды уговаривал нас пойти погреться в его дом, попить чаю, но мы боялись дальнейшего проявления загадочности Монзы и решили от вокзала никуда не отходить). В этом месте лес немного отступает от дороги, комары почти не пристают, что позволило провести фактически первый за день нормальный привал. Правда, вскоре спрятавшееся за тучей солнце уже не согревало наши мокрые ноги и мы пошли греться в теплое здание дежурки (там для пассажиров есть 4 откидных сиденья).

Примерно в 21 час наконец-то показался пассажирский. Дежурная вынесла жезл, который и обменяла машинисту на другой. Поезд пришел в необычной составности: ТЭМ2 – три общих вагона – ТЭМ2. Последние вагон и тепловоз были отцеплены на Истопной (они направлялись в Каменку). Мы сели во второй вагон (его приметили еще в Вохтоге на отстое: средний вагон имел более-менее чистые стекла и относительно хорошо покрашен внешне (в шутку мы его прозвали вагон повышенной комфортности)). Людей было немного (возможно, сказывалось время между выходными днями) и мы заняли пустую ячейку у туалета. По рассказам ездивших в этом поезде выходило, что пьянки или разборки в нем – не редкость, но к счастью, в этот раз все было тихо и спокойно. Состояние вагона внутри, конечно, жуткое: все старое и обшарпанное. Но мы уже были к этому готовы: знали, куда едем. Кстати, скорость поезда, понятно, небольшая.

Пришла проводница и очень удивилась, что мы хотим выйти на переезде 96 километра и оттуда попасть в Солигалич: «А вас там на машине встречать будут? А то ведь там далеко до города. И вообще у нас там остановки запланированной нет: надо сходить к машинисту и предупредить, чтобы тормознул». Сумма проезда тоже рассчитывалась по интересной схеме: «Давайте или по 30 рублей с билетами, или по 15 без билетов». Когда я возжелал заиметь на память билет с Монзы, она еще более удивилась. В результате, она нашла у себя прокомпостированный ревизором билет и отдала его бесплатно.

На станции Ламса я сбегал к машинисту и попросил тормознуть на переезде – он кивнул. Мы вышли в тамбур, а вместе с нами и проводница: она хотела проконтролировать, что мы нормально выйдем. Примерно за 3-4 километра до переезда поезд затормозил. Мы недоуменно переглянулись и, разумеется, не вылезли. Поезд набрал скорость, вот уже и переезд, но скорость не снижается. Мы запаниковали: очередной каприз Монзы?! Хорошо, что проводница сразу же кинулась к стоп-крану и начала его стравливать: машинист понял и затормозил примерно через километр. Так мы ступили на землю Костромскую. На часах было примерно 23 часа.

Все-таки здорово, что был июнь, и местность вокруг хоть немного была видна. На этом «бонусном» для нас километре Монзы обнаружился железобетонный мост в отличном состоянии. А рядом с ним можно наблюдать остатки старого моста с деревянными опорами (пролетных строений уже нет).

Наконец, мы оказались на неохраняемом переезде. Тут снова появилась сотовая связь, потерянная в далекой уже Восье: Би-Лайн устойчиво сопровождал нас. Не успели мы пройти и километра к Солигаличу, как на грунтовой дороге чуть впереди нас задвигались небольшие комочки. Мы тотчас замерли. Мыши? Крысы? Кошки? Наконец-то вытаскиваю из кармана фонарик и включаю. «Ой, смотри, зайцы!» – почти как ребенок вскрикивает Руслан. И действительно, пятеро среднего размера зайцев серого цвета прыгают поперек дороги. Ни наше присутствие, ни свет фонаря, ни вспышка фотоаппарата Руслана их совершенно не пугает. Они будто заигрывают с нами, скача в этом ночном монзенском вальсе вокруг нас – просто феерическое шоу!

Но надо двигаться, так как до заветной цели – гостиницы в Солигаличе – еще 18 километров, а организм уже немного ноет и просит отдыха. Вскоре сзади слышится рокот двигателя, мы встаем у обочины в ожидании. Из-за поворота выскакивает одна фара и маленький огонек левее. Мы приняли это за мотоцикл с коляской и решили не стопить. Это было ошибкой. Но разглядеть темный ЛуАЗ с одной фарой мы смогли лишь в момент, когда он проехал мимо. Обидно. Причем совершенно не очевидно, что будет еще какой транспорт, так как дорога эта ведет лишь в деревни окраины Костромской области. Пришлось снова положиться на свои ноги. Но Монза продолжала вытворять фокусы и нам было послано спасение в виде колесного трактора с прицепом, перевозившим шифер. Причем трактор был без фар и понять что именно едет было сложно. Но наученные ошибкой, мы решили стопить все подряд, я помигал фонариком, транспорт ответно помигал поворотником и остановился. Из кабины вылез дядька с явным перегаром. Поняв, куда нам надо, он ответил, что ему надо заехать в какую-то деревню, а уж потом через некоторое время он двинет на Солигалич. Руслан потянул меня за рукав, мотая головой. Намек был ясен: ездить с нетрезвыми водителями опасно. Но что делать, если на часах уже полночь, ноги устали, организм просит сна, да и скорость транспорта составляет всего 10 км/час? В общем, я уговорил его все-таки поехать. Дядька предлагал сесть с ним в кабину, но места там было явно мало даже для двоих, не говоря о троих, и мы запрыгнули в прицеп на шифер, ухватившись за борта. Но дядька снова вылез из трактора и спросил, откуда мы едем. Мы ответили, что с Вохтоги (это компромиссный ответ, когда не хочешь говорить о столичном происхождении во избежание казусов, но и обманывать людей тоже негоже – нужно назвать место из последних пересадок). «А у вас вина с собой никакого нет?» – неожиданно спросил мужик. Я мотнул головой. «О, Русь! Ты непобедима, пока такие люди тут живут! От него итак перегаром тянет, но он будто совершенно трезв. А ведь ему еще почти два десятка по темной дороге без фар ехать!» – так я размышлял, покачиваясь в прицепе на кочках грунтовки.

