Кое-что о Паломническом туризме , kuda.ua.
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Кое-что о Паломническом туризме

KUDA.UA > Отзывы туристов > Отзывы о России > Кое-что о Паломническом туризме

КОЕ-ЧТО О ПАЛОМНИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ.

В канун одной из очередных годовщин Куликовской битвы 1380 года я неожиданно почувствовал, что хочу оказаться на Куликовом поле в этот день – 8 сентября.

Причем я захотел добраться туда самостоятельно. Без помощи турбюро то есть. Тем более, что в тот год регулярных маршрутов такого рода не существовало.

Добираться до Куликова поля надо было через Тулу.

Хотя в самой Туле тоже много чего интересного можно найти, я ограничился территорией автовокзала. Скоротать время ожидания областного автобуса мне помогали огромные буквы на крыше многоэтажного здания по соседству. Фраза выглядела так: “Значение Тулы для республики огромно…” (В.И.Ленин).

Все время, которое я провел на автовокзале, я смотрел на эту мантру и с добрым сарказмом заканчивал про себя эту фразу Ленина. Ибо целиком его высказывание было таким: ” Значение Тулы для республики огромно…но народ там не наш”.

Так я провел полтора часа в размышлениях о великом искусстве говорить правду, одну лишь правду , ничего кроме правды…но- не ВСЮ правду…

Наконец, подошел и мой автобус “Тула – Куркино”. Как мне объяснили знающие люди, ехать надо на Куркино, и выйти где-то не доезжая его.

….О самой дороге сказать особо нечего. Ландшафт, плавно переходящий от лесного к лесо- степному…Городки…Поселки…Остановки…Техногенный пейзаж…Пыль…

В Богородицке остановка была чуть дольше обычной. Я смотрел из окна автобуса на дорогу: невдалеке на телеграфном столбе висел большой плакат “Осторожно! Дети переходят дорогу!”.

В тот момент под этим плакатом шла похоронная процессия. Человек, с большим деревянным крестом на плече…Люди в черном…

…и опять потянулась дорога.

……………………………………………………………………………………………………………………..

ПОПУТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

В 1380 году на территории русских княжеств проживало 12, 3 млн человек, а на территории Золотой Орды – 35, 2 млн. человек.

…Каков же был национальный состав войск Мамая?

Из исторических документов известно, что во времена монгольской оккупации Руси русские княжества не только платили дань, но и обязаны были поставлять солдат для армии правителей Золотой Орды. Следовательно, в армии Мамая были не только русские воины, мобилизованные на территории Золотой Орды

( а это нынешние Воронежская, Тамбовская, Ростовская области), но и те , которые были призваны с территорий княжеств, подвластных или союзных Дмитрию Донскому!…

…В древней повести “Задонщина”, в которой описана Куликовская битва, автор противоборствующие стороны описывает так : “христиане” ( воины Дмитрия Донского), и “басурмане” ( воины Мамая). Надо полагать, что в число “басурманов” автор “Задонщины” включал также и РУССКИХ язычников или вообще – всех РУССКИХ- НЕХРИСТИАН.

Другими словами – автор “Задонщины” противостоявшие войска различал не по национальному признаку, а по различию в образах жизни людей.

Примерно так же, как во время гражданской войны, когда противоборствующие стороны различались по принадлежности к идеологии – на “большевиков” и “контрреволюционеров”….

Если же в Золотой Орде численность собственно татар ( то есть не-русских) была во много раз меньше, чем русских, то войну Дмитрия Донского с Мамаем можно скорее всего отнести к гражданской :)…

………………………………………………………………………………………………………………….

Ближе к вечеру автобус ехал по шоссе между сплошных полей. Я перебрался ближе к водителю.

Наконец, он остановил автобус у развилки с указателем “Кресты”. “Вот здесь вам надо выходить,” – сказал он и открыл дверь. “Пойдете по этой дороге. Километра через три выйдете прямо к памятнику на Куликовом поле.” Я поблагодарил, вышел и – оказался в прямом смысле слова в бескрайней степи. Кроме указателя с несколько двусмысленным словом “Кресты” вокруг не было никого и ничего во всех направлениях, куда достигал взгляд.

Я пошел по асфальтированной дороге в указанном направлении. Где-то через километр- полтора миновал некий населенный пункт. Судя по его внешнему виду – и с точки зрения банальной эрудиции рџ™‚ – это и был “Кресты”.

Я ускорил шаг и миновал первую встреченную достопримечательность форсированным маршем.

….Еще через километр – полтора впереди возникли купола. Цель была уже близка….