К счастью, дядька был водителем-асом. Несмотря на вышесказанное, он четко объезжал канавы и немного подтормаживал на кочках. Но через 7 км трактор затормозил: «Ну, мне тут сворачивать надо в деревню. Я бы рад вас в город закинуть, но я обещал людям, что заеду». Нам пришлось минут пять его уговаривать, что все в порядке, и мы сами готовы пешком пройти дальше, и вообще мы ему очень благодарны за помощь. Все-таки удивительные люди в провинции! Столько отзывчивости и взаимовыручки! Живя в большом городе, в такие моменты чувствуешь себя будто бы иностранцем в своей стране: сколь велика разница в поведении, стиле жизни, отношении. Увы, эти чувства, изначально присущие человеку, вытравляются в крупных городах.

Пройдя пару километров под накрапывающим дождиком, сзади снова услышали знакомый рокот мотора. И вскоре наш трактор-спаситель нас догнал. Дядька упорно звал нас сесть в кабину, но мы решили все-таки не тесниться и не мешать управлению техникой и разместились на знакомом шифере, успевшим подмокнуть от дождя (он быстро кончился).

По пути проезжали темные брошенные или недостроенные дома. Печально. Хоть и ругают сейчас старую систему (конечно, есть за что), но все-таки она хоть сколько-то заботилась о простых гражданах, сейчас же «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но без каких-либо минимальных условий современному человеку выжить сложно, вот и вымирают деревни, и никого «наверху» не заботит, что каждый год Россия по населению уменьшается примерно на город, равный Воронежу…

Вскоре показались огни известкового комбината, а значит мы у Солигалича. Проехали через железнодорожные пути, и вскоре трактор остановился. «Ну все, приехали. А мне сейчас на поворот». Спасибо тебе огромное, солигаличский дядька на тракторе! Ты нам очень помог!

На часах два часа ночи, город абсолютно пуст. Идем по интуиции в поисках гостиницы. Опять же очень помогает то, что июньские ночи светлее всех прочих. Но поплутать нам все-таки пришлось: адреса мы не знали, и спросить некого. Благо, все-таки город не так велик и через полчаса блужданий мы увидели заветное 2-этажное здание, перед входом в которое светила яркая лампа. Заспанная тетя некоторое время упорствовала предложению Руслана оформить нас без квитанций (на 500 рублей двухместный номер в деревянном бараке с поломанным шкафом и без удобств ну никак не тянул), но потом все-таки согласилась оформить нас по одной квитанции за 400. Наших сил хватило лишь на то, чтобы вскипятить чайник, попить чая и моментально уйти в мир сна.

Утро следующего дня принесло хорошую весть – на улице солнце. Немного о месте, в котором мы оказались. Солигалич – райцентр одноименного района Костромской области. Город с населением семь тысяч жителей, возник в XVI веке и именовался Соль Галицкая. Вот центральная треугольная торговая площадь с вечно молодым Ильичем в центре (как бы там не было, считаю, что все-таки это история и пытаться ее переделать путем сноса как минимум глупо: вспомним, что когда-то тоже скидывались памятники царям, что было аналогично скверно), рядом несколько запущенные газоны, зато очень красиво расцвели посаженные цветы. Рядом деревянное здание магазина с громким для москвичей именем «Перекресток», уходящий вдаль деревянный тротуар с перилами, покосившееся здание бывших торговых рядов, красные административные здания и гордая вывеска «Би Лайн GSM» над магазином электротоваров.

Но оставим сам город на некоторое время и посмотрим на транспортные связи. Первым делом автостанция. Типовой параллелограмм из кирпича на окраинной части у автодороги на север (дорога в сторону Монзы). В пустом зале болтают три девушки, даже кассы закрыты. Фотографируем (спасибо людям, придумавшим цифровую фототехнику!) расписания и схемы. Теперь самое время посетить железнодорожную станцию Солигалич. Увы, числящийся в распечатке с «Коллекции расписаний» автобус на Известковый завод в 12.00 не появился. Выдвигаемся пешком, благо до станции километра три. Надо заметить, что отсутствие пассажирского железнодорожного сообщения в этих краях с 1960-х годов привело к тому, что ныне даже в Солигаличе не каждый знает про эту станцию, не говоря уж о жителях других мест района.