Странное ощущение испытывал я, когда у входа в храм – памятник увидел микроавтобус и группу людей в костюмах с галстуками и …явными признаками монголоидности на лицах. Они переговаривались по – корейско-монгольски, озирались вокруг, потом скрылись в храме. Я остановился и решил сперва осмотреть территорию.

Кроме храма- памятника Сергия Радонежского, построенного в 1913 – 1918 годах по проекту архитектора А.В.Щусева, на Красном Холме находилась большая черная колонна – самый первый памятник в честь победы над войсками Мамая, построенный в 1848 -1850 годах по проекту А.П.Брюллова.

Недалеко от них находилось еще одно культовое сооружение, автора которого мне так и не довелось узнать – довольно вместительный общественный туалет. Что меня изумило, так это удивительная для данного заведения чистота и исправность всего, что должно быть исправным…

Наверное, процентов 30 своих позитивных впечатлений от этого путешествия я вынес из этого здания:).

…Тем временем корейско-монгольская группа покинула храм и – как их далекие предки в 1380 году – скрылась в степной дали. Правда, на этот раз – на микроавтобусе.

Я зашел в храм – и обнаружил, что я в нем совершенно один.

Появилась работница музея.

“Здравствуйте,” – сказал я.- “Можно с вашей помощью узнать много нового и интересного о вашем музее и о самой Куликовской битве?”

“Можно,”- отвечала работница.-” Вам повезло. Раз в год, 8 сентября мы включаем нашу электрическую модель Куликовской битвы для посетителей…”

Я загордился.

Действительно, электрическая модель битвы была включена. Трудно сказать, насколько электричество углубило или расширило мои представления об этом событии, но всегда приятно ощущать легкую избранность.:)

……………………………………………………………………………………………………………………

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

Автор повести “Задонщина” сообщает , что у русских было 300 тысяч воинов. По сведениям историка Соловьева русская армия имела 150 тысяч человек. По некоторым другим сведениям у русских было 43 тысячи воинов, а у Мамая – 99 тысяч.

Но – общие потери сражавшихся в Куликовской битве оцениваются в 200 тысяч человек. Поэтому ближе всего к точности оценка Ипатьевской летописи, в которой численность войск Мамая определяется в 400 тысяч человек. 150 тысяч конных, 150 тысяч пехоты и около 100 тысяч в обозе….

……………………………………………………………………………………………………………………..

После осмотра наконечников стрел, кольчуги и коллекции литературы, посвященной этому событию, не осмотренной остались лишь фотографии, сделанные 8 сентября 1980 года, года весь цивилизованный мир от Монголии до Тульской области отмечал 600-летие Куликовской битвы.

На фотографиях я мог наблюдать группу людей в штатском, среди которых было даже двое в генеральской форме. На разных фотографиях люди находились на разных местах, но состав их не менялся. Не менялся ни фон, ни передний , ни задний план, ни структура облачности…

Когда фотографии закончились, осматривать стало нечего. В общей сложности у меня ушел весь световой день на то, чтобы добраться до этого музея – и примерно 45 минут на то, чтобы сделать по нему два полных круга по часовой и против часовой стрелки.

Возникла пауза, особенно тоскливая ввиду надвигающейся ночи.

В принципе, я человек привычный, мог бы и в копне сена переночевать…если бы эти самые копны где-нибудь наблюдались. Но сена не было. Я решился.

“Не подскажете, где здесь можно остановиться на ночь?”- небрежно обратился я к сотруднице музея.

” А вон, в Ивановке,” – сразу поняла сотрудница. – “Там есть общежитие. Обратитесь к коменданту, она не откажет. “

Километр от Красного Холма до деревни Ивановки я прошел по хорошей дороге. Справа я миновал штук шесть больших деревянных павильонов, непривычной архитектуры. Они напоминали монгольские шатры. Нигде ни до , ни после я таких сооружений не видел. Если хотите – достопримечательность Куликова поля:) На павильонах были вывески, вроде “кафе”, “сувениры”, и тому подобное.

Все двери были заколочены.

Окна были побиты.

Село Ивановка за всю свою многовековую историю похоже пережило свой ренессанс один раз – в 1980 году. При подготовке к Международному дню 600-ой даты Куликовской битвы.

В рамках этой подготовки в деревне была заасфальтирована центральная улица, воздвигнуто несколько двухэтажных коробок из бетонных панелей. В двух коробках не было ни окон, ни дверей…ни даже крыши.. Еще в одной были и двери, и крыша – это и было общежитие.

Коменданта я нашел сразу. Добрая женщина выдала мне ключ от комнаты, некое постельное белье и один маленький , но очень большой совет:

“Вы когда спать ляжете, дверь закройте и никому не открывайте, как стучать начнут.”