И вот она – небольшая станция Солигалич. Пять путей с вагонами-хопрами, снегоочистителем, тепловозами разных моделей (ТГК-2, ТГМ4, ТГМ4Б, ТГМ3) и вагоном старой электросекции Ср, сохранившегося вполне неплохо. А еще одноэтажное кирпичное станционное здание. Спросили у женщины насчет поезда. Его отправка ожидалась в 15 часов, но только до Ламсы. Она даже позвонила дежурному в Ламсу, но он только подтвердил, что уехать оттуда можно будет лишь на пассажирском (ночью в Иду, либо под утро в Вохтогу). Нас это не устраивало, и мы отправились обратно в город.

На автовокзале мы были около 14 часов. Как раз собрались люди на ПАЗик до Галича. Мы воспользовались открытой кассой (она работает лишь перед отправлением немногочисленных автобусов) и купили билеты в Галич на костромской рейс в 17.00 (все расписания переданы на упоминавшийся уже сайт «Коллекция расписаний»). Заодно уточнили у кассирши, что автобусы на Известковый завод ходят только по рабочим дням, но с частотой раз в полчаса, на автовокзал не заезжая (их остановка «У больницы» в 200-х метрах).

Оставшиеся три часа были посвящены осмотру города. Не расписывая подробно это время (в сети есть места, где о Солигаличе написано подробно), хочу только сказать, что город нам понравился сразу. Этакий уютный райцентр российской глубинки. Все что надо простому путешественнику тут есть: и культовые достопримечательности (Воскресенский и Рождественский монастыри, а также отдельные храмы), и красивые ландшафты вдоль спокойной Костромы-реки (на которой даже имеется плотина с пешеходным мостиком и рыбаками-мальчишками), и недорогой ресторан «Солигалич» со свободными столиками и приветливым персоналом, а также разукрашенные в разные краски деревянные частные избы, причем, каждый дом не похож на другие и имеет собственный «дизайн» как в общем оформлении, так и в резных узорах окон и дверей. В общем, как с первых минут это очарование «околдовало» нас, так заворожено мы и бродили, пока вовремя не опомнились. На автостанцию мы вбегали красные от пота одновременно с моментом включения двигателя автобуса «Икарус-250». В общем, снова шутки этой непростой Монзы!

В Галиче нам оставалось лишь купить билет на поезд Шарья – Москва и дождаться его. Путешествие заканчивалось.

Вместо послесловия.

Итак, несомненно, поездка удалась! Пусть мы и не достигли Иды, наш план-минимум осуществился с лихвою. Для энтузиастов железных дорог посещение Монзы доставит немало интересных впечатлений (чего только стоят оставшиеся на отдельных станциях входные семафоры!). Мы искренне надеемся, что пассажирский поезд сохранится, и все также еженощно будет доставлять людей по линии. Лучшее время года для поездки на Монзу именно июнь-начало июля с самыми короткими ночами. Только не забудьте средства от комаров: их там не много, а очень много!

На 16 км имеется детский лагерь «Березка» с одноименным остановочным пунктом. В начале июня там было абсолютно пусто, и мы прогулялись с удовольствием. Особенно впечатлил живописный вид на извилистую реку Монза!

Людям, интересующимся осмотром достопримечательностей родной страны, несомненно стоит попасть в Солигалич (за световой день можно успеть посмотреть связку Солигалич + Галич, либо Солигалич + Чухлома с Авраамиевым монастырем чуть севернее). Вы будете поражены красоте и очарованию этих мест с одной стороны, и почти полным отсутствием туристов с другой. Места чудесны и туристами пока не избалованы. Все выглядит тихо и естественно!

Будучи в Солигаличе попробуйте ностальгический вкус «советского» лимонада в пол-литровых стеклянных бутылках. Вещь! Его даже в ресторане подают!

Ну и напоследок информация от Руслана тем, кто не может себя представить без мобильной связи. В начале Монзы (в Вохтоге) едва-едва ловится «Мегафон» и очень сильный прием от стоящей вышки МТС, добивающей даже до Восьи, после чего мобильная связь исчезает как класс вообще. С автопереезда 96 км уже начинает ловиться «Би Лайн», вышка которого добивает туда с Солигалича. Приятным сюрпризом для обладателей московских сим-карт этой компании будет полное отсутствие роуминговых начислений за разговоры: Костромская область, уже неплохо охваченная почти монопольным здесь «Би Лайном», относится к центральному федеральному округу, общение внутри которого считается в этой компании безроуминговым.

Большое спасибо Руслану за отличную компанию. Также хочется сказать добрые слова в адрес Егора Пагирева (открывшего Монзу для широких масс любителей железных дорог) и Сергея Болашенко (осуществившего огромную исследовательскую работу по линии и написавшего большую статью о ней в своей книге).

Удачных дорог и приятных поездок по родной стране!

sPutnik   

 



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.