“А…что..стучать обязательно начнут?”,- насторожился я.

“Молодежи делать нечего,” – пояснила женщина. – ” Вот они и балуют. Пьяные все к вечеру. Как бы чего не вышло”

Тут она увидела, что я быстро погружаюсь в глубокую задумчивость, и добавила: “Но обычно ничего не происходит”.

Я прошелся по центральной улице деревни Ивановка. Улица была заасфальтирована. Имела тротуары и – бордюры. Каждое утро и вечер по этой улице проходило стадо деревенских коров. Дворник по улице не ходил…

…Вдоль тротуара тянулся длинный забор из штакетника. Еще дальше в глубине дворов тянулась череда сараев. За сараями стояли жилые дома.

Между забором и сараями простиралась нейтральная полоса. Жители домов выплескивали на нее помои, вываливали мусор …и похоже делать это начали сразу после окончания торжеств 1980 года.

Я помог какой-то женщине поднести тяжелые сумки, и в качестве вознаграждения предложил ответить на один вопрос. Она согласилась

“Скажите, почему вот у вас такая хорошая центральная улица, асфальт, тротуар, вон даже кафе с рестораном есть – и такая грязь прямо на виду?”

Женщина опешила. Огляделась вокруг, как будто в первый раз увидела это все благолепие. И ответила: ” А мы что? Мы давно говорим председателю, чтобы вырыл нам яму для мусора!! А он не роет!”…

…Весь вечер в дверь моей комнаты в общежитии действительно ломились подростки и вежливо кричали: “Откройте! Да откройте же!!!”. Я в полемику не вступал.

…Забрезжило утро 9 сентября. Я покинул Ивановку и направился через огромное пространство бездорожья к селу Монастырщино, где хотел дойти до церкви, построенной над братской могилой воинов, павших в Куликовской битве.

Я шел по полям, по тропинкам, миновал рощицу, где прятался Засадный полк ( точнее, я миновал рощицу, которая росла на месте рощи, в которой прятался Засадный полк- хочется быть как можно точным в формулировках:)..

Я вышел к Непрядве. Сами собой выплыли строки А.Блока “…течет лениво, и моет берега…”. Я шел к селу и декламировал по несколько раз эти стихи.

В селе было тихо. Церковь была закрыта. Какой-то человек собирал плоские камни известняка и понемногу воздвигал забор. Все заборы здесь были из такого камня…

…стал накрапывать дождь…

Я зашел в сельсовет и некоторое время с интересом изучал графики роста удоев и расширения пашни. Бухгалтерша почти без удивления посмотрела на меня, когда я возник перед ней с вопросом: “Как и в какую сторону я могу покинуть территорию сельсовета?”. Она объяснила, что остановка на Епифань находится на трассе, это метрах в 500 от села, на берегу Дона…

При слове “Дон” я вздрогнул от предвкушения новых переживаний…

Когда дождь прекратился, я продолжил осмотр села, одновременно продвигаясь к выезду из него.

Вскорести я действительно вышел на берег ручья. Рядом с мостиком высилась табличка “р.Дон”.

На другом берегу была остановка, в которой мне предстояло провести неопределенное количество времени, ибо график движения автобуса был довольно условный. Кроме того, меня предупредили , что водитель может и не остановиться. В этом случае мой рассказ мог оказаться гораздо длиннее:(…

Обошлось.

Водитель остановился.

В этом автобусе я проехал Епифань, добрался до Новомосковска, где испытал культурный шок, когда увидел типичную московскую улицу, застроенную в 50-е годы “сталинскими” домами – и заметенную выхлопами Новомосковского химического комбината. Представить себе улицу Профсоюзную в таком виде невозможно. А увидеть ее все-таки в ТАКОМ виде – и не ошалеть- просто невозможно!

…впрочем, это уже совсем другая история.

FINIS CORONAT OPUS

Как я уже говорил, любое путешествие – это, прежде всего, путь к Себе. Не я первый придумал, но полностью согласен.

Что касается паломничества, то тут похоже, могу претендовать на авторское засвидетельство.

В паломническом путешествии важна не цель.

И даже – не средства достижения.

В нем, как в “ожидании Свана”, главное – то, что происходит вокруг и внутри путешественника по пути к его вожделенной цели.

Это ценное правило я вывел из проверенной на собственном опыте гипотезы.

Отправляясь в какое-либо сакральное место, надо быть внимательным к деталям самого Пути.

Иначе… в конце пути вас будет ждать уныние, а то и гнев.

.Оба – смертные грехи.

Но ведь ехали вы не этим:)

Владимир Давыдов   

 



Прочитайте еще Отзывы о России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